Проникновение в природу реальности

Гаруда Роман
(Еще немного о счастье. Совсем чуть-чуть...)

«Когда омрачения угасают, то естественным образом проявляется мудрость, и вы не чувствуете разницы между страданием и радостью, ведь радость и страдания эти – одной природы. Они одно и то же...».
               
Цитата из кинофильма: «Среди белых облаков».


В этой статье, (насколько хватает моего понимания), я попробую исследовать наиболее трудно воспринимаемый западным образом мысли, один из основополагающих постулатов буддизма, а именно - вывод об иллюзорности всего сущего. Мои познания весьма неглубоки, но размышляя о природе реальности, тем более облекая свои мысли в литературную форму, я все более утверждаюсь на пути ведущем к ее пониманию, а так же, помогаю встать на него другим. И если провести параллели между настоящей и предыдущей статьей - «Апофеоз прагматизма», нетрудно заметить, что они написаны в одном контексте, и вряд ли возможно рассматривать их в отрыве друг от друга.    

Итак, что же такое реальность? Что скрывается под этим понятием? Только на одну эту тему можно писать весьма объемные философские трактаты, но, на мой взгляд, достаточно будет ограничиться определением ее, как окружающего нас мира. Но, скажете вы, каждый из нас воспринимает этот мир по-разному, а значит, для каждого из нас существует своя собственная реальность. Виктор Гюго как-то сказал: «Родился человек – родился целый мир!». С этим трудно спорить. Но также несомненным остается то - как мы воспринимаем реальность, и, то - какова она в действительности, чаще всего между собой не имеют ничего общего.   

Мир окружающий нас постоянно меняется. Это его главная особенность. Он состоит из объектов – форм, которые в нем проявляются, какое-то время действуют, а потом, в нем же, растворяются. Единственное, (естественно, помимо изменчивости), что в этом мире неизменно – это отсутствие самосущности, (самостоятельного существования), любых форм – объектов.

Давайте рассмотрим такой объект, как автомобиль. Если воспринимать его поверхностно – это отдельный от всего мира объект, выполняющий определенные функции. Но при более углубленном рассмотрении, открывается удивительный факт – в нем, как и в любом другом объекте, нет ничего самосущего, другими словами – нет ничего, что определяло бы его как автомобиль. Перед нашим умозрительным взглядом предстает нечто состоящее из отдельных частей и стечения различных обстоятельств, без которых существование этого объекта было бы невозможным. Нечто возникшее благодаря множеству факторов, соединившихся в одной  пространственно-временной точке, которые получили определение "автомобиль", что само по себе этим названием не является. Это можно было бы сравнить с вершиной айсберга, чья  основная часть, как известно, скрыта от взгляда наблюдателя под водой, которую ему невозможно визуально определить, и он, основываясь лишь на видимости, определяет вершину айсберга, как самостоятельную или независимую единицу. Думая об автомобиле или любом другом объекте подобным образом, мы неверно воспринимаем реальность, ведь наши концептуальные определения охватывают лишь внешние факторы и только, по своей ментальной структуре, они похожи на мыльный пузырь и внутренне пусты. Все что мы видим, возникло благодаря многим причинам и факторам, и поэтому не имеет самодовлеющей природы, а значит, если быть последовательным, их невозможно рассматривать отдельно от этих причин и факторов. Следовательно, эти объекты сами по себе существовать не могут. Мы воспринимаем их благодаря концептуальным наложениям нашего ума, и они существуют только лишь на уровне этих концепций или номинально, но, ни в коем случае, – объективно.

Итак, все вокруг возникло благодаря стечению многих обстоятельств и факторов. Например: вы, дорогой мой читатель, имеете возможность наслаждаться:) этой статьей благодаря, не много – ни мало, «Большому взрыву» сотворившему нашу вселенную. И с этим невозможно спорить. Все в этом мире существует обусловлено, а значит, все возникает взаимозависимо. И зависимость эта происходит не только от причин и условий, но также от мысленного обозначения. Именно наш ум является творцом субъективной реальности. Если бы не было осознающего, значит, не было бы и осознаваемого, в обратной последовательности мы придем к тому же самому умозаключению, потому, что существование субъекта прямо пропорционально существованию объекта. Но если говорить о причинно следственной связи в обычном ее понимании, то любой объект имеет очевидное, а так же скрытое или тонкое влияние на существование любого другого объекта. Даже гипотетическую возможность подобного влияния, можно рассматривать, как ее тонкую форму. Ведь это не что иное, как потенциал, другими словами – вероятность развития событий в том или ином направлении. И все, что мы видим, исходит из самого существования этой вероятности.

Итак, все в этом мире взаимосвязано, то ест не обладает самодовлеющим бытием и когда мы осознаем это, следующим шагом непременно приходим к выводу, что все сущее имеет единую природу, другими словами – все едино в своей абсолютной ипостаси. Это подтверждается открытиями в области квантовой физики и представлено аналогиями в даосизме, где, абсолютная реальность объясняется как изначальная гармония – Дао, а также, в индуизме, в виде не имеющего определения и не обладающего атрибутами потому, что он обладает ими всеми неразрывно, – Брахмана, и в буддизме, где эта реальность заключается в понятии пустоты.   

«Не разделен, и не един!», написал достославный буддистский наставник Нагарджуна в своем трактате: «Основополагающая мудрость». Что подразумевал под этими словами мудрец? Он имел в виду субъективную, условную реальность, или то, как мы воспринимаем мир – «не един», и абсолютную ее ипостась – «не разделен».

Что же дает нам это удивительное открытие? Во-первых: если мы перестаем воспринимать объекты и явления, как объективно существующие, у нас не будет развиваться страстная привязанность к ним, а значит, не будет ни единой причины для возникновения ненависти или гнева, в случае, когда что-то противостоит нашей привязанности, то есть не будет почвы для проявления тех разрушительных эмоций, которые напрямую противостоят нашему счастью. Во-вторых: когда мы перестаем мыслить категориями: «я отдельно, а мир отдельно от меня», мы взращиваем в себе верное отношение к действительности, где, пропорционально росту мудрости в нас, остается все меньше места эгоцентризму – основной причине всех наших бед. Подобным образом, когда мы уже не видим разницы между собой и вселенной, мы приобретаем полноту бытия, умиротворение, покой и счастье размером с эту вселенную, то есть – не имеющие конца. По-моему, это достаточный повод для того, чтобы начать мыслить иными категориями. Для меня это очевидно, а для вас?