Три эпохи логоэволюции

Анатолий Секретарев
    Будем исходить из положения,согласно которому существование человека разумного реализуется в трех условных пространствах - семантическом, символическом и ситуационном. Если семантическое и ситуационное пространства (т.е. совокупности законов Бытия и их материальных реализаций) существуют независимо от человека, то пространство символическое является результатом исключительно человеческой деятельности.

  В процессе логоэволюции, т.е. эволюции человеческого разума, можно выделить три важнейших стадии, связанные с последовательным овладением человечеством этими тремя пространствами, с превращением их в поле творческой деятельности человека разумного. Эти три стадии я называю так: эпоха вещей, эпоха символов и эпоха понятий.

  В эпоху вещей творческая осознанная деятельность человека сосредоточена в ситуационном пространстве и главным результатом этой деятельности человека являются созданные им материальные объекты  - вещи.

 В эпоху символов к ситуационной деятельности человека добавляется деятельность символотворческая, не связанная непосредственно с утилитарными потребностями человека. Уже не вещи, а символы во всем своем разнообразии (воплощенные в виде материальных неутилитарных объектов, разнообразных ритуалов и, конечно, в виде речи) являются в эту эпоху квинтэссенцией логоэволюции.
 
  Последующая эпоха понятий характеризуется тем, что объектами осознанной творческой деятельности человека становятся не только вещи и символы, а и законы Бытия. Именно в эту эпоху семантическое пространство становится главным, определяющим полем деятельности человека. Подробнее об этих трех эпохах речь будет идти в других текстах. Здесь же мы завершим тему приближенной датировкой все трех эпох для человечества в целом.

  Эпоха вещей начинается с появления устойчивых технологий для добывания и сохранения огня, создания искусственных жилищ, орудий труда, одежды и т.п. Начало этой первой эпохи логоэволюции, естественно, весьма размыто. Будем датировать ее начальный этап, исходя из датировок археологических находок, отрезком от 1 млн. до 500 тыс. лет тому назад. лет.

  Что касается начала эпохи символов, то его, думается, можно определить по времени появления ритуальных захоронений. Их, похоже, можно считать наиболее древними продуктами символотворческой деятельности человека, поскольку использование умерщвленного в роли символа живого является чрезвычайно простым, доступным и в то же время чрезвычайно значущим видом символотворчества. Возраст наиболее древних из известных ныне ритуальных захоронений достигает рубежа 130 тыс. лет. Именно от этого времени можно и вести отсчет эпохи символов. Заметим, что окончательное овладение человеком символотворчеством произошло тогда, когда появилось палеолитическое искусство, т.е. примерно 30 тыс. лет тому назад.

  Тем продуктом творческой деятельности человека в эпоху понятий, который можно трактовать как  индикатор входа в эту эпоху, будем считать то, что я называю надситуационным языком. Это язык, который позволяет вести информационный обмен, касающийся практически любой из известных участникам обмена ситуаций, причем независимо от той ситуации, в которой эти участники пребывают (если ситуация, конечно, не препятствует их достаточно свободному существованию)  -  говорящий и слушающий, если речь устная, пишущий и читающий, если речь письменная. Надситуационный устный язык можно обозначить таким образным термином как "слепая речь", имея в виду речь, которой можно пользоваться, закрыв глаза, т.е. речь, которая самодостаточна и не требует использования дополнительных сенсорных каналов - зрения, обоняния, осязания. Создание надситуационного языка, действительно, может служить индикатором перехода в эпоху понятий, поскольку это создание необходимо требует овладения понятиями, т.е. появления в человеческом сознании образов законов Бытия,  - хотя бы потому, что в объективной реальности именно законы Бытия составляют его надситуационную часть.
 
  Время появления надситуационного языка отследить сложно. Следы этого появления в хорошо датируемых материальных памятниках весьма трудноуловимы. К тому же в различных традициях фомирование надситуационного языка происходило в разное время, причем часто  - в результате заимствований. Поэтому датировать переход человечества в эпоху понятий можно с точностью порядка одного-двух тысячелетий. Учитывая то, что сопутствующими явлениями этого перехода являются империализация, формирование эпосов, пан-религий, можно считать, что переход в эпоху понятий впервые в истории человечества произошел в течение III -II тысячелетий до нашей эры в поясе древних цивилизаций - вавилонско-шумерской, египетской, греческой.

  Свидетельством окончательного входа человечества в эпоху понятий, думается, можно считать появление античной философии в середине I тысячелетия до нашей эры. Расцвет же эпохи понятий начинается в Новое время и связан с появлением современной натурологии, с результатами деятельности таких мыслителей как Ньютон и Лейбниц.