I LL BE BACK!

Морской Профсоюзный Телеграф
ВНИМАНИЕ: ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ ДАННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ НАПЕЧАТАНА В ГАЗЕТЕ "МОРСКОЙ ПРОФСОЮЗНЫЙ ТЕЛЕГРАФ" (НА СТР.8). ВЫ МОЖЕТЕ ЗАЙТИ ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ И ОЗНАКОМИТЬСЯ С НЕЙ: http://www.maritimeuniontelegraph.narod2.ru/tele06_47.pdf
ГАЗЕТА РАЗМЕЩЕНА В ИНТЕРНЕТЕ В ФОРМАТЕ PDF. ВЫ МОЖЕТЕ ТАКЖЕ ОЗНАКОМИТЬСЯ И СДРУГИМИ ИНТЕРЕСНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ ПО ВАШЕМУ ВЫБОРУ, ЕСЛИ ЗАЙДЁТЕ НА САЙТ ГАЗЕТЫ "МОРСКОЙ ПРОФСОЮЗНЫЙ ТЕЛЕГРАФ", КОТОРАЯ ИЗДАЁТСЯ БАЛТИЙСКОЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ РОССИЙСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЮЗА МОРЯКОВ (БТО РПСМ): WWW.BRO.RU

«ЗЕНИТ»: «I’LL BE BACK!»

В день домашней игры «Зенита» питерцы, вооружившись флагами, баннерами и шарфами с надписью: «Город северный, морской – сине-бело-голубой», нескончаемым потоком идут на «Петровский». Так в Северной столице поддерживают любимую команду. Среди тех, кто ходит на стадион и надеется на то, что наши футболисты, наконец, смогут показать чемпионскую игру, несомненно, есть и бывшие выпускники «Макаровки». Наверняка, для многих из них традиционные цвета футбольного клуба ассоциируются ещё и с белым, на голубой воде, скажем, Средиземного моря, учебно-производственным судном «Зенит». А вместо песни про «город над вольной Невой, где болеют за «Зенит» родной», им невольно вспоминается другая, про «тех, кто хочет нам добра, про тех, кто нас выводит в люди, кто нас выводит в «мастера»».
Да, так оно и было: в СССР именно с УПС «Зенит» начинался путь в капитаны, а иначе - в «мастера», для тысяч курсантов «мореходок». «Морскому Профсоюзному Телеграфу» удалось разыскать бывших капитанов «Зенита» Павла Папаева и Юрия Кошелева, а также получить интереснейшие материалы о пароходе в музее «Макаровки». К тому же, сохранились ещё и воспоминания тех, кто в своё время проходил плавпрактику на «Зените». Собранная информация и вошла в основу нашей зарисовке о некогда легендарном учебном судне.

УПС «Зенит» построили гэдэровские судостроители в Ростоке. В декабре 1961 г. теплоход вошёл в состав учебной флотилии «Макаровки». Он представлял собой идеальное место для получения начальных навыков морской профессии. Начинка судна была самая, для того времени, современная. Она состояла не только из штурманской рубки, учебного машинного отделения, различных типов шлюпбалок, механических люковых закрытий, но и огромных кубриков с двухъярусными кроватями, учебных аудиторий и даже бассейна! Причём в отделке «Зенита» напрочь отсутствовал тот пахучий пластик, которым прославились суда восточногерманской постройки более позднего времени. Всё это, несомненно, делало судно каким-то уютным, домашним и родным.
Стоит отметить, что курсанты не только проходили на нём правпрактику, но и перевозили грузы, в основном, генеральные и навалочные. А это значит, постигали в режиме реальности все нюансы, связанные с приёмом груза, счётом, погрузкой, размещением, складированием, а также сдачей и оформлением необходимых документов в портах.
«Зенит» на тот период был вне конкуренции: такой подход к обучению будущих моряков не применялся нигде в мире, да и судов таких не строили. Не случайно именно это учебно-производственное судно представило СССР на  знаменитой всемирной выставке «Экспо-67», которая проводилась в Монреале в честь столетия Канадской федерации. Выставку посетило около пятидесяти миллионов посетителей, участвовали в ней 62 страны, но тон в Монреале задавали советский и американский павильоны и, конечно, же «Зенит», который зашёл в канадские воды прямиком из Кубы, скинув по пути в порту назначения груз сахара. В течение месяца на его борту побывало колоссальное количество экскурсантов - около 17 000.

УПС «ЗЕНИТ» ИМЕЛО ВОДОИЗМЕЩЕНИЕ 6220 Т., ДЛИНУ – 104,2 М., ШИРИНУ – 14,4 М., МОЩНОСТЬ ГЛАВНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ – 2500 Л.С., СКОРОСТЬ ПОЛНОГО ХОДА – 13, 5 УЗЛОВ. НА СУДНЕ МОЖНО БЫЛО РАЗМЕСТИТЬ 140 КУСАНТОВ-ПРАКТИКАНТОВ.

Походы «Зенита» на Кубу или Канаду были скорее исключением, чем нормой. Судно находилось в эксплуатации «Балтийского морского пароходства» и дальше Европы, как правило, не ходило. В любом порту мира оно сразу же становилось объектом самого пристального внимания. Никто не мог равнодушно пройти мимо этого парохода, который зачастую ошибочно принимали за «круизник». Больше всего иностранцев поражало идеальнейшее состояние судна. Если бы они знали, каких усилий стоила курсантам вся эта красота!
Именно с «Зенита» у многих выпускников «Макаровки» появилось глубокое отвращение к «шкрябанию» надстроек. Работы подобного плана, проводившиеся на судне под чутким присмотром «дракона» (он же боцман и «бог» в одном лице), были доведены до совершенства. Курсанты трудились до седьмого пота, удаляя краску с различных поверхностей «шкрябкой». Но когда им казалось, что пора праздновать победу, приходил боцман и быстро спускал их с небес на палубу. Он всегда находил «очкуры», куда можно было направить курсантскую руку со «шкрябкой».
Кроме того, для курсантов на судне, помимо «покраски-ошкрябки», находились и другие виды занятости, которые простыми тоже назвать нельзя. Например, чего стоила одна только учебная тревога, объявленная посреди Средиземного моря со спуском шлюпки на воду и последующим купанием около борта под наблюдением вахты. При этом по судовой трансляции звучали объявления следующего содержания: «Глубина – 1250 метров». Так что, в общем и целом, курсанты на судне бездельем не страдали.

У КАЖДОГО НА «ЗЕНИТЕ» БЫЛ СВОЙ ШТОРМ. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА МНОГИХ ИЗ НЕЗАПЛАНИРОВАННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ  ШИРОКОЙ ОГЛАСКЕ НЕ ПРЕДАВАЛИСЬ ПО ВПОЛНЕ ПОНЯТНЫМ ПРИЧИНАМ: ВРЯД ЛИ У ВАС ВОЗНИКНЕТ БОЛЬШОЕ ЖЕЛАНИЕ ПОЛУЧИТЬ ВТЫК ОТ НАЧАЛЬСТВА ИЗ-ЗА ТОГО, ЧТО КТО-ТО ЧЕГО-ТО НЕ ДОГЛЯДЕЛ. ПОЭТОМУ, О  ПОДВИГАХ КУРСАНТОВ НА ПЕРЕХОДЕ САВОНА – АЛЕКСАНДРИЯ, СВЯЗАННЫХ С ОСУШЕНИЕМ СОБСТВЕННЫМИ ТЕЛЬНЯШКАМИ ПРИЛИЧНОЙ ПОРЦИИ МОРСКОЙ ВОДИЧКИ, КОТОРАЯ ПОПАЛА ВО ВРЕМЯ ШТОРМА ЧЕРЕЗ НЕЗАДРАЕННЫЙ ЛЮК, ВЫХОДЯЩИЙ НА ВЕРХНЮЮ ПАЛУБУ НОСОВОГО КУБРИКА, ЗНАЛ ЛИШЬ ОЧЕНЬ УЗКИЙ КРУГ ЛИЦ.

В свободное от вахты и занятий время вечерами на «Зените» крутили «кино». Что и говорить, выбор тогда не отличался разнообразием. Поэтому смотреть по двадцать раз такие хиты, как «Призрак замка Моррисвиль» или «Лимонадного Джо», считалось в порядке вещей. При таком раскладе очень выручала самодеятельность. Например, курсанты из Таллинна задушевно пели морские песни по-эстонски, аккомпанируя себе на судовом фортепиано, стоявшем в «красном уголке». Питерские же таланты отвечали песнями Высоцкого, выученными наизусть: «В заповедных и дремучих темных муромских лесах…»
Еще жизнь на «Зените» скрашивали увольнения. Дисциплинированные и подтянутые курсанты пользовались большим вниманием у представительниц слабого пола. Особенно за кордоном. Ведь к удивлению девушек, скажем, из Бристоля, наши «Иваны» нисколько не походили на «неотёсанных медведей», и на поверку оказывались вполне приличными молодыми людьми, с которыми было приятно пообщаться.
Наверное, это покажется странным для непосвящённых, но морская карьера некоторых курсантов могла закончиться, так и не начавшись, из-за несоблюдения «Правил поведения советского моряка за границей». И дело действительно пахло керосином, когда нарушителей ловил сам Герой Советского Союза, первый помощник капитана Владимир Никифоров. Курсантам было очень трудно устоять перед соблазном и не выменять у арабов какой-нибудь ножичек, шариковую ручку или бижутерию. Меняли на все, что только можно было найти в личных вещах - ремни, бляхи, фуражки, тельняшки, наручные часы. Причем, когда торговцев гнали с палубы, они наладили обмен через иллюминаторы.
Именно в момент такого несанкционированного «чэнджа», в котором с советской стороны фигурировали новенькие кеды, первый помощник Никифоров буквально за ухо поймал одного любителя острых ощущений, тянувшего через иллюминатор веревочку, на другом конце которой была привязана коробочка с клипсами, сделанными из медной проволоки и какого-то бисера. «Ты разве не знаешь, что за это закрывают визу?! Для чего тебе эта …ня?!» - спросил он курсанта. Оказалось, что «для мамы». Мама, конечно, это святое. Помполиту ничего не оставалось, как пожалеть незадачливого паренька, посоветовать ему больше не заниматься такими делами и … отдать ему клипсы. Сердца таких героев, в Великую Отечественную пустивших под откос семь вражеских эшелонов, взявших 63 «языка» и уничтоживших 260 фашистов, чай, тоже не железные! Понимать надо. Урок не прошёл даром, и все сорок лет, прошедшие с той плавпрактики, курсант свято соблюдал наказ…
«Зенит» использовался по своему прямому назначению вплоть до 1986-го года, пока его не отправили «на гвозди». История его продажи довольно тёмная. Пароход находился в очень хорошем состоянии, да и никаких ЧП с американцами, скудная информация о которых проскальзывает в дебрях всемирной паутины, за ним не числилось. «Зенит» ещё мог работать и работать. Да, видно, не судьба…
Сейчас многим даже трудно представить, что кроме «Мира», в распоряжении «Макаровки» были и другие учебные суда. Оно и понятно. Ведь в музее Академии от былой славы некогда прогремевшего на весь мир «Зенита» остались лишь рында, картина с изображением парохода, написанная стармехом, да вырезки из британских газет о посещении судном города Бристоля, переданные на хранение первым его капитаном – Нариманом Шайхутдиновым…
Наша газета, как и многие российские моряки, считает, что история парохода, отдавшего курсантам более двадцати лет своей жизни, сейчас незаслуженно забыта. Поэтому мы выступаем с инициативой назвать одно из судов «Совкомфлота» «Зенитом». Думается, что одноимённый питерский клуб в обиде не будет. А нашу статью о «Зените» просим считать официальным обращением от имени всех моряков, которым довелось поработать на этом судне. Надеемся, что руководство «Совкомфлота» не оставит это предложение без внимания, и очень скоро питерцы увидят «сине-бело-голубой» уже не только на игровом поле, но и на морской воде.