044 Выставка Мастеров мгахи им. В. И. Сурикова

Артём Киракосов
УЛЬЯНОВ Борис Петрович "РАСПЯТИЕ. Фрагмент", красный гранит. "Выставка МАСТЕРОВ" МГАХИ им. В.И. Сурикова. Фото: Артём Киракосов



http://fotki.yandex.ru/users/artemkirakosov/album/96057/ - ФотоАльбом на Яндексе



Артём Киракосов

цикл ГИМНЫ РАДОСТИ


ЛЮДИ ** СОБЫТИЯ ** ОТЗЫВЫ







044               
«ВЫСТАВКА МАСТЕРОВ» МГАХИ им. В.И. Сурикова


В названии этой Выставки «МАСТЕРА» писались с прописной буквы (она ещё называется `большой`), и это – очень правильно! – обучение в нашем Институте во многом строится на высочайшем мастерстве, ответственности, любви к преподаваемому делу, профессии, педагогике, личном творческом призвании и горении, на доброжелательности, терпении по отношению к братьям меньшим в искусстве – к студентам, в конечном итоге – на таланте, человечности, профессионализме – среднего педагогического состава, звена – `учебных мастеров`, именно они проводят со студентами – основное время, под их руководством, наблюдением, с их непосредственным участием, учатся. Груз серьёзной ответственности лежит на `учебных мастерах` – мастерские, оборудование, дорогие и редкие расходные материалы… студенты, отнюдь не дисциплинированные и взрослые и сознательные (за исключением, конечно…) – это всё не просто… На `учебных мастерах` держится и психологический груз каждодневного общения со студентами, и график, и ритм занятий – надо всё успеть – без завалов и в срок!

Выставка, проходившая в нашем институтском выставочном зале (Лаврушинский 15), где располагаются учебные печатные мастерские факультета графики, могла бы демонстрировать искусство только мастеров-печатников, но были приглашены и другие: замечательный скульптор УЛЬЯНОВ Борис Петрович, художник-реставратор ЛИСНЯНСКАЯ Дарья Сергеева, фотограф ЖАВОРОНКОВ Роман Александрович….

Скажу, что я был неожиданно удивлён…

И работы – интереснее… и свободнее… и – способностей – не меньше…

Три этюда, показанные Дарьей Сергеевной, датированы 1996-ым – 1999-ым годами, написаны – в послеинститутский период творчества художницы, совсем молодой женщины… Скажу как педагог – даже и по этим трём этюдам: не часто встретишь среди студентов такую способность брать цвет точно, без `грязи`, импрессионистично! строить замес чисто, грамотным сочетанием и дозированием красок, ограничивая их количество, находя правильные сочетания – в мазке. Мазок – чёткий, без сомнений и детскости, лепящий пространство пейзажа; не часто наши студенты понимают, что пейзаж – это тоже пространство, нуждающееся в лепке на плоскости красками, цветом.

Гранитные работы Бориса Петровича УЛЬЯНОВА на евангельские темы «РАСПЯТИЕ», «БЕГСТВО В ЕГИПЕТ» я давно открыл для себя.., заглянув случайно в его каморку-мастерскую на Таганке… Они мне кажутся – искренними, с несколько наивным налётом примитивизма, творчества провинциальных римских полупрофессиональных художников, украшающего раннехристианское искусство, истекавшее из поздней античности, эллинизма, С тех пор – в планах – съёмки и интервью с ним. Благородный и красивый и уже очень, очень не молодой человек, скорее, наоборот…

На фотоработах Романа Александровича ЖАВОРОНКОВА я застрял – в фотодиалоге с отснятой им Девушкой, не оторваться!.. – не ожидал от человека, обслуживающего учебный процесс, увлечённости; видно, все, кто работает у нас в Институте, так или иначе, увлечены…

Благодарен и тем, кого не пригласили – `учебным мастерам` мастерской монументального искусства, которым приходится не только учить, но и зачастую проделывать всю грязную, черновую, работу за студентов, всем девушкам – помогать – точно!

Не могу не поблагодарить и нашу гордость – САХНОВУ Маргариту Георгиевну – десятилетие с успехом руководившую отделом мастерской реставрации станковой масляной живописи в ГМИИ им. А.С. Пушкина, а сейчас – обучающую наших студентов, будущих художников-реставраторов. Такт и отточенная изысканность движений, точность словесных формулировок, улыбка, сопровождающая деликатный глубокий профессиональный и человеческий совет… – разве не позавидуешь нашим студентам?..

К отснятым материалам Выставки прилагаю отсканированный Альбом печатных (в различных офортных техниках) Экслибрисов Владимира ПОТАПОВА 1981-го года. (Володя так и не сказал мне своего отчества – за тридцать лет дружбы! – сказал: “Хочу умереть `ВОЛОДЕЙ`”. Шутя говорил мне: “Зови меня просто: `ИЛЬИЧ`”!..) У Володи я учился всему (с 80-го года, как попал в Институт – “лаборантом методического фонда Кабинета живописи Факультета живописи и композиции”), – не только графике, подходу, штриху, офорту, отношению… – но и молодости, жизнелюбию! стойкости! благородству! девушкалюбию! щедрости! приятию жизни…

На последнем Учёном Совете о Выставке сказал заведующий Кафедрой графики САВОСТЮК Олег Михайлович, несмотря на нелёгкости со здоровьем остающийся в строю – как верный наставник, у которого двадцать пять лет назад учился и я.., сказал хорошо! Эта – не последняя выставка наших МАСТЕРОВ! `Учебных Мастеров`! И – нет! – не хочется! вовсе! писать это звание, должность, – с маленькой, строчной буквы, пусть будет – прописная, БОЛЬШАЯ.

Наши печатники: линогравюра: ПИЛКИН Владимир, офорт: БЛОХИН Павел и ПУЗАНКОВ Корнил, литография: СЕДОВ Александр и ИВАНОВ Алексей.

Нет, не хочется писать это слово – с маленькой, строчной буквы, хочется с прописной, большой: «МАСТЕРА»! 
               

15 март 2010 ~ ~ 2010 март 27