Пипл хавает?

Джеймс Александр Даркфорс
  Некто Олег Титаренко (более известный, как Богдан Титомир, а ныне - и как DJ Bo) некогда сказал замечательную фразу, сейчас ставшую крылатой: "Пипл хавает". Её употребляют, когда хотят посетовать на то, что публика слушает, смотрит и читает, что дают, а также, когда тебе "какбэ намекают", что высовываться не очень правильно.
  А пипл хавает, да. Большинство тех, кто живёт в этой стране (да и на этой планете, разумеется) - в очень большой степени являются потребителями. Они не относятся к жизни, как творцы, и ждут, что им кто-то что-то сделает, ссылаясь на "отсутствие талантов" (и наличие "Великих", которых им - и вам, - не превзойти). Покупают и потребляют готовое, порой сетуя на невозможность достать нужное - и давясь тем, что достали через "не могу". Если такое возможно, то даже еду сейчас многие заказывают по телефону, и добро бы, чтобы так.
  В культурном плане это порождает творцов, которые делают "Биг-Маки" от искусства - лишь бы этот ширпотреб было можно дёшево склепать, а потом подороже продать. Пипл опять же хавает, а если кто-то считает, что это неправильно, то в либеральном обществе его просто сочтут чудиком, а в демократическом (паче того, в авторитарном) - вычеркнут из "списка едоков". Смертная казнь не требуется, вполне достаточно довести человека до депрессии (нередко перерастающей в самоубийство или злоупотребление алкоголем и наркотиками - что, в принципе, одна холера).
  Но, как сказал В. В. Маяковский, "если звёзды зажигают, это кому-нибудь нужно". Нужно это тем, кто хочет извлекать сверхприбыли и иметь неограниченную власть. Поэтому воспитывается потребитель, зависимый от массового производства и вкуса (миф, да, но в него безоговорочно верят), считающий, что "горшки всё-таки обжигают боги". Создаётся зависимость от авторитетов (массы, знаменитости, эксперты). На этой почве очень легко, хотя на первый взгляд это неочевидно, заставлять людей верить в мифологию и "Героев", которые, как Джа в песне Гребенщикова, дадут им всё.
  Человеку внушается (импринтинг, игра на чувствах, скрытая реклама), что он должен потреблять вот это, иметь у себя вот такую квартиру, машину, семью, в конце концов. Профессии, связанные с искусством, формально приравниваются к несерьёзным, как бы затеняются "рабочими и служащими" профессиями, противопостваляемыми занятиям искусством. Создаётся образ "асоциального творца", для которого самый интересный человек в мире - он сам. Поощряются медийной опекой "ремесленники от искусства", технически способные обслужить клиента (прямо это делают в заведениях общепита, но и - хотя это уже косвенно, - не только там).
  Отчасти именно отсюда идёт поощрение в искусстве "чистой техники", когда на передний план выходит умение в ноль срисовать каждый колосок на поле, способность ради демонстрации мастерства блеснуть быстротой гитарного перебора, навыки в изображении "неведомых миров" или, напротив, "сермяжной правды" - искренность творца желательна, если совпадает с требуемой властью идеологией, в остальных случаях лучше быть актёром в Обществе Спектакля. Сверхнавыки на то и сверхнавыки, чтобы не всем было дано. Это позволяет обосновать пресловутое "знай, сверчок, свой шесток". Ну, и создать миф о том, что искусство - это "сфера обслуживания". То есть индустрия развлечений.
  Казалось бы, это противоречит идее того, что под таким "соусом" можно впихнуть любую дрянь. Но это лишь внешне. Ведь теперь ты веришь, что "Робин-Бобин плохому не научит", как говорили в одной детской радиопередаче, транслировавшейся через "Радио России". Ты веришь гарантиям брендов, не задумываясь над тем, что эти гарантии могут быть сродни известной надписи на сарае.
  Под этим влиянием пропихивается идея второсортности "самострока" и самодеятельности ("технологии не те"). Кстати, это объясняет, почему у телевизионных конкурсов самодеятельности и проектов класса "Фабрика Звёзд" в целом слабый уровень качества исполнителей, и редкие исключения (вроде Джосс Стоун, пробившейся с подросткового конкурса "Star For A Night" на уровень "первой лиги" поп-музыки) только подтверждают правило. Пипл хавает и второсортное, но это уже идёт, как "побочный эффект". Впрочем, такие "боковые пути" не остаются без внимания "режиссёров" Общества Спектакля, так как могут оказаться (и оказываются) полезными, образуя подконтрольные Социуму таргет-группы, которым можно скармливать правильный продукт, сначала как бы подстроившись под "массу", а уже потом двинув её в нужном направлении. И тут уже процесс "подкормки пипла" хорошо контролируется, что позволяет этот "пипл" строить в нужные ряды и задавать им желаемый вектор. Это касается, в основном, методов искусства.
  Помимо искусства также в формировании помогает психология. В обществе, не испорченном "карательной психиатрией" - напрямую (престиж посещения психологов), в испорченном - преимущественно косвенно, например, методами рекламы (импринтинг, "престижное потребление"). Медиа - тоже метод сыграть на психологии, создав "сетку страхов" (заведомо даётся понять, что именно это страшно лично для тебя, а вот это - нет) или набор стереотипов, позволяющих в нужный момент оставить вас в недоумении, когда ситуация окажется незнакомой (и полагаться на себя со своим запасом знаний нельзя, нужен знающий человек).
  Чёткая "координатная сетка", в которой "доброе" и "злое" обозначаются так точно, чтобы в голове это разделение отпечаталось на всю жизнь. Непризнание "очевидных фактов" (на самом деле вполне поддающихся отрицанию) рассматривается, как признак завышенного самомнения (то есть претензия на власть и революционерство) - что порицаемо в максимально жёсткой форме. Это формирует стереотипное мышление - и поведение. А по этим "нотам" легче формируется сетка "престижного потребления" - и пипл хавает.
  В завершение "ансамбля" - дрессировка агрессивности путём создания максимально непривлекательного образа индивидуалиста, когда любой намёк на это явление вызывает жёсткое неприятие всего, что к нему относится. Методами искусства создание такого образа доводится до убедительности - и пипл хавает, но теперь ещё и "выскочку" и ему подобных. сей толпой, а над её сплочением идёт серьёзная работа. Если же новое явление не удаётся уничтожить подобным образом, применяются средства кооптации, когда явление "вводится" в обиход Социума, хотя на самом деле это уже его внешняя оболочка, заполненная мифами. Это затрудняет нонконформистам их попытки уйти от социализации. А пипл опять хавает.
  Ротшильд не констатировал факт, когда говорил: "Кто в 20 лет не был революционером, не имеет сердца, кто в 40 лет не стал консерватором - не имеет ума". Он создавал максиму, которая позволяла кооптировать не входящих в Социум, а не поддающихся этому "спустить в дренаж", не прибегая к репрессивным мерам. Многие всё же ему верят.
  Советы, как этого избежать, здесь неуместны, а очевидное "думай своей головой" будет расценено, как автограф на бланке с надписью "Я не знаю, как решать проблемы, а туда же - ору". Поэтому советов не будет. Если же вы всё поняли, вам не нужны советы, справитесь без них.

EAT REAL, LOVE LIVE PEOPLE.