День рождения номер 38
Прошёл очередной мой день рождения. Тихо, скромно – незаметно. Да так оно и должно быть: радоваться (увы!) уже нечему.
Были в моей жизни разные дни рождений. Слишком различные. Многие забылись, а некоторые остались в памяти навсегда. Например, мой тридцать восьмой день, четырнадцатое число июня 1969 года.
В ту субботу небо было абсолютно чистым, и мы летали по самому простому варианту. А такие полёты характерны большой насыщенностью самолётами «круга» (воздушного пространства вблизи аэродрома). Смотри и смотри, чтоб не помешать заходящему на посадку, или чтоб тебе в бок «не влез» взлетевший. Верти шеей, крути головой, осматривай воздушное пространство, слушай эфир и представляй себе кто, где находится, куда идёт и где ваши пути могут пересечься. Столкновение в воздухе страшно, вот и прислушивались и крутили головами. Те полёты помнятся очень напряжёнными.
Отлетал и я свой план. На боевом истребителе и на спарке инструктором отработал в небе суточную норму (три часа тридцать минут).
Суббота, середина чудесного летнего дня, благополучный исход полётов. Лётчики – в столовую и на отдых, технический состав – закатывает МиГи на стоянки, осматривает, дозаправляет и чехлит их. Руководящий состав собрался у штаба полка, слушает замысел и план командира на начало следующей недели.
К этой группе офицеров от служебного здания с взъерошенными остатками шерсти на лысине несётся начальник штаба.
– Командир! Забыли… морякам… на подыгрыш…
Немая сцена…
Суть в том, что из штаба Балтийского флота часто поступали заявки на полёты наших истребителей вблизи военных кораблей, стоящих на рейде (в море) севернее морской базы Свиноуйсце. И эти полёты мы обязаны выполнять, а в этот раз по чьей–то оплошности не предусмотрели. Что делать? Срывать? Конечно, нет. Говорю командиру:
– Пусть инженер подготовит самолёт, а я слетаю.
– Ты и так уже перелетал норму.
– Выдержу!
А сам даю команду разведчику полка:
– Подвесить АФА (аэрофотоаппарат – АФА).
Часто начальники штабов частей чертыхались между собой и вслух, что у них нет достаточно чёткого плана гарнизона. Услыхав это, я пообещал им при удобном случае сделать планшет (фотоплан) гарнизона. Я много летал на фотосъёмки, любил эти задания, когда был в нештатных разведэскадрильях, и фотоспециалистов предупредил о необходимости «держать АФА на мази». В ту субботу (небо чистое, никто не мешает) были все условия сдержать слово.
– Товарищ командир, самолёт готов.
– АФА подвешен?
– Так точно.
Взлетел, нос на запад. Небо чистое, видимость прекрасная – видно всё до мелочей. Вот слева наплывает Щецин, от него на север течёт довольно широкий здесь Одер. Перед его впадением в Балтику морская база Свиноуйсце. Вся забита большими и малыми кораблями. Прошёл над ней и подо мной начался тёмносерый необозримый простор моря. А вот, километров пятнадцать от берега, группа кораблей. Мои! Запрашиваю по радио – точно. Устанавливаю заданную высоту, курс – замираю. Подхожу к ним, прохожу над ними. Знаю: в это время специалисты зенитных средств кораблей тренируются прицеливаться по мне для стрельбы из орудий и для пуска ракет. Разворачиваюсь, делаю ещё несколько проходов – пусть опытные поддерживают навыки, пусть молодые учатся.
Наконец, голос в эфире благодарит меня за работу, затем «тихонько» спрашивает: «А пониже вы можете?» Разворачиваюсь… После прохода тот же голос: «А ещё?» Пожалуйста… На последнем проходе возле корабля моряки с палубы смотрели на меня «сверху»… Скорость под звук (т.е. около тысячи ста километров в час), на глазах ошеломлённых зрителей ставлю самолёт вертикально вверх, делаю семь восходящих бочек. Высота семь тысяч метров, докладываю об окончании работы и иду домой.
Моряки мне вдогонку:
– Большое спасибо! Большое спасибо! Передайте командиру – пусть объявит благодарность!
– До свиданья! – усмехнулся в кислородную маску.
Курс домой, на Колобжег.
– Подхожу. Сделаю три прохода.
– Разрешаю.
А его издали видно, наш уютный Колобжег. На ровной береговой линии треугольником вдаётся в море, разрезавшая зелёный курортный город пополам, река Парсента. А теперь, ближе, виден и, уходящий далеко в море, мол с маяком на конце. Различим на песчаном берегу и сюрреалистический памятник «жолнежам Войска Польскего», впервые освободившим от фашистов берег родного «можа Балтицкего». Вот лежит на зелёной траве серая взлётная полоса, рядом утопающий в зелени гарнизон с торчащим в небо «пальцем» – трубой нашей кочегарки.
Съёмка аэродрома, гарнизона и окрестностей давно продумана, Установил расчитанные высоту, курс, скорость. Солнце слева под заданным углом. Включаю аппарат. Зелёная лампочка «Работа АФА» весело подмигивает. Сделал три прохода. Съёмку закончил, АФА выключил.
– Захожу на посадку.
– Заходите.
Потный (жарко!) выбираюсь из кабины. «Фотики» нетерпеливо перетаптываются – соскучились по интересной работе.
– Снимайте АФА, отработал.
– Ясно, товарищ командир.
– Самолёт подготовлен отлично. Замечаний нет. Давайте, распишусь в контрольном листе.
Аэродром пуст: суббота, конец чудесного летнего дня. Пообедал в столовой. Жена с детьми в Харькове. В гарнизоне никого не видно, заняться нечем. Сел в «Волгу», кружу по гарнизону. Машет рукой Николай Алексеевич Аверкин (инженер, которого я очень уважал).
– Викторович, что делаешь?
– Видишь – ничего.
– А у моей жены день рождения. Пошли?
Поставить машину в гараж, взять цветы и шампанское – двадцать минут.
С именин пришёл поздно. Телефон… Друзья из своего гарнизона (двести пять километров по дороге):
– Где мотаешься? Тебя и не поздравить… А почему не приехал?
– Через полтора часа буду.
Середина июня, белые ночи, совсем ранний восход. Большой «кавалькадой машин» ранним утром отправились с друзьями и их компанией на озеро, где провели чудесный насыщенный день. Поздно вечером примчался домой. Командир (он же мой друг) всё понял и насупился: я же его даже не предупредил, что выезжаю из гарнизона.
Утром звонок:
– Товарищ командир, планшет готов.
Точно! Во всю стену класса висит громадный, составленный из отдельных кадров, наклеенных на картон, план аэродрома, гарнизона, окрестностей. Чётко, ясно – чудесно. Фотики тут же скромно стоят в стороне. «Нужно объявить хлопцам благодарность. Молодцы, постарались».
Вот это был праздник! Он остался в памяти навсегда – день рождения № 38.
© Copyright:
Игорь Теряев 2, 2010
Свидетельство о публикации №210032701318