Проблема ненаказуемой инициативы

Владимир Спасибо
Есть такая поговорка – инициатива наказуема. Но она не всегда оказывается к месту. Как в случае с историей инициирования создания инновационной особой экономической зоны. Такое ощущение, что, не поглядевши в святцы, ударили в колокол.

Особые экономические зоны создаются для формирования точек роста на специально выделенных территориях за счет привлечения инвестиций на льготных условиях. Для инвесторов механизм особых экономических зон ОЭЗ предполагает преференции по трем направлениям: налоговые и таможенные льготы, государственное финансирование инфраструктуры, снижение административных барьеров. Принципиально важным признается формирование в стране спроса на продукт инновационных технологий, созданных в ОЭЗ. (Моисей Фурщик, Егор Ушаков. Особые экономические зоны в России и в мире. /Менеджмент и бизнес-администрирование (МБА), № 3, 2009).

Давайте попробуем все-таки проанализировать пресловутый, если хотите, опыт КНР. Опираясь на исследование НП "Московский центр развития предпринимательства"
С началом социально-экономических реформ в КНР была провозглашена политика внешней открытости и курса на привлечение иностранных инвестиций.

Для реализации с этой политики разработали стратегию развития ряда регионов страны с помощью создания в них свободных экономических зон (СЭЗ).

Основные цели:

• Обеспечение притока иностранных инвестиций и увеличение валютных поступлений в страну;

• Изучение научных достижений и привлечение передовой техники и технологии;

• Овладение опытом управления предприятиями в условиях рыночной экономики;

• Изучение конъюнктуры рынка и активизация участия в мировой экономике;

• Эффективное использование человеческих и природных ресурсов.

Первоначально экономика СЭЗ ориентировалась на привлечение инвестиций в предприятия по переработке сырья и материалов по заказам зарубежных фирм, что обеспечивало быстрый оборот денежных средств. Что вкупе с дешевизной рабочей, при ее избытке, с учетом всех льгот и преференций сулило невероятную прибыльность для инвесторов. А когда процесс приобрел необходимое ускорение, был взят курс на внедрение в производство новейших технологий и их продуктов.

В итоге СЭЗ «Шэньчжэнь» к 2002 г. включала 17,5 тыс. предприятий с общим объемом инвестиций $22,4 млрд., из которых 85% приходился на Гонконг. Внешнеторговый оборот $84,42 млрд. Основные сферы инвестирования: ядерная энергетика, электроника, машиностроение, инфраструктура, финансы, высокие технологии.

СЭЗ Сямэнь – 4150 предприятий с иностранным капиталом $15млрд., из которых 80% - из Тайваня. Основные отрасли инвестирования – электроника, текстиль, пищевая и химическая промышленность.

СЭЗ Шаньтоу – более 3000 проектов с участием иностранного капитала в области нефтехимии, портовой и др. инфраструктуры, производства одежды, обуви и электроники. Обьем иностранных инвестиций - $3,5 млрд., из которых 95% от китайцев в Гонконге, Тайване, Сингапуре.

СЭЗ Хайнань – 7320 предприятий, совокупный объем инвестиций $22,3 млрд.

В 1985 г. создается «зона экономического и технологического развития» в вблизи города Куншана. Эта зона занимает территорию в 7700 гектаров на которой было построено 75 мостов, 149 км скоростных шоссе и создана единая система отопления и водоснабжения.

Решением Госсовета в 1992 г. была преобразована в «зону национального развития». В 2000 г. внутри нее создана «Куншанская экспортно-технологическая зона» площадью 2,86 кв. км, первая из 15 экспортно-технологических зон, в которых разрешено свободно передавать готовые товары и полупродукты другим предприятиям, находящимися вне зоны для дальнейшего производства.

А также «Экспортно-технологическая зона Янгсу-Кушан», «Всекитайский бизнес – инкубатор Куншана для обучения китайских эмигрантов», «Международный бизнес-центр в Янгсу», «Китайский промышленный парк для Японских компаний».

За счёт инвестиций из 38 стран в этой зоне образовано более 900 компаний, специализировавшихся в информационных технологиях, в производстве прецизионного оборудования и потребительских товаров.

Государством гарантируются основные преимущества для национальных зон экономического развития, наряду с этим, вводятся и ряд дополнительных привилегий. Все компании, действующие в этой зоне, рассматриваются как предприятия «расположенные на территории Китая, но вне таможенных границ». Это позволяет отказаться от обязательной системы банковского депонирования валюты и таможенного контроля, при этом не взимается НДС и потребительский налог на производимые товары и услуги, а также отсутствуют экспортно-импортные квоты и лицензии, ограничивающие деловую активность на территории зоны.

Предприятиям разрешено беспошлинное перемещение следующих товаров:

- ввоз машин, оборудования и агрегатов, необходимых в производстве, запасных частей и узлов для ремонта, строительной техники и материалов для возведения промышленных зданий, складских помещений и объектов инфраструктуры, а также офисного оборудования для собственных нужд предприятий;

- ввоз сырья, запасных частей, узлов, упаковочных материалов и других продуктов, используемых для производства экспортной продукции;

- вывоз готовой продукции и компонентов, бракованных изделий и отходов, полученных на территории зоны и продаваемых за границей.

Другим важным направлением в развитии внешней торговли было принятие в 1984 г. решения об открытии для мирового рынка и интернационализации производства 14 городов-портов на побережье Желтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей.

Создание в индустриально развитой полосе СЭЗ в форме «открытых» городов стимулировало ускоренное привлечение иностранного капитала, способствовало дальнейшему экономическому развитию и повышению деловой активности прилежащих районов.

«Открытые города»-порты получили значительные свободы в проведении самостоятельной экономической политики. Им можно принимать законодательные акты по регулированию потоков иностранного капитала, предоставлять дополнительные льготы или ограничения в налогообложении, арендной плате за землю и т.д.

Они имеют право самостоятельно утверждать проекты совместных предприятий с участием иностранного капитала в размере от $5 до $30 млн.

Это к вопросу авторитарности!

В «открытых городах» размещены технопарки, разрабатываются новейшие технологии с участием иностранного капитала, функционирует экспортно-ориентированное производство, активно работают торговые предприятия.

«Открытые города» можно считать комплексными зонами экономического и технологического развития. На обустройство этих территорий были затрачены средства, оцениваемые в $15–17 млн. на каждый гектар освоенной площади.

Производительность здесь на 70% выше среднекитайского уровня.

«Открытые города»-порты обеспечивают 23% всего промышленного производства Китая, 40% экспортных поставок и осуществляют почти 100% грузооборота всех морских портов. При населении едва больше 2% от населения всей страны.

После возвращения под юрисдикцию Китая провинций Сянган (Гонконг) и Аомэнь (Макао) на их территории были созданы особые административные районы (ОАР).

На территории ОАР Сянган проживает 0,5% общего населения Китая, которые выпускают 25% товаров и услуг, производимых в стране.

Сянган остаётся основным инвестором в экономику континентального Китая и третьим по значимости торговым партнером после Японии и США. Ежегодный товарооборот между Сянганом и остальным Китаем составляет более $40 млрд. На его долю приходится третья часть экспорта США в КНР. Иностранные фирмы, находящиеся в Сянгане, беспошлинно поставляют оборудование и материалы своим филиалам на территории материкового Китая. Готовые изделия беспошлинно ввозятся обратно с целью реэкспорта. Сянган остается четвертым, по значимости, в мире банковским центром, восьмым субъектом торговли и экономики, занимает шестое место по доле ВВП на душу населения.

К началу 2002 г. в Китае было создано 6 специальных экономических зон и более 30 государственных зон экономического и технического развития, 14 открытых портов, а так же иные зоны свободной торговли, специальные таможенные пространства, районы и территории, имеющие особый налоговый и торговый статус.

Такие зоны являются наиболее экономически развитыми регионами страны. Вклад СЭЗ всех типов во внешнеэкономические связи КНР значительно превышает их «вес» в населении или промышленном производстве.

Успех Китая (и других стран) в области привлечения инвестиций объясняется тем, что были созданы жесткие гарантии для инвесторов, обеспечена отлаженность запущенных механизмов. (Михаил Рычев. Что будет называться особой экономической зоной? /"Поиск", 06.03.2006. http://www.projects.innovbusiness.ru/content/document_r_).

Есть мнение, что особые экономические зоны КНР привлекли инвестиции для строительства производственных предприятий по иностранным технологиям там, где находилась дешевая рабочая сила. Никаких инновационных разработок на этих предприятиях и тогда не было, и до сих пор нет. (Петр Ампиров. http://www.izvestia.ru/letters/article3139587/ Известия, 27.03.10).

Так ли?

Следует вспомнить, что первый научный парк в КНР был организован недалеко от Гонконга в г. Шэньчжэне в 1985 г. Научно-технологическую поддержку парку оказал местный университет и все научные центры страны. Место в парке предоставлялось только фирмам, обладавшим передовыми или новыми технологиями и имевшим возможности для их внедрения. Обязательными были также наличие рыночной ниши для продукции и экспортная ориентация производства.

Учредителями научного парка выступили муниципалитет Шэньчжэня, Академия наук КНР и «Международная трастовая и инвестиционная корпорация провинции Гуандун» (МТИКПГ).

Правительство КНР на безвозмездной основе передало парку 316 га земли и предоставило значительные льготы (налоговые каникулы, привилегии в сфере экспорта и импорта, возможность доступа к научно-техническим грантам правительства и др.).

В 1987 году в КНР стали создаваться «инкубаторы научно-технических предприятий» (центры развития и освоения высоких и новейших технологий).

В 1988 году создана Пекинская экспериментальная зона новых и высоких технологий - крупнейший технопарк страны.

На его территории в 100 кв.км (это в 300 раз больше, чем анонсированная зона в Сколково) функционируют десятки учебных заведений, в том числе Пекинский государственный университет, 130 научно-исследовательских институтов и лабораторий, в которых занято более ста тысяч специалистов.

Второй по величине технопарк -«Наньху»- расположен в городе Шеньяне и занимает площадь в 22 кв. км. Там находится 12 вузов, 30 научно-исследовательских институтов, 220 предприятий высокой технологии, в том числе 30 компаний с участием иностранного капитала в размере более $7 млрд.

В 1990 году начал действовать государственный план приоритетного внедрения научно-технических достижений, источниками финансирования которого стали главным образом кредиты, капитальные инвестиции, собственные средства предприятий, общественные сбережения, средства отраслей или провинций.

Государство выделяет лишь небольшие вспомогательные средства для отдельных проектов!

Это в значительной мере способствовало развитию инновационного предпринимательства в действующих и вновь создаваемых технопарках.

Технопарки функционируют по всей стране, включая города центральных и северо-восточных провинций. Технопарки территориально и организационно пересекаются со специальными экономическими зонами. Это позволяет им эффективно взаимодействовать с зарубежными компаниями и участвовать в международном научно-техническом обмене.

Начал развиваться венчурный капитал. В конце 2004 года в стране насчитывалось более 180 венчурных инвестиционных компаний.

Но из них 90% – правительственные, 8% – иностранные, а остальные 2% – совместные. Общая сумма их капиталовложений относительно невелика - $3,5 млрд.

То есть эта форма не прививается в той мере, как в США, Европе.

В 2004 г. в стране действовало около 500 бизнес-инкубаторов и в их числе свыше 200 различных «инкубаторов научно-технических предприятий».

Бизнес–инкубаторы обеспечивают технологическое развитие региональной промышленности, привлекая к взаимодействию наиболее квалифицированных научно-технических специалистов.

Бизнес–инкубаторы располагают 1,5 млрд. кв.м производственных и офисных площадей – огромный ресурс!

Основная часть инкубаторов расположена в крупных городах. В Шанхае находится более 30 инкубаторов, самый большой из которых обслуживает 300 компаний.

Многие из инновационных компаний были созданы так называемыми «вернувшимися учеными», которые получили образование за рубежом и возвратились в Китай, чтобы создать новые компании на активно развивающемся рынке.

В 2004 г. в стране действовало 7298 образовательных и исследовательских организаций. По числу работающих в них исследователей Китай вышел на второе место в мире после США.

Государственные вложения в исследования и разработки в 2004 году составили $108,9 млрд. (1,5% ВВП), в 2005 году – $125,4 млрд., в 2006 году - $139,6 млрд.

В 2006 году из центрального бюджета на НИОКР выделено около $9 млрд.

Исследователям платятся весьма неплохие зарплаты. Но производственный персонал по прежнему получает скромные деньги. (Александр Суворинов. Чему учиться у Китая
Министерство науки и техники предполагало, что КНР к 2020 году войдет в число государств инновационного типа. К таковым были отнесены, в частности, США, Япония, Республика Корея и Финляндия.

Вот такой перечень. США и Япония – привычно. А вот Республика Корея и Финляндия – не очень привычно. И тем не менее.

Государственное регулирование деятельности научно-технических организаций, технопарков и инженерных центров проявляется в определении направлений исследований и в развитии высокотехнологичных производства, а также в бюджетном финансировании стратегически важных разработок.

В последние годы такими направлениями являются микроэлектроника, телекоммуникации, биоинженерия и технологии новых материалов.

В стране действует система государственной и общественной поддержки и развития инновационных предприятий.

Общественная поддержка осуществляется через систему некоммерческих и профессиональных ассоциаций, организующих комплекс мероприятий по продвижению новых научно-технических идей.

Государственная система поддержки предусматривает:

- Создание системы финансовой поддержки для компенсации возможных рисков, предоставления оборотного капитала и субсидий.

- Бесплатного или льготного предоставления предприятиям результатов научно-технических разработок, выполненных в государственных НИИ и лабораториях, а также путём своевременной информационной и консультационной поддержки предпринимателей.

В рамках специальной программы развития высокотехнологичного сектора, разработанной Министерством науки и технологий КНР, для успешного развития высокотехнологичных производств только за 1997-2001 гг. было вложено в фундаментальные и прикладные исследования около $13 млрд.

Эти средства направлялись на помощь академическим институтам и малым инновационным компаниям для коммерциализации результатов фундаментальных исследований и НИОКР в сфере электроники и информационных технологий.

Правительство предоставило китайским изготовителям компьютеров и электроники налоговые льготы и в значительной мере защитило их интересы от зарубежных конкурентов. Был принят закон, по которому иностранные компании могли выйти на китайский рынок, только основав совместное предприятие с китайской фирмой.

Для преодоления отставание в производстве программных продуктов в 2000 г. для предприятий этой отрасли Правительство КНР ввело ряд льгот и отменило ряд административных ограничений.

Эти меры позволили уже в 2001 году увеличить объем продаж программного обеспечения внутри КНР до $4 млрд, а объём экспорт повысить до $750 млн. Для стимулирования выпуска более сложных программных продуктов министерствам и ведомствам было предписано использовать отечественные операционные программы.

В 2005 г. в сегменте компьютерной и коммуникационной продукции экспортно-импортный оборот КНР составил $416 млрд . При этом экспорт превысил $218 млрд. в том числе объем экспорта компьютерной продукции - $105 млрд. или 13,7% от всей экспортной выручки страны, а экспорт коммуникационной аппаратуры - $72,3 млрд.

Зарубежные инвестиции в высокотехнологичный сектор китайской экономики за 2001-2005 гг. превысили $70 млрд. В 2006 году суммарный внешнеторговый оборот высокотехнологичной продукции в Китае достиг $500 млрд.

Одной из актуальных задач является передача функций по управлению научно-техническим прогрессом от государственных организаций в ведение уполномоченных частных научных и технологических специализированных агентств.

Посреднические агентства играют основную роль в популяризации технологических новшеств, в их производственном приложении, в оценке новых научно-технических достижений и в распространении инновационных идей.

При этом КНР ведет массированную скупку зарубежных технологий, опираясь на громадный ВВП страны.

По данным министерства коммерции КНР, в 2005 году в стране были заключены контракты по заимствованию технологий общей стоимостью свыше $19 млрд. Только с ЕС - на сумму более $9 млрд. Наиболее активно китайцы привлекают зарубежные технологии в железнодорожный транспорт. Контрактов в этой сфере заключено почти на $3 млрд.

Так ведь и США, Япония, или Южная Корея не стесняются привлекать иностранные инновации, причем не только путем их приобретения, но и за счет простой "скупки голов", в том числе и российских.

Использовались и другие методы. Например, еще в 90-х годах в Южной Корее была отменена необходимость уведомления об импорте любых технологий, кроме ядерных. Результат такой государственной политики не заставил себя ждать. Корейцам, которые по крупицам собирали научные разработки всех стран, удалось не только догнать Запад, но и стать одним из ведущих мировых поставщиков высокотехнологичной продукции. (Виктория Завьялова. Приложение к газете "Коммерсантъ" № 69 http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=666544 (3400) от 19.04.2006).

Можно констатировать – сначала китайцы привлекли инвесторов перспективами получения хороших прибылей, дали возможность их получить путем создания и функционирования огромного количества самых разнообразных предприятий в ОЭЗ.

А затем создали уже свою промышленность, в том числе и высоких технологий.

И наоборот никак не может быть. Сначала деньги. А потом инновации.

Кстати, мало кто педалирует на то, что активную инновационную политику в России проводят лишь крупный бизнес и сырьевые корпорации.