Артек. Жемчужина советского детства

Сергей Лебедев 3
...Памятный 1984-й, в отличие от романа Дж. Оруэлла, запомнился не только плохим. В июле этого года меня, месяцем раньше окончившего шестой класс, родители отправили в знаменитый Артек.

Там было славно. Ни на что, пожалуй, не похоже. Месяц интереснейшей насыщенной жизни среди множества разных и, как правило, славных людей, многих из которых я помню до сих пор, как если бы видел их вчера.

...Лагерь "Лесной", четвертый отряд. Наших вожатых звали Таня и Саша. Такова была традиция Артека - ставить во всех отрядах в паре вожатого и вожатую, руководивших воспитанниками на равных правах. Воспитателей, как в других детских лагерях, там не было как класса - их функции выполняли сами вожатые. И запомнилось, что их, независимо от возраста, звали на "ты" и по имени.
Тане (ее фамилия была Золтоева) где-то в самом начале августа мы отмечали День Рождения - ей было 48 лет. Саша был заметно моложе. Через несколько лет он станет начальником лагеря "Лесной", а потом - Генеральным директором ООО "Артек-Тур" Александром Ивановичем Рябининым...
Тогда же начальником "Лесного" был артековский человек-легенда Евгений Александрович Васильев, которому в то время было тоже около 50-ти. Нам он казался почти стариком. Он любил рассуждать своим скрипучим голосом на нравственно-этические темы, довольно едко, как нам тогда казалось, цепляя "провинившихся" в последний день. Но почти никогда он не вспоминал более старые "грехи". И слушать его было всегда интересно. Он искренне, по-настоящему любил детей и любил дело, которому посвятил свою жизнь. А еще запомнилось, что в часы купания он всегда сидел на пляже под тентом с большой банкой йода и ватными палочками, и все с царапинами, ссадинами, порезами и пр. шли к нему - а он не просто обрабатывал ранку, но обязательно рисовал вокруг несколькими легкими штрихами какой-нибудь цветок, дельфина или чайку, а то и целый пейзаж...

...В нашем отряде, втором по старшинству (старше был только первый - ребятам в нем было по 15-16 и даже некоторым, кажется, по 17 лет), было 25 человек. Девочек и мальчиков примерно поровну. Из них 6 человек - делегация Республики Югославия, Босния и Герцеговина, город Високо. Они были на пару лет младше нас. Три паренька - их звали Далибор Чебо, Серджан Джерич и Хусейн Каравдич. Три девочки - Адиса, Белма и Диана, фамилии их я не помню. Их сопровождали стильная полнеющая, но еще привлекательная дама лет 50-ти - Азиада Веселович и два переводчика из Москвы - Саша и Леша, им было лет по 25.

...За время смены, понятно, было всякое. Были довольно многочисленные конфликты - в основном мелкие, но не только. Были взаимные претензии, охлаждения, разрывы, случались и громкие выяснения отношений. Были и принципиальные разногласия по поводу ценностей и жизненных стилей.

Но прощались в последний день - практически все - со слезами. Девчонки рыдали, не желая расставаться с друзьями и ставшим любимым лагерем. Мы, парни, сдержанно хмурились и отворачивались, если набегала предательская влага на глаза.
И вожатые, прощаясь, обязательно обнимались и целовались с каждым воспитанником своего отряда - независимо от того, какие отношения у них были во время смены. А Евгений Александрович приходил провожать всех, и для каждого из трехсот или четырехсот воспитанников смены находил теплые слова прощания...

...Помню, мы собирались встретиться ровно через 6 лет - летом 1990-го года, который тогда казался очень далек, в Москве, у фонтана Дружбы Народов...

Нас раскидало во времени и пространстве - еще до того, как взорвалась родная страна. Так должно было быть - у каждого был свой путь и свои попутные ветра. Но тридцать дней Артека остались в душе маленьким кусочком прекрасной вечности.

И, наверное, все сказал юный четырнадцатилетний поэт, когда писал такие строки:

Вот и расстались с вами мы, ребята...
Вы помните дела минувших дней,
И первый наш костер в лучах заката,
Когда мы стали ближе и родней,

Когда впервые видели друго друга,
Когда знакомились, и как потом
Нам не хотелось уезжать оттуда -
Мы поняли: Артек - второй наш дом.

************************************************

Мы будем переписываться с вами,
Возможно, что и встретимся еще,
И вспомним, как мы песни распевали,
И что мы с вами делали - все-все!

И наш одной Артек мы не забудем -
Да разве сможет кто его забыть!
И будем мы всю жизнь его любить,
И долго с вами будем мы дружить,
И вечно мы друг друга помнить будем.