К 570-й годовщине со дня рождения.
1. Русь перед началом правления Ивана. Пределы Новгородской земли
В царствование московского князя Ивана III, прозванного в наших летописях Великим, были разрешены две важнейшие национальные задачи, составлявшие весь смысл предшествовавшей русской истории: было в основном завершено собирание русских земель вокруг Москвы, и был положен конец двухвековой татарской зависимости. За сорок лет, пока Иван находился у власти, Русское государство претерпело такие значительные перемены, что уже современники ясно осознавали переломный характер его правления, которое началось фактически в одной стране, а закончилось совсем в другой. Ивана Великого, таким образом, с полным правом можно назвать последним князем удельной Руси и первым государем единой России.
В 1462 г., когда умер старый московский князь Василий Темный и престол перешел его 22-летнему сыну Ивану, Русская земля распадалась на множество мелких и крупных политических миров, независимых друг от друга, и среди этих миров Московское княжество было далеко не самым крупным и не самым многолюдным. На севере московская волость граничила с независимым княжеством Тверским, еще далее на север и северо-восток за Волгой владения московского князя соприкасались или перемежались с владениями новгородскими, ростовскими и ярославскими.
Весь север Восточно-Европейской равнины занимала Новгородская область, которая по своей площади была гораздо больше Московской. За четыре столетия своего вольного существования новгородцы успели подчинить себе и частично колонизировать весь север Восточной Европы. Непосредственно Новгородская земля делилась на пятины. Четыре из этих пятин начинались прямо от стен города и расходились во все стороны в виде расширяющихся радиальных полос. К юго-востоку, между реками Мстою и Ловатью, простиралась Деревская пятина. К юго-западу, между реками Ловатью и Лугой, по обе стороны реки Шелони, шла Шелонская пятина. К северо-западу, между Лугой и Волховом, тянулась по направлению к Финскому заливу Вотьская пятина с городами Ям, Копорье, Орешек и Карела. На северо-восток, справа от Волхова, располагалась по обе стороны Онежского озера и по направлению к Белому морю пятина Обонежская.
Следует отметить, что новгородцы стали активно колонизировать северные земли еще в XI веке, во времена Киевской Руси. По Волхову они спускались до Ладожского озера и по Свири проникали из него в озеро Онежское. По обоим берегам последнего уже в XI-XII веках тянулись на север русские села. Путь из Онежского озера к Белому морю лежал вверх по Вытегре с волоком на озеро Лача, из которого на север плыли по порожистой Онеге. Если желали обойти пороги, то переволакивали ладьи из Онеги в Емцу и по ней попадали в Северную Двину. На Белом море новгородцы присоединили к своим владениям Поморский и Онежский берега Онежской губы с Соловецкими островами, Онежский полуостров и устье Северной Двины. В дальнейшем они овладели так же Карельским берегом Белого моря, Терским берегом (Южной частью Кольского полуострова) и Мурманским берегом (северной частью Кольского полуострова). (Другими словами, Обонежская пятина включала в себя современную Карелию и Мурманскую область).
К востоку от Обонежской пятины лежала Бежецкая пятина Новгородской земли, возникшая позже остальных и охватившая весь бассейн Онеги. К востоку от этой пятины начинались Новгородские волости, образовавшиеся позже XII века, по мере колонизации северных земель и не вошедшие в пятинное делении. Сразу за Бежецкой пятиной шло Заволочье или Двинская земля, включавшая в себя бассейн Северной Двины. Южнее двинского притока Вычегды располагались Вятская земля и Пермская земля. Политическим центром Вятской земли считался основанный новгородцами Хлынов (нынешний Киров). Впрочем, вятчане во времена Ивана были уже независимы от Новгорода и признавали (по крайней мере, на словах) власть московского князя. За Двинской землей и Пермью, далее к северо-востоку, по обоим берегам одноименной реки, лежала волость Печора, а еще дальше, вплоть до Камня (Уральских гор) простиралась самая крайняя из новгородских волостей – Югра. (В пределы новгородских волостей попадали, таким образом, современная Архангельская область, территория республики Коми и часть Пермской области). Во второй половине XIV века новгородцы проникли за Уральские горы и обложили данью угорские племена в низовьях Оби, положив тем самым начало русской колонизации Сибири. Таковы были в XV веке границы Новгородской земли.
К Новгородской волости на юго-западе, со стороны Ливонии, примыкала маленькая область другого вольного города, Пскова. На западе государство Ивана граничила с Литвой, включавшей в себя южные и западные области прежней Киевской Руси, с городами Полоцком, Смоленском, Киевом и Черниговом. Средним течением Оки, между Калугой и Коломной Московское княжество граничило с великим княжеством Рязанским. Далее на юг обширное степное пространство, тянувшееся до берегов Черного, Азовского и Каспийского морей, оставалось под властью татар, отдельные ханства которых находились в Крыму и на нижней Волге. (Это были Крымское ханство Гиреев, Астраханское ханство и Большая Орда). На востоке, за средней и верхней Волгой, господствовали татары Казанского царства и вятчане, которые мало слушались московского князя, хотя Вятка и числилась у него в подданстве.
Город Москва в середине XV века находился вблизи трех окраин княжества: на севере верстах в 80 начиналось княжество Тверское, наиболее враждебное Москве из русских княжеств; на юге верстах в 100 по берегу средней Оки шла сторожевая линия против самого беспокойного врага – татар; на западе в верстах 100 с чем-нибудь за Можайском в Смоленской области стояла Литва, самый опасный из врагов Москвы. Собственно Московская область тоже не находилась еще целиком во власти великого князя – внутри нее было выделено четыре удела для братьев Ивана III (Юрия Дмитровского, Андрея Углицкого и Звенигородского, Бориса Волоцкого и другого Андрея Вологодского), а также верейский удел его двоюродного дяди Михаила Андреевича.
2. Присоединение Ярославля и победа над Новгородом
В этом многоликом окружении и начал свою деятельность молодой Иван. Не смотря на юность, он был уже человек много повидавший, со сложившимся характером и готовый к решению трудных государственных вопросов. Он имел крутой нрав и холодное сердце, отличался рассудительностью, властолюбием и умением неуклонно идти к избранной цели. Процесс объединения при нем значительно ускорился. Уже в 1463 г под нажимом из Москвы уступили свою вотчину Ярославские князья – все они били Ивану челом о принятии их на московскую службу и отреклись от своей самостоятельности. Вслед затем Иван начал решительную борьбу с Новгородом. Здесь издавна ненавидели Москву, но самостоятельно вступать в войну новгородцам казалось опасным. Поэтому они прибегли к последнему средству - пригласили на княжение литовского князя Михаила Олельковича. Вместе с тем заключен был и договор с польским королем Казимиром, по которому Новгород поступал под его верховную власть, отступался от Москвы, а Казимир обязывался охранять его от нападений великого князя. Узнав об этом, Иван отправил в Новгород послов с кроткими, но твердыми речами. Послы напоминали, что Новгород - отчина Ивана, и он не требует от него больше того, что требовали его предки. Однако мирные речи не возымели действия - новгородцы выгнали московских послов с бесчестием. Таким образом, пришлось начинать войну.
14 июля 1471 г. московская и новгородская рати каждая со своей стороны подошли к берега Шелони. Москвичами командовал лучший московский воевода князь Даниил Дмитриевич Холмский. Несмотря на огромную разницу в численности (у Холмского было 4000, а у новгородцев - 40000) Даниил решился на битву: москвичи переправились через реку и ударили на новгородцев, которые не выдержали натиска и побежали. Убито было больше 12 тысяч человек, почти две тысячи взяли в плен. Иван, прибывший уже после битвы с главным войском, двинулся добывать сам Новгород. Между тем из Литвы не было никакой помощи. Народ в Новгороде заволновался и отправил своего архиепископа просить у великого князя пощады. Как бы снисходя усиленному заступничеству за виновных митрополита, братьев и бояр, великий князь объявил новгородцам свое милосердие: «Отдаю нелюбие свое, унимаю меч и грозу в земле новгородской и отпускаю полон без окупа». Заключили договор: Новгород отрекся от связи с литовским государем, уступил великому князю часть Двинской земли и обязался уплатить «копейное» (контрибуцию). Во всем остальном договор этот был повторением того, какой заключили при Василии Темном.
3. Брак с Софьей Палеолог и его значение
За внешними успехами последовали большие внутренние перемены. В 1467 г. великий князь овдовел, а два года спустя начал свататься за племянницу последнего византийского императора, царевну Софью Фоминичну Палеолог. Переговоры тянулись три года. 1 ноября 1472 г. невеста, наконец, приехала в Москву. Свадьба состоялась в тот же день. Этот брак Московского государя с греческою царевною был важным событием русской истории. Вместе с Софьей при московском дворе утвердились многие порядки и обычаи византийского двора. Церемониал стал величественнее и торжественнее. Сам великий князь вдруг как-то возвысился в глазах современников, которые заметили, что Иван после женитьбы на племяннице византийского императора явился вдруг самовластным государем и поднялся до царственной недосягаемой высоты, перед которою боярин, князь и потомок Рюрика и Гедимина должен был благоговейно преклониться наравне с последним из подданных. Именно в то время Иван Васильевич стал внушать страх одним своим видом. Женщины, говорят современники, падали в обморок от его гневного взгляда. Придворные, со страхом за свою жизнь, должны были в часы досуга забавлять его, а когда он, сидя в креслах, предавался дремоте, они неподвижно стояли вокруг, не смея кашлянуть, или сделать неосторожное движение, чтобы не разбудить его. Современники и ближайшие потомки приписали это перемену внушениям Софьи. Герберштейн, бывший в Москве в княжение сына Софьи, говорил о ней: «Это была женщина необыкновенно хитрая, по ее внушению великий князь сделал многое».
4. Присоединение Новгорода
Современные историки, впрочем, не отмечают в действиях московского князя никаких особых перемен. Продолжалась прежняя политика собирания русских земель. В 1473 г., с кончиной бездетного брата Юрия, великий князь взял себе его Дмитровский удел. В 1474 г. Иван выкупил у Ростовских князей оставшуюся еще у них половину их княжества. Однако гораздо более важным событием было окончательное покорение Новгорода. В 1477 г. в Москву приехали два чиновника новгородского веча - подвойский Назар и дьяк Захар. В своей челобитной они называли Ивана и его сына государями, тогда как прежде все новгородцы именовали их господами. Великий князь ухватился за это и 24 апреля отправил своих послов спросить: какого государства хочет Великий Новгород? Новгородцы на вече отвечали, что не называли великого князя государем и не посылали к нему послов говорить о каком-то новом государстве, весь Новгород, напротив, хочет, чтобы все оставалось без перемены, по старине.
Иван пришел к митрополиту с вестью о клятвопреступлении новгородцев: «Я не хотел у них государства, сами присылали, а теперь запираются и на нас ложь положили». То же объявил матери, братьям, боярам, воеводам и по общему благословению и совету вооружился на новгородцев. Московские отряды распущены были по всей новгородской земле от Заволочья до Нарвы и должны были жечь людские поселения и истреблять жителей. Для защиты своей свободы у новгородцев не было ни материальных средств, ни нравственной силы. Они отправили владыку с послами просить у великого князя мира и правды. Послы встретили великого князя близ Ильменя. Иван Васильевич не принял их, а велел своим боярам представить им на вид вину Великого Новгорода. В заключении бояре сказали: «Если Новгород хочет бить челом, то он знает, как ему бить челом». Вслед затем великий князь переправился через Ильмень и стал за три версты он Новгорода. Новгородцы еще раз отправили послов своих к Ивану, но московские бояре, не допустивши их, как и прежде, до великого князя, сказали им все те же загадочные слова: «Если Новгород хочет бить челом, то он знает, как ему бить челом». Московские войска захватили новгородские монастыри и окружили весь город, который оказался замкнутым со всех сторон. Опять отправился владыка с послами. Великий князь и на этот раз не допустил их к себе, но бояре его объявили теперь напрямик: «Вече и колоколу не быть, посаднику не быть, государство Новгородское держать великому князю точно так же, как он держит государство в Низовой земле, а управлять в Новгороде его наместникам». Послов, однако, обнадежили тем, что великий князь не станет отнимать у бояр землю и не будет выводить жителей из Новгородской земли.
Шесть дней прошло в волнении. Новгородские бояре, ради сохранения своих вотчин, решились пожертвовать свободой. Народ не в силах был защищаться оружием: город оказался отрезанным от всего. Владыка с послами снова приехал в стан великого князя и объявил, что Новгород соглашается на все условия. Послы предложили написать договор и утвердить его с обеих сторон крестным целованием. Но им отвечали, что ни великий князь, ни его бояре, ни наместники креста целовать не будут. Послов задержали, осада продолжалась. Наконец в январе 1478 г., когда горожане стали жестоко страдать от голода, Иван потребовал, чтобы ему отдали половину владычных и монастырских волостей и все новоторжские волости, чьи бы они не были. Новгород на все согласился. 15 января все горожане были приведены к присяге на полное повиновение великому князю. Вечевой колокол был снят и отправлен в Москву.
В марте 1478 г. Иван возвратился в столицу, благополучно завершив все дело. Но уже осенью 1479 г. ему дали знать, что многие новгородцы пересылаются с Казимиром Польским, зовут его к себе, и король обещает явиться с полками, причем сносится с Ахматом, ханом Большой Орды и зовет его на Москву. К заговору оказались причастны братья Ивана. Положение было нешуточным и, вопреки своему обычаю, Иван стал действовать быстро и решительно. Он утаил свое настоящее намерение и пустил слух, будто идет на немцев, нападавших тогда на Псков, даже сын его не знал истинной цели похода. Новгородцы между тем, понадеявшись на помощь Казимира, прогнали великокняжеских наместников, возобновили вечевой порядок, избрали посадника и тысяцкого. Великий князь подошел к городу с Аристотелем Фиораванти, который поставил против Новгорода пушки: и начал обстрел города. Тем временем великокняжеская рать захватила посады, и Новгород очутился в осаде. В городе поднялась безладица. Многие сообразили, что нет надежды на защиту, и поспешили заранее в стан великого князя. Руководители заговора, будучи не в силах обороняться, послали к Ивану просить «спаса», то есть грамоты на свободный проезд для переговоров. «Я вам спас, - сказал великий князь, - я спас невинным; я государь вам, отворите ворота, войду - никого невинного не оскорблю».
Народ отворил ворота. Иван пошел в храм св. Софии, молился, потом поместился в доме новоизбранного посадника Ефрема Медведева. Тем временем доносчики представили Ивану список главных заговорщиков. По этому списку он приказал схватить пятьдесят человек и пытать. Они под пытками показали, что владыка был с ними в соумышлении, владыку схватили 19 января 1480 г. и без церковного суда отвезли в Москву, где заточили в Чудовом монастыре. Архиепископская казна досталась государю. Обвиненные наговорили на других, и таким образом было схвачено еще сто человек. Их пытали, а потом всех казнили. Имение казненных описано было на государя. Вслед за тем более тысячи семей купеческих и детей боярских было выслано и поселено в Переславле, Владимире, Юрьеве, Муроме, Ростове, Костроме, Нижнем Новгороде. Через несколько дней после того московское войско погнало более семи тысяч семей из Новгорода в Московскую землю. Все недвижимое и движимое имущество переселенных сделалось достоянием великого князя. Многие из сосланных умерли по дороге, так как их принудили ехать зимой, не дав как следует собраться; оставшихся в живых расселили по разным посадам и городам: новгородским детям боярским давали поместья, а вместо них поселяли в Новгородскую землю москвичей. Точно также вместо купцов, сосланных в Московскую землю, отправили других из Москвы в Новгород.
Расправившись с Новгородом, Иван поспешил в Москву. Положение его оставалось очень затруднительным - со всех сторон приходили вести, что на Русь двигаются татары.
5. Стояние на Угре и конец Золотой Орды
Московская волость прирастала новыми землями, Орда между тем продолжала дробиться. В 1459 г. ханом здесь стал сын Кючюк-Мухаммада Махмуд. Но уже в 1465 г. он был побежден своим братом Ахмадом, отступил в Астрахань и сделал ее столицей независимого ханства. После отпадения Астрахани под властью Ахмада остались степи между Волгой и Днепром с одной стороны и от Северного Кавказа до границ Руси – с другой. Это государство стало именоваться в источниках Большой ордой. Несмотря на утрату многих владений, Орда оставалась грозной силой. В случае необходимости Ахмад мог собрать под свои знамена до 100 тыс. человек.
В это время на международную арену стремительно выходит турецкая Османская империя. В 1453 г. султан Мехмед II захватил Константинополь и положил конец существованию Византии. В 1456 г. вассалом султана стала Молдова. В 1459 г. турки завоевали Сербию. В 1475 г. Мехмед направил большой флот (свыше 370 судов) с огромным войском к побережью Крыма. В короткий срок турки захватили здесь все генуэзские колонии: Кафу, Керчь, Судак, а также город Тану в устье Дона на Азовском море. Прибрежная полоса Крыма была присоединена к владениям султана. Крымский хан Менгли-Гирей, кочевавший со своей ордой в степной части полуострова, признал себя вассалом Мехмеда. В 1476 г. вассалом Турции стала Валахия. В Восточной Европе появилась новое могущественное государство. Впрочем, до прямого столкновения турок и русских было пока далеко. Главной политической силой, противостоящей Москве, оставался хан Большой орды.
В 1476 г. Ахмад совершил поход в Крым, изгнал Менгли-Гирея и посадил на престол своего племянника Джани-бега. В 1478 Менгли-Гирей вернулся из Турции и вновь овладел всем полуостровом. Он вообще был энергичным и предприимчивым ханом. Все его царствование прошло в беспрерывных войнах с окрестными государствами: Польшей, Литвой, черкесами и Большой Ордой. В конце концов, он распространил свои владения далеко за пределы полуострова. С Русью в это время поддерживались хорошие, и даже дружественные отношения. Но в 80-е гг. крымский хан еще не был достаточно силен, чтобы оказать Ивану реальную поддержку. Борьбу с Большой ордой московскому князю пришлось вести в одиночку.
Фактически Русь была независима от Орды уже много лет, но формально последнее слово еще не было сказано. В 1480 г. хан Ахмат, заслышав о восстании братьев великого князя и согласившись действовать заодно с польским королем Казимиром, выступил на московского князя. Получив весть о движении Ахмата, Иван выслал свои войска на Оку, а сам поехал в Коломну. Но хан, видя, что по Оке расставлены сильные полки, взял направление к западу, к литовской земле, чтоб проникнуть в Московские владения через Угру. Тогда Иван велел сыну Ивану Молодому и брату Андрею Меньшему спешить туда; князья исполнили приказ, пришли к Угре прежде татар, отняли броды и перевозы.
Иван Васильевич, человек далеко не храбрый, находился в большой растерянности. Это видно из его распоряжений и поведения. Жену вместе с казной он сейчас же отправил на Белоозеро, давши наказ бежать далее к морю, если хан возьмет Москву. Сам он испытывал большое искушение поехать следом, но был удержан своими приближенными, особенно Вассианом, архиепископом Ростовским.
Побыв некоторое время на Оке, Иван приказал сжечь Каширу и поехал в Москву, якобы для совета с митрополитом и боярами. Князю Даниилу Холмскому он дал приказ по первой присылки от него из Москвы ехать туда же вместе с молодым великим князем. 30 сентября, когда москвичи перебирались из посадов в Кремль на осадное сидение, вдруг увидели они великого князя, который въезжал в город. Народ подумал, что все кончено, что татары идут по следам Ивана. В толпах послышались жалобы: «Когда ты, государь великий князь, над нами княжишь в кротости и тихости, тогда нас обираешь понапрасну, а теперь сам разгневал царя, не платя ему выхода, да нас выдаешь царю и татарам». Ивану пришлось стерпеть эту дерзость. Он проехал в Кремль и был встречен здесь грозным Вассианом Ростовским. «Вся кровь христианская падет на тебя за то, что, выдавши христианство, бежишь прочь, бою с татарами не поставивши и не бившись с ними, - сказал он, - Зачем боишься смерти? Не бессмертный ты человек, смертный; а без року смерти нет ни человеку, ни птице, ни зверю; дай мне, старику, войско в руки, увидишь, уклоню ли я лицо свое перед татарами!»
Пристыженный Иван не поехал в свой Кремлевский двор, а поселился в Красном сельце. Отсюда он послал приказ сыну ехать в Москву, но тот решился лучше навлечь на себя отцовский гнев, чем ехать от берега. «Умру здесь, а к отцу не пойду», - сказал он князю Холмскому, который уговаривал его оставить войско. Он устерег движение татар, хотевших тайно переправиться через Угру и внезапно броситься на Москву: их отбили от берега с большим уроном.
Тем временем Иван, прожив две недели под Москвой, несколько оправился от страха, сдался на уговоры духовенства и решил ехать к войску. Но до Угры не доехал, а стал в Кременце на реке Луже. Здесь опять начал его одолевать страх, и он совсем было решился кончить дело миром и отправил к хану Ивана Товаркова с челобитьем и дарами, прося жалованья, чтоб отступил прочь. Хан отвечал: «Жалую Ивана; пусть сам приедет бить челом, как отцы его к нашим отцам ездили в Орду». Но великий князь не поехал.
Ахмат, не пускаемый за Угру полками московскими, все лето хвалился: «Даст Бог зиму на вас: когда все реки станут, то много дорог будет на Русь». Опасаясь исполнения этой угрозы, Иван, как только стала Угра, 26 октября, велел сыну и брату Андрею со всеми полками отступать к себе в Кременец, чтобы биться соединенными силами. Но и теперь Иван не знал покоя - он дал приказ отступить дальше к Боровску, обещая дать битву там. Но Ахмат не думал пользоваться отступлением русских войск. Он стоял на Угре до 11 ноября, как видно дожидаясь обещанной литовской помощи. Но тут начались лютые морозы, так что нельзя было стерпеть; татары были наги, босы, ободрались за лето. Литовцы так и не пришли, отвлеченные нападением крымцев, и Ахмат не решился преследовать русских дальше на север. Он повернул назад и ушел обратно в степи.
Современники и потомки восприняли стояние на Угре как зримый конец ордынского ига. И действительно, дни Орды после этого были сочтены. Вернувшись из пределов Руси, Ахмад распустил свои войска и с небольшим числом людей стал зимовать в устье Донца. Здесь в январе 1481 г. на его ставку сделал внезапное нападение сибирский хан Ибак. Ахмад был убит прямо в своей постели во время сна. После его смерти Большая орда распалась на отдельные улусы, наиболее крупные из которых принадлежали сыновьям Ахмада – Шайх-Ахмаду и Муртаде. В 1502 г. правитель Крыма Менгли-Гирей внезапно напал на Сарай, перебил всех его жителей и сравнял город с землей. Последний его правитель Шайх-Ахмад с немногими сторонниками бежал в степь. Этим печальным событием завершилась история Золотой Орды.
6. Присоединение Вологды, Вереи, Твери, Вятки и Углича
В следующие годы могущество великого князя неуклонно возрастало, и вместе с ним все жестче и нетерпимее делался его характер. Чем больше расширялось его государство, тем тверже становилось его единовластие. В 1481 г. после кончины бездетного брата Андрея, великий князь взял себе его вологодский удел. В 1483 г. завещал своё княжество Москве верейский князь. Затем наступила очередь давнего соперника Москвы - Твери. В 1484 г. в Москве узнали, что князь Тверской Михаил Борисович начал держать дружбу с Казимиром Польским и женился на внучке последнего. Иван Васильевич объявил Михаилу войну. Москвичи попленяли Тверскую волость, взяли и сожгли города. Литовская помощь не являлась, и Михаил принужден был просить мира. Он обязался иметь Московского князя и сына его старшими братьями, обязался сложить крестное целование Казимиру, впредь ни с Казимиром, ни с кем из приемников его не заключать мира и союза без ведома и думы князей Московских.
Заключив такой договор, Иван и не думал уважать права побежденного. Московские бояре и слуги всюду, где могли, творили насилия и несправедливости к тверским боярам. Многие из них вынуждены были ехать служить в Москву. В таких обстоятельствах Михаил в 1485 г. опять завел сношения с Литвой. Но гонец его был перехвачен, грамота доставлена в Москву, откуда вскоре пришли в Тверь грозные, укорительные речи. Испуганный Михаил отправил тверского владыку бить челом Ивану, но тот не принял челобитья; приехал князь Михаил Холмский с челобитьем - этого Иван также не пустил на глаза и стал собирать войско. В августе 1485 г. выступил он на Тверь и 8 сентября начал ее осаду. 10 были зажжены посады, 11 приехали к великому князю в стан князья и бояре тверские и били челом в службу. Михаил Борисович, видя свое изнеможение, ночью убежал в Литву. Тверь присягнула Ивану, который посадил в ней своего сына.
В 1489 г. была окончательно присоединена Вятка. Московское войско почти без сопротивления взяло Хлынов. Главные вятчане были биты кнутом и казнены, остальные жители выведены из Вятской земли в Боровск, Алексин, Кременец, а на их место посланы помещики московской земли.
В собственных братьях великий князь всегда видел скрытых соперников и обходился с ними весьма сурово. В 1484 г. умерла великая княгиня, вдова Василия Темного, всегда заступавшаяся за своих младших сыновей и оберегавшая их от своеволия старшего. После этого Андрей Углицкий и Борис Волоцкий постоянно пребывали в великом страхе, ожидая от Ивана какой-нибудь каверзы. В 1492 г. Иван узнал, что на его союзника, крымского хана Менгли-Гирея, идут с востока татары. Он немедленно выслал свои полки к нему на помощь, велел также и братьям отправить своих воевод. Борис послал свои полки вместе с великокняжескими, а Андрей не захотел.
Это было в мае, в сентябре Андрей приехал в Москву и был принят старшим братом очень почетно и ласково. На другой день явился к нему посол с приглашением к великому князю на обед. Андрей поехал немедленно, чтоб ударить челом за честь. Иван принял его в комнате, называвшейся западней, посидел с ним, поговорил немного и вышел в другую комнату, приказав Андрею подождать, а боярам его идти в столовую гридню. Но как скоро они вошли туда, их схватили и развели по разным местам. В то же время в западню к Андрею вошел кн. Семен Ряполовский с многими другими князьями и боярами и, обливаясь слезами, едва мог промолвить Андрею: «Государь князь Андрей Васильевич! Пойман ты Богом да государем великим князем Иваном Васильевичем и всея Руси, братом твоим старшим». Андрей встал и отвечал: «Волен Бог да государь, брат мой старший, князь великий Иван Васильевич, а суд мне с ним впредь перед Богом, что берет меня невинно». С первого часа дня до вечера сидел Андрей во дворце, потом свели его на казенный двор и приставили стражу из многих князей и бояр. В то же время послали в Углич схватить сыновей Андреевых Ивана и Дмитрия, которых посадили в железах в Переславле, дочерей не тронули. Не смотря на просьбы духовенства, Иван не освободил брата. Андрей так и умер в заключении.
7. Отношения с Литвой
Неизменно удачлив был Иван в войнах с Польско-Литовским королевством, которое переживало в то время период своего расцвета. Сын Ягайло Казимир IV Ягеллончик (1445-1492) был человек ясного ума и неутомимой деятельности. Он возобновил войну с Орденом и сумел вернуть в 1466 г. Польше Восточное Поморье и Западную Пруссию. Магистр Тевтонского ордена признал себя вассалом короля. В 1490 г. Казимира избрали также королем Венгрии. В результате Польша, подчинив своему влиянию все страны между Балтийским и Черным морями, стала господствовать над всей Восточной Европой. Однако, при всех своих успехах, Казимир не мог не ощущать угрозы, исходившей от постоянно усиливавшейся Руси. На южной и западной границе под власть Москвы то и дело переходили со своими вотчинами мелкие православные князья. Первыми передались князья Одоевские, затем - Воротынские и Белевские. Эти мелкие владетели постоянно вступали в ссоры со своими литовскими соседями - фактически на южных границах никогда не прекращалась война, но как в Москве, так и в Вильно долгое время сохраняли видимость мира.
После смерти Казимира поляки выбрали королем его сына Яна I Ольбрахта (1492-1501). Он имел высокие понятия о королевской власти и для борьбы с олигархией магнатов сблизился с шляхтой – сельским дворянством. Великим князем Литовским сделался тогда брат Яна Александр. Не успел он еще утвердиться на престоле, как Иван вместе с Менгли-Гиреем начал против него войну. Дела пошли счастливо для Москвы. Воеводы взяли Мещовск, Серпейск, Вязьму; Вяземские, Мезецкие, Новосильские князья и другие литовские владельцы волею-неволею переходили в службу к Московскому государю. Александр сообразил, что ему трудно будет бороться разом с Москвой и Менгли-Гиреем. Он задумал жениться на дочери Ивана, Елене, и таким образом устроить прочный мир между двумя государствами.
В Москве к предложению великого князя Литовского отнеслись настороженно. Переговоры о браке шли вяло и продолжались до января 1494 г. Наконец был заключен мир, по которому Александр уступил Ивану волости перешедших к нему князей. Тогда Иван согласился выдать дочь за Александра, с условием, что тот не будет принуждать ее к принятию католичества. Для него замужество дочери было только средством, с помощью которого он надеялся наложить руку на литовское государство и подготовить в будущем расширение пределов своей страны за счет русских земель, подвластных Литве. Прежние отношения с Менгли-Гиреем сохранились. Иван не только не жертвовал ими для зятя, но постоянно давал русским послам, отправляемым в Крым, наказ не отговаривать Менгли-Гирея, если он захочет идти на Литву. Послы должны были объяснять хану, что у московского государя нет прочного мира с князем литовским, потому что московский государь хочет отнять у того всю свою отчину, Русскую землю. Таким образом, относясь двоедушно к зятю, Иван был искреннее и откровеннее с крымским ханом, который платил ему верною службою. Таковы были отношения Ивана Васильевича к зятю и Литве вплоть до 1500 г.
8. Новый Московский Кремль
Последние годы XV века ознаменовались многими новыми явлениями внутренней жизни. Дипломатические сношения сближали мало-помалу с европейским миром Восточную Русь, долгое время отрезанную и отчужденную от него; являлись начатки искусства, служащие главным образом государю, укреплению его власти, удобствам его частной жизни, а также благолепию московских церквей.
При Иване Васильевиче под руководством приглашенных из Италии мастеров разворачиваются грандиозные строительные работы в Московском Кремле. Прежде всего, по образцу владимирского решено было возвести в Кремле новый Успенский собор. Это дело поручили болонскому архитектору и инженеру Аристотелю Фиораванти. Разобрав старый, недостроенный собор, итальянец отправился во Владимир, чтобы осмотреть и обмерить тамошний Успенский собор. Однако, возведенный им самим храм, ни в коей мере не являлся копией владимирского.
Выложенный из блоков белого камня, он поражает спокойным величием и торжественностью, чему в немалой степени способствует золотое пятиглавие. В совершенной симметрии постройки, необычной для русских храмов, чувствуется уверенная рука зодчего эпохи Возрождения. Для достижения этого эффекта Фиораванти пошел даже на некоторое нарушение канонов древнерусского зодчества. Так обязательные для русских храмов восточные аспиды мастер сделал слабо выступающими из тела здания и прикрыл их с боковых сторон небольшими декоративными стенками. Благодаря этому храм приобрел редкую цельность. Русский летописец писал об Успенском соборе: «Церковь чудна вельми величеством, и высотою, и светлостью, и звонкостью, и пространством, такова же прежде того не бывала в Руси». В августе 1479 г. собор был торжественно освещен. В 1481 г. приступили к росписи храма. Работами руководил лучший русский иконописец того времени Дионисий.
В 1484 г. напротив Успенского собора псковские мастера начали возводить новый Благовещенский собор, который играл роль домового великокняжеского храма. Завершилось строительство в 1489 г. Однако своей окончательный облик собор получил только в 1564 г., когда на всех четырех углах паперти были построены маленькие придельные храмики, а над собором появились еще две главы (до этого он был трехглавым). В результате собор стал девятиглавым и приобрел красивый пирамидальный силуэт.
В 1485 г. приступили к постройке новых кирпичных стен и башен Кремля. К 1499 г. эти работы были в основном закончены. Тогда и сложился современный архитектурный ансамбль из двадцати башен, а территория Кремля увеличилась до современных размеров. По распоряжению великого князя местность перед стенами была очищена на двести сажен. Отсюда были убраны все церкви, монастыри и кладбища. Так появилась Красная площадь.
Прежде русские государи жили не иначе как в деревянных домах. Иван Васильевич, узнав, что в чужих странах, куда ездили его послы, владетели живут в каменных теремах, что у них есть великолепные палаты, где они дают торжественные празднества и принимают иноземных послов, приказал и себе построить каменную палату для торжественных приемов и собраний. Она была возведена венецианцем Марком и другими итальянцами, его помощниками в 1487-1491 гг., и до сих пор сохранилась под названием Грановитой палаты. В 1492 г. Иван приказал построить для себя каменный жилой дворец, который вскоре после того был поврежден пожаром, а в 1499 г. возобновлен миланским мастером Алевизом.
Незадолго до смерти великого князя, в 1505 г. венецианский архитектор Алевиз Новый начал возводить третий кремлевский собор – Архангельский (до этого Алевиз трудился в Крыму и построил там Бахчисарайский дворец, хан был очень доволен его работой и рекомендовал архитектора своему другу Московскому князю). В целом Архангельский собор укладывается в каноны древнерусской архитектуры, но в украшении фасада использован целый ряд новых для Руси декоративных украшений. Так на самом верху, в закомарах, итальянский мастер поместил красивые белокаменные раковины. Над закомарами – изящные резные навершия-фиалы. Благодаря им законченный в 1509 г., собор стал одним из самых нарядных зданий Московского Кремля.
В 1505 г. другой итальянец Бон Фрязин начал возводить в Кремле новую колокольню, которая вошла в историю под именем Ивана Великого. (При Борисе Годунове в 1600 г. колокольню надстроили до нынешней высоты (81 м); результате Иван Великий гордо вознес свою позлащенную главу над кремлевскими соборами).
В целом Кремль с его мощными зубчатыми стенами, с величественными башнями, с горящими золотыми куполами соборов и колокольней Ивана Великого – образует грандиозный и одновременно поэтичный архитектурный ансамбль, равным образом поражавший как современников Ивана Васильевича, так и их далеких потомков.
9. Вопрос о наследнике и раздор в великокняжеском семействе.
В 1498 г. в великокняжеском семействе начался раздор, стоивший жизни многим из приближенных Ивана. Причиной тому стала ранняя смерть в 1490 г. старшего сына великого князя от первого брака Ивана Молодого. Последний оставил по себе сына Дмитрия. Между тем, от Софьи Палеолог Иван Васильевич имел еще пятерых сыновей, старшим из которых являлся родившийся в 1479 г. Василий. Кто же должен был взойти на престол после смерти Ивана: Дмитрий или Василий? Поначалу все симпатии Ивана Васильевича были на стороне внука, которого он поспешил объявить своим соправителем.
Софья Палеолог как могла боролась с этим решением. Но против великой княгини существовала сильная партия во главе с двумя влиятельными боярами: князем Иваном Юрьевичем Патрикеевым и его зятем князем Семеном Ивановичем Ряполовским. Они были самыми доверенными и притом самыми любимыми людьми государя: все важнейшие дела проходили через их руки. И оба употребляли все усилия, чтобы охладить Ивана к жене и расположить к внуку. Со своей стороны действовала на Ивана невестка Елена: свекор в то время очень любил ее.
Но и противная сторона имела своих ревностных слуг. Когда Иван, не делая еще решительного шага, оказывал большие ласки Дмитрию, сторонники Софьи стали пугать Василия, что родитель его вскоре возведет на великое княжение внука и от этого Василию придется со временем плохо. Составился заговор. Решено было, что Василий убежит из Москвы в Вологду, где у великого князя сберегалась казна, захватит ее, а потом погубит Дмитрия. Заговор этот неизвестно каким образом открылся в декабре 1497 г. В то же время Иван узнал, что к жене его Софье приходили какие-то лихие бабы с зельем. Иван в гневе не хотел видеть жены, приказал взять под стражу сына, всех главных заговорщиков казнили (отрубили сперва руки и ноги, а потом головы), женщин, приходивших к Софье, утопили в Москве-реке и многих детей боярских заточили в тюрьмы. Наконец назло Софье и ее сыну 4 февраля 1498 г. Иван Васильевич торжественно венчал своего пятнадцатилетнего внука в Успенском соборе так называемой шапкой Мономаха и бармами. Это было первое коронование на Руси.
Но прошел год, и все изменилось. Иван помирился с женой и сыном, охладел к Елене и внуку, разгневался на своих бояр, противников Софьи. Самолюбие его было оскорблено тем, что Патрикеев и Ряполовские взяли большую силу: вероятно, Иван хотел показать и себе и всем другим свою самодержавную власть, перед которой все без изъятия должны были поклоняться. 5 февраля 1499 г. князю Ряполовскому на Москве-реке отрубили голову за то, что он «высокоумничал» с Патрикеевым. Та же участь суждена была Патрикеевым, но митрополит выпросил им жизнь. Князь Иван Юрьевич Патрикеев и старший сын его Василий должны были постричься в монахи, а меньший Иван был посажен под стражу.
После этого Иван провозгласил своего сына Василия великим князем, государем Новгорода и Пскова. Когда псковичи стали спрашивать о причинах гнева государева на Дмитрия, Иван отвечал им: «Разве я не волен в своих детях и внуках? Кому хочу, тому и дам княжение». Венчанный Дмитрий продолжал некоторое время носить титул великого князя, но находился с матерью в отдалении от деда. Наконец 11 апреля 1502 г. государь вдруг наложил опалу на него и на его мать. Как видно, в этом случае действовали внушения не только Софьи, но и духовных лиц, обвинявших Елену в том, что она принимала участие в явившейся в то время жидовской ереси. Василий объявлен был великим князем всея Руси. Через два года Елена умерла в тюрьме в то самое время, когда в Москве вершились жестокие казни над еретиками. Несчастный сын ее пережил мать и деда и должен был изнывать в тяжком заключении по воле своего дяди. События с Дмитрием и Василием стали проявлением крайнего, небывалого еще на Руси самовластия.
10. Возобновление войны с Литвой и присоединение к Москве южнорусских областей
После кончины Яна I польский престол наследовал его брат, великий князь Литовский Александр (1501-1506). Его царствование стало периодом упадка королевской власти. Добиваясь короны, Александр даровал магнатам и шляхте целый ряд новых привилегий, окончательно превративших Польшу в дворянскую республику. Король в своих действиях был поставлен отныне под полный контроль сената, в то время как сам он почти не имел рычагов воздействия на этот орган аристократии. В 1505 г. была принята Радомская Конституция, согласно которой король и его приемники лишились права вводить какие-либо новые порядки без одобрения сейма и провинциальных депутатов.
С этого времени правительственная власть стала постепенно сосредотачиваться в руках шляхты – буйной и бедной, очень дорожившей своими правами, но не умевшей ими пользоваться, легко воодушевлявшейся патриотическими чувствами, но не способной энергично преследовать какую-либо цель. Самым верным доходом шляхты стала продажа своих голосов. Сейм, собиравшийся под председательством короля, превратился в высший правительственный орган Польши. Только он утверждал экстраординарные налоги и изменял действующие законы. Депутатами сейма могли быть одни лишь дворяне. Ни бюргерство, ни крестьянство не имели в нем своих представителей. В интересах дворянства, полномочия центральной власти оказались сильно урезанными. Польские короли по этой Конституции лишились трех главных органов государственного управления: регулярной армии, государственной казны и правильно организованной администрации.
Между тем враги Польши и Литвы не дремали. В 1500 г. вспыхнула новая война с Русью. Натянутые отношения между тестем и зятем разразились явною враждою по поводу новых переходов на сторону Москвы князей, подручных Литве. Сначала отрекся от подданства Александру и поступил в службу к Ивану Семен Иванович Бельский, за ним передались потомки беглецов из Московской земли - Семен Иванович Можайский и Василий Иванович Шемякин (внук Дмитрия Шемяки). Они передали под верховную власть московского государя пожалованные их отцам и дедам владения: Чернигов, Стародуб, Гомель, Любеч, Новгород Северский и Рыльск. Так же поступили князья Мосальские, Хотетовские, Мценские и Серпейские. Предлогом выставлялось гонение православной веры. Иван послал зятю разметную грамоту и вслед затем отправил на Литву войско. Крымцы, по обычаю, помогали русской рати. Многие украинские князья, чтобы избежать разорения, поспешили передаться под власть Москвы. В 1503 г. заключено было перемирие, по которому Иван удержал за собой все завоеванные земли.
Это было последнее важное деяние Ивана III, который умер 27 октября 1505 г.
11. Государственное управление
При Иване Васильевиче великое княжество Московское расширилось до пределов всего великорусского государства. Метаморфоза эта повлекла за собой много важных изменений в социальной, общественной, государственной и экономической жизни.
Заметные перемены произошли, прежде всего, в составе московского боярства. Еще с конца XIII века в Москве выдвигаются несколько видных фамилий, представители которых из поколения в поколение занимали видные государственные должности. К числу этих старомосковских боярских родов относились Кошкины, Морозовы, Бутурлины, Челяднины, Вельяминовы, Ховрины, Головины, Сабуровы. Но с первой половины XV века на московскую службу переходит множество потомков удельных князей – Рюриковичей и Гедиминовичей, - покидающих свои упраздненные столы. Тогда впервые являются при московском дворе многие фамилии, хорошо известные потом в русской истории. Потомками удельных князей Смоленских были князья Вяземские, Козловские, Дашковы, Кропоткины. Потомками удельных князей Ярославских - князья Прозоровские, Курбские, Шаховские, Горчаковы, Львовы, Троекуровы. Потомками удельных князей Ростовских - князья Касаткины и Лобановы. Потомками удельных князей Суздальских - князья Шуйские. От удельных князей Стародубских вели свое происхождение князья Ряполовские, Пожарские, Ромодановские, Гагарины. От южных Черниговских князей происходили князья Одоевские, Воротынские, Оболенские, Долгоруковы, Щербатовы, Волконские, Репнины. Уже при Василии Темном видим на русской службе некоторых литовских князей, потомков Гедимина. В дальнейшем их число умножается. К числу этих Гедиминовичей относились князья Хованские, Бельские, Корецкие, Щенятьевы, Мстиславские, Трубецкие, Голицыны и Куракины. И это не считая многих других, менее известных фамилий! Всего на протяжении XV века в состав московского боярства влилось более 150 новых титулованных родов. С тех пор во всех отраслях московского управления видим почти исключительно одних князей.
Многие удельные князья, переставая быть самостоятельными владетелями своих волостей, оставались в них простыми вотчинниками-землевладельцами, иногда очень крупными. Порой они даже сохраняли за собой судебную власть. Свое правительственное значение, в отличие от старого московского боярства, они понимали не как пожалование московского государя, а как свое наследственное право, доставшееся им от предков. Отсюда шла известная независимость нового боярства, с могуществом которого поневоле должны были считаться московские князья. Так, например, на высшие государственные должности бояре назначались не за личные заслуги и достоинства, а прежде всего из расчетов их происхождения (такой порядок назывался местничеством). Существовала сложная система иерархических отношений между различными родами, по которой одни из них считались более знатными, чем другие. Более знатные бояре никогда не соглашались входить в подчиненные отношения к менее знатным, и государю приходилось постоянно учитывать эти родовые счеты.
В отношениях великого князя Московского с новым боярством можно проследить и другие особенности. В отличие от старых бояр, ехавших в Москву за служебными выгодами, титулованное боярство приезжало сюда с горьким чувством сожаления об утраченных выгодах удельной самостоятельности. Часто только нужда привязывала их к Москве. Эта знать являлась наиболее ревнивым и упрямым хранителем удельных преданий и предрассудков. Среди прочего она принесла с собою в Москву и глубоко укоренившееся представление о том, что имеет привилегию на совместное с великим князем управление Русской землей.
Великокняжеская власть на Руси всегда была в известной степени ограничена боярской думой. Все московские князья до середины XV века не принимали без обсуждения с боярами ни одного важного решения. Дума была не столько совещательным, сколько законодательным органом. Каждый новый закон исходил из думы с обычной пометой: «Государь указал, и бояре приговорили». Но затем московские князья делаются все более самовластными. От того постепенно развивается разлад между великим князем и боярством. Уже Иван III глухо жаловался на неуступчивость, строптивость своих бояр. При его сыне Василии оппозиционные настроения ощущаются еще явственнее. А при внуке Ивана Великого, Иване Грозном, противостояние между государем и его боярами выливается в острый, кровавый конфликт.
Другой тенденцией времени стало складывание новых органов государственного управления. В начальную эпоху существования Московского княжества сосредоточием управления служил княжеский дворец. Разные части дворцового хозяйства поручались отдельным боярам и вольным слугам. Дворцовые слуги и дворцовые земли с угодьями составляли, к примеру, ведомство дворецкого, дворцовые лошади, конюхи и дворцовые луга – ведомство конюшего и т.д.. Таким образом, при удельном дворце зародилась система ведомств, имевших хозяйственное происхождение и назначение. Нечто подобное, по мере усложнения государственных задач, разрешаемых великим князем, происходило и внутри боярской думы, где отдельным боярам поручалось ведение конкретных текущих дел (например, внешние сношения).
Все остальные органы государственного управления постепенно развились из дворцовых ведомств и отделений думской канцелярии. Прежде, при несложном княжеском хозяйстве для управления той или другой его отраслью достаточно было одного лица, которое действовало посредством устных распоряжений. По мере того как государственное хозяйство становилось сложнее, а административные задачи делались разнообразнее, развивалось письменное делопроизводство. При боярах, ведающих отдельными хозяйственными или государственными вопросами, постепенно складываются канцелярии с писцами и помощниками – дьяками и подьячими. Так появляются постоянно действующие присутственные места – приказы. Например, приказ Большого дворца занимался обеспечением княжеского дворца. Конюшенный приказ управлял княжеской конюшней. Посольская изба ведала внешней политикой. Был особый Разбойный приказ – в чьем ведении находились уголовные дела и расследование заговоров. Кроме того, существовали приказы, занимавшиеся управлением присоединенных областей. Например, Тверской приказ или Новгородский приказ.
Для решения местных дел во все города направлялись бояре-наместники. Наместник занимался сбором налогов в пользу князя, осуществлял суд, стоял во главе местной администрации, командовал гарнизоном. Фактически наместнику вручалась на данной территории вся полнота власти, которой обладал сам великий князь, и он как бы олицетворял перед подданными его фигуру. Содержание наместника состояло из кормов и пошлин. Кормы вносились в определенные сроки целыми обществами, пошлинами отдельные лица оплачивали правительственные акты, в которых они нуждались.
12. Складывание феодальных отношений
В период раздробленности, когда единая Русь окончательно распалась на множество мелких княжеств, отношения между князем и его подданными претерпели заметные изменения. Если прежде местные общины и княжеский род Рюриковичей существовали до некоторой степени обособленно друг от друга, и княжеские (государственные) отношения как бы накладывались на отношения земские (родоплеменные и общинные), то теперь первые повсеместно заменяют собой вторые. Связь князя с управляемым им населением делается прямой и непосредственной. Земля считалась теперь уже не общественной, а княжеской и подразделялась на несколько категорий. Часть земель именовалась дворцовой, часть – боярской (вотчинной), часть – черной. Доходы с дворцовых земель шли непосредственно на содержание княжеского двора. Обрабатывали их или княжеские холопы, посаженные на пашню, или вольные люди, крестьяне, получавшие наделы с обязательством поставить во дворец известное количество хлеба, сена, рыбы, подвод и т.п. На черных землях сидели свободные крестьяне, выплачивавшие князю определенные подати (заменившие прежние дани). Вотчинная земля находилась в частном владении. В основном это были княжеские пожалования боярам или монастырям. Крестьяне, обрабатывающие все эти земли (если только они не являлись холопами), оставались лично свободными.
Феодальные отношения в удельный период находились в зачаточном состоянии. Их быстрое развитие начинается только в XIV - XVI веках, когда в Московском государстве формируется многочисленный класс служилых людей, занявший место прежней дружины (само это слово в XV веке совершенно выходит из употребления). При Иване III он еще не сложился до конца и состоял из нескольких разнородных групп (дворян выборных, детей боярских, дворян московских, жильцов московских и т.д.). Положение служилого человека во многом отличалось от положения дружинника. Прежде дружинники получали от своего князя жалование или земли в кормление. Теперь эти источники были уже недостаточными для содержания возросшего количества ратников. В условиях господства натурального хозяйства великий князь имел только одно средство обеспечить своих служилых людей – наделить их землей. Именно земля делается тогда средством хозяйственного обеспечения ратной службы.
На протяжении XV века постепенно складывается поместная система Московского государства. В основе этой системы лежало поместье. В Московской Руси поместьем назывался участок казенной земли, данный государем в личное владение служилому человеку под условием службы, то есть как вознаграждение за службу и вместе как средство для нее. Подобно самой службе, это владение считалось временным, обыкновенно пожизненным. Но фактически, поскольку дворянская служба была сословной и наследственной повинностью, эти поместья обычно передавались по наследству. Дворянин начинал свою службу с 15 лет. Записанный в служилый список он становился новиком. Тогда его верстали поместьем. Старших сыновей, поспевших на службу, когда отец еще сохранял силы служить, верстали в отвод, отделяя от отца и наделяя особыми поместьями. Но одного из младших, который призывался на службу, когда отец уже дряхлел, припускали к нему в поместье как заместителя, который по смерти отца вместе с землей должен был наследовать и его служебные обязанности. Обыкновенно он еще при жизни отца ходил за него в походы, «служил с отцова поместья».
Наряду с поместным землевладением продолжала существовать вотчинное, сложившееся в более раннюю эпоху. Вотчинниками были в основном бояре, в особенности потомки удельных князей. Многие из них, как уже говорилось, сохранили в своих прежних волостях значительные земельные владения. В отличии от поместья, вотчина находилась в частной собственности ее хозяина. Впрочем, вотчинники, так же как и помещики, должны были платить общие для всех поземельные повинности и не освобождались от государевой службы.
Вместе с землей помещик обычно получал от государства и сидящих на ней крестьян. Для уплаты государственных податей и отбывания повинностей крестьяне соединялись в особые административные округа, которые назывались станами и волостями. Они и составляли сельские общества, крестьянские миры, связанные круговой порукой в уплате податей. Если крестьянин переходил из разряда государственных в поместные или церковные, часть податей и повинностей, шла в пользу его хозяина. За пользование землей крестьянин уплачивал хозяину определенный оброк, как правило, продуктами и выполнял в его пользу определенные работы (барщину).
Крестьянское население в то время делилось на три основных разряда: церковные, служилые (или боярские) и государственные крестьяне (последние сидели на государственных землях). Крестьян-собственников, как таковых, не существовало. Если земля, которую обрабатывал крестьянин, не являлась церковной, помещичьей или боярской, она считалась собственностью великого князя. И тот был волен распоряжаться ей по своему усмотрению. Но хотя крестьянин и сидел на чужой земле, лично он оставался человеком свободным. Получая землю, он подписывал с ее хозяином порядную грамоту (арендный договор). Прежде крестьяне были вольны уходить от своих помещиков и свободно менять хозяев. Но со второй половины XV века правительство по финансовым и полицейским соображениям начало стеснять свободу крестьянских переселений. Крестьянин не мог покинуть своего хозяина, не выполнив установленных договором обязательств. Как правило, полный расчет происходил после жатвы. «Судебник» 1497 г. впервые установил для всех крестьян один обязательный срок перехода – неделю до Юрьева дня осеннего (26 ноября) и неделю, следующую за этим днем.
Конспекты по истории России http://proza.ru/2020/07/17/522