Иванушка и бизнес. Глава 7

Анастасия Скиба
Дом учителя уже не был похож на офис успешного бизнесмена, каким его увидели Иван и Василиса в первый приход. Теперь это было жилище одинокого старика, о котором близкие и знакомые вспоминают только во время праздника.

Учитель очень обрадовался гостям. Он посетовал, что с тех пор, как возвратился из своего путешествия, никто из учеников его не проведал. Он накрыл на стол. Без всяких изысков, по-стариковски скромно. Что-то во всем этом не вязалось с представлениями о том, каким должен быть бизнесмен на отдыхе. На прямую спросить было не удобно. Поэтому для начала беседы гости стали расспрашивать хозяина о его путешествии.

Повидал он много. Но когда он рассказывал об этом, в его глазах появилась грусть. Он постоянно добавлял, что это было его первым и последним путешествием. Иван решился спросить:

- Почему же последнее, учитель? Ведь ты рассказывал, что тот, кто достигает успеха в бизнесе, может позволить себе уйти на пенсию, когда захочет и будет при этом ни в чем не нуждаться.

- Рассказывал, - вздохнул старик, - а на деле совсем не то оказалось. Я ведь, когда вас учил, думал, что бизнесом занимаюсь. А успешный бизнес долго может кормить своего хозяина.

- Так чему ж ты нас учил?

- Продажам. Делал из вас сильный отдел продаж при чужом бизнесе. Только я ведь до последнего думал, что бизнес – наш совместный.

- А кому понадобилось нас так обманывать?

- Секрет в том, и очень неприятный секрет, что обманывали мы себя сами. Нам казалось, мы ожидали, мы строили иллюзии. А хозяева бизнеса – те, кто выпускают Уникальный Березовый Сок, - изначально в нас соучредителей не видели. Многоуровневый маркетинг, или сетевой маркетинг, - это всего лишь выгодный отдел продаж, сотрудникам которого платить не надо. Они сами покупают то, что продают.

- Да, мы тоже поняли, что то, чем мы занимаемся, не совсем бизнес.

- А как вы поняли?

- Мы выписали критерии, что такое бизнес. У нас получились вопросы, ответив на которые, мы и убедились, что занимаемся не бизнесом.

- Покажите ваши записи, - некоторое время старик изучал вопросы, затем заметил, - Я бы добавил еще несколько вопросов.
Он взял ручку и дописал недостающие вопросы. Вот, что в итоге у них получилось.

1.Хозяин организации – вы. Хорошо поставленный бизнес может приносить хороший денежный поток, но только своему хозяину. Если в учредительных документах в качестве хозяина стоит ваше имя – значит денежный поток ваш. Если вашего имени в учредительных документах нет, значит, вы получаете зарплату – часть денежного потока, которым делится с вами хозяин.

2.Ваша фирма состоит не из одного отдела продаж. Бизнес, который может дать своему хозяину денежную реку, состоит из нескольких отделов. Все отделы бизнеса работают на обеспечение гибкости, устойчивости и некоторой независимости от внешних причин. Безопасность бизнеса и его долгая жизнь зависит не только от отдела продаж.

3.Сотрудники компании – не одни агенты по распространению товара. Хорошие специалисты в продажах – настоящий подарок для любой фирмы. Но у них есть свои особенности, свои нюансы работы. Отчеты, планы, дисциплина, внимание к цифрам, анализ рынка – это то, что агенты по продажам не очень любят. Дайте им направление, хороший процент и максимум свободы, и они заключат самые выгодные сделки. Но для работы по этим сделкам и  обеспечения агентов всем необходимым  нужны люди другого плана. Нельзя забывать и о людях контролирующих процессы бизнеса. Продажи – один из бизнес-процессов, основной, но бессмысленный в отрыве от других процессов.

4.Долги на бизнес выступают только как часть строгого бизнес-плана. Понятно, что иногда на начало бизнеса или в периоды кризиса, бизнесу может понадобиться кредит. И бизнесмен ищет где бы занять, но важно помнить, что долги – это часть бизнес-плана и оправданы только, если ожидаемая прибыль будет больше, чем заем. Для этого требуется расчет. Нужно представлять, откуда и сколько денег придет, как скоро деньги будут возвращены и сколько при этом останется в вашем денежном потоке. Нужно сделать не только оптимистический план, но и пессимистический. Точно видеть и понимать, как будут возвращены деньги, в случае неудачного стечения обстоятельств.

5.Вам доступны все финансовые документы вашей организации. И, главное, вы в них разбираетесь. Вы организовали бизнес для того, чтобы он приносил вам денежный поток. Финансовые документы – это основной критерий здоровья вашего бизнеса. Если за ними не следить или не разбираться в нем, можно пропустить момент, когда надо принимать срочные меры. Бухгалтер выдает финансовые документы хозяину по первому требованию.

6.Вы сами вырабатываете законы организации. Этим законам подчиняются все члены организации. Любая структура требует законов и правил, следовать им – задача всех сотрудников компании. Эти законы и правила согласованы с хозяином компании. Даже, если они заимствованы у кого-то, что бы внести в них изменения, требуется согласование с хозяином.

7.Вы сами подбираете свою команду. Команда, которую вы собрали вокруг себя, состоит не из случайных людей. В большей степени то, как пойдет бизнес, зависит от людей, помогающих ваш бизнес развивать. Поэтому хороший бизнесмен обязательно тщательно выбирает людей. А в кризисные моменты то, насколько быстро хозяин может заменить одних людей на других, будет зависеть то, удержится бизнес на плаву или нет.

8.Продукт, которым занимается ваша фирма, не единственный. Вы так же предлагаете сопутствующий товар и производные от основного товара. Ваш бизнес построен так, что не сильно зависит от конкретных поставщиков. В случае форс-мажора, вы легко заключаете договор с любым другим поставщиком, исполнителем, ваш бизнес не пострадает от того, что кто-то решает снизить затраты на качество или захочет ограничить вас количеством. Только вы (ваша команда) решает каким товаром торговать, какие услуги предлагать и какие договора заключать с исполнителями и поставщиками.

9.Ваш бизнес кормит не одну семью. Один из важных критериев. Бизнес – это командный вид деятельности, поэтому люди, работающие на ваш бизнес, могут прокормить свои семьи.

10.Ваш бизнес не занимает у вас слишком много времени и не требует огромного количества энергии. В идеале хорошо построенный бизнес, приносящий своему хозяину  денежный поток, требует энергии и времени ровно столько, сколько хозяин может отдать ему, не ущемляя свои интересы и интересы своей семьи.

11.В случае, если вы теряете интерес к своему бизнесу, бизнес все равно кормит вас. Если структура работает, то такое понятие, как интерес хозяина не очень сказывается на его деятельности.

12.Когда вам выходить на пенсию, решаете только вы и вы же назначаете себе пенсию. Бизнес дает своему хозяину ровно столько свободы, сколько он хочет ее взять и только ему решать, чего он хочет от бизнеса.

- И все-таки, учитель, а когда вы поняли, что учили нас не бизнесу? – спросила Василиса.

- За границей меня позвали в офис компании, производящей УБС. Поблагодарили, пожали руку и… забрали всю мою организацию. Все мои проценты по всем линиям больше насчитываться не будут. «Мавр сделал свое дело, мавр может уходить». Когда я возразил, что строил этот бизнес для себя и думал, что буду жить на эти проценты, мне вежливо объяснили разницу между маркетингом и бизнесом, сказали, что чек, которым меня провожали на пенсию и эта поездка, по их мнению, достойная компенсация моих усилий.

- Что же нам теперь делать? – огорчился Иван. – Так я и не научился делать бизнес.

- Ты научился очень мощным знаниям по продвижению товара, - возразил учитель. – А в традиционном бизнесе эти знания и навыки дадут тебе преимущество. Не жалей о полученном опыте. Просто начинай строить бизнес.