Душа

Федор Звягин
С таким явлением, как душа, мы сталкиваемся в нашей жизни довольно часто (хотя, скорее постоянно). Я уверен, что каждый слышал слово «душа», многие строили те или иные догадки о том, что же это такое, а может, есть и те, кто для себя определили, что же это такое - душа.
Для начала я бы хотел взять существование души за аксиому. Мне приходилось встречать людей, сомневающихся в существовании этого чуда творения, однако, то, чего, по их мнению, не существует, а точнее деятельность этого «не существующего» была замерена физиками и подтверждена, однако так и осталось под грифом «Мы мало об этом знаем, нам необходимо продолжать наши исследования».
И вот теперь мы возвращаемся к душе. Что же это такое? Понятие «душа» очень расплывчато. Она имеет столько различных определений, начиная от совокупности психических явлений и заканчивая бессмертной нематериальной сущностью. И не удивительно! Ведь душа по своей структуре и проявлениям так сложна, что описать её довольно проблематично, а даже если и удаётся составить ей описание, то оно получается расплывчатым.
Все существующие определения, так или иначе, отражают сущность души, только с разных граней, и я пока не встретил ни одного определения, которое могло бы представить душу не с какой-либо одной стороны, а как нечто целостное, обладающее многими гранями и свойствами.
Итак. Прежде чем дать понятие тому, что такое душа, я предлагаю сначала попытаться понять её сущность, её проявления или особенности, и потом сложить полученные крупицы информации воедино.
И начнём мы с самого простого. Душа – это нечто нематериальное. Её нельзя потрогать или увидеть (за исключением применения того, что люди называют сенсорикой). Над ней вообще очень проблематично провести те или иные физические манипуляции, что также относит её к чему-то более высокому по своим колебаниям (так уж вышло, что абсолютно всё во вселенной имеет то или иное колебание.) Если же душа не принадлежит тому, что мы называем материей – то, выходит, она принадлежит к так называемому духовному. Хотя, признаюсь, я убеждён, что не существует деления на материю и дух, и, по моему убеждению, любая материя есть дух низких вибраций. Чем ниже вибрации, тем меньший диапазон восприятия, что и обеспечивает невозможность физических манипуляций душой. Низкие и высокие вибрации можно было бы изобразить двумя графиками: с большим и малым периодами. Большой период за определённое расстояние меньшее число раз пересекает ось графика и диапазон его восприятия не такой великий, как у малого периода, который будет повторяться часто и кучно, тем самым имея куда больше точек пересечения с осью графика. Сенсорика, о которой было упомянуто выше – это своего рода повышение чувствительности восприятия, уменьшение периода нашего графика, позволяющее увидеть или ощутить ту самую нематериальную душу, чьи колебания так высоки, что она и попадает в раздел «нематериального».
Душа также будет обладать некой энергией, по сути, она не будет ею обладать, а будет ею самою. Любая информация есть энергия, как и любая энергия есть некая информация. Иными словами, всё, что, так или иначе, есть – оно есть ни что иное, как энергия. Откуда тогда такое большое разнообразие того самого «всё, что есть»? Ответом будут колебания. По сути, от колебания энергии в энной единице и будет зависеть то, чем будет эта единица – атомом водорода ли, или железа. Физика только начала подходить к этому, и мне на ум приходит сейчас лишь пока ещё молодая «теория струн», однако мы отклонились от темы, и зашли совсем в иные дебри. Итак, душа – это энергия. Душа – это и информация. Она содержит в себе наш внутренний мир, и, скорее всего, она отвечает за такие проявления как чувства: за совесть, сострадание, милосердие, счастье, печаль и так далее. Таким образом, душа – это некая нематериальная энергетическая субстанция, отражающая духовный и эмоциональный мир индивидуума. Также душа отвечает не только за духовный и эмоциональный мир индивидуума, но и за восприятие им окружающего мира, за его мировоззрение и мироощущение. Таким образом, выходит, что душа – наиболее важная из внутренних духовных составляющих человека.
Однако мы не останавливаемся на этом и идём дальше. И тут же встречаемся с неким противоречием. Некоторые философские определения утверждают, что душа - «бессмертная сущность». Противоречие состоит в том, что с одной стороны энергия (а душа также ею является, как было установлено выше) не может быть уничтожена, однако с другой стороны, мы знаем, что энергия может переходить из одного состояния в другое. Если энергия души перейдёт в иное состояние, то сама данная душа перестанет существовать как душа, а станет чем-то иным, и значит, можно сказать, душа погибла таким образом. Просто перестав быть душой. Из этого можно сделать вывод, что душа вовсе не бессмертна (и правда ведь, что лишено смерти, лишено и жизни, а душа, я бы сказал, живая), она может быть разрушена либо видоизменена в иные состояния, где она перестанет быть душой.
Напоследок предлагаю обратиться к некоторым религиозным источникам, которые раньше науки провозгласили душу, и, я думаю, успели её хоть как-нибудь изучить за время своего существования. Итак.
В Иудаизме, в Талмуде, душа описывается как независимая от тела сущность, как та часть человека, которая непосредственно создана Богом. По своей природе душа непорочна, а злое в человеке объясняется тем, что наряду с благим началом, которое стремится к добру, в человеке присутствует и отрицательное начало — склонное ко злу.  Душа одухотворяет тело и управляет им; подобно тому, как Бог наполняет Вселенную, но остается невидим, так и душа наполняет тело человека, сама оставаясь невидима.
Итак, ничего противоречащего вышесказанному нет, однако, хочется добавить, что доброе и злое начало не единственны, иначе бы это было слишком плоско. Идём дальше.
В учении Каббалы душа мыслится как духовная сущность, берущая начало в высшем разуме (или мировой душе) и возникающая как эманация последнего.
Для большинства христианских конфессий характерно представление о душе, как о высшей нематериальной (духовной) сущности человека, носителя разума, чувств и воли. После смерти физического тела душа, согласно этим представлением, продолжает сознательное существование.
Другие религии и религиозные теории говорят о чём-то схожем с этими. Так, теория реинкарнации душ может подтвердить христианское суждение о том, что душа продолжает свою жизнь после физической смерти тела, и подтвердить слова из Талмуды, что душа независима от тела. Что до ислама, то в нём я вижу странное сильное сходство понятия души с понятием Тени, введённым Юнгом в своей теории, из чего для себя делаю вывод, что душа там подменена иной субстанцией.
На этом я, пожалуй, и остановлю исследование особенностей души и попробую сложить её в целостное явление. Выходит, что душа – это нематериальная духовная энергетическая субстанция, отражающая внутренний духовный и эмоциональный мир индивидуума, и, являясь этим самым внутренним миром, является самой сутью данного индивидуума, и, следовательно, содержит внутри себя определённый основной стержень индивидуума – сознание. На этом я и закончу своё небольшое рассуждение.