О категориях природы и всего сущего

Геннадий Галифанов
Введение

        Изложенные здесь представления о категориях природы и всего сущего – это выражение философских размышлений, исключая частично  содержание второй главы, в которой сделана попытка найти ответы на вопросы о предназначении человека, и о его отношении к вопросам жизни и смерти.

        Природа - великий учитель жизни. Увидеть в самых обычных вещах необычное, а в необычном обычное можно, если внимательно вглядеться в жизнь Природы. Но узнать можно будет только самую малую толику из таинств Природы.  Сколько непознанных загадок таит в себе она, сколько в ней сокрыто тайн, куда устремлено вечное движение материи, и что такое мыслящий дух слабому человеческому уму невозможно представить. Мал и слаб человек перед такой твердыней вечности, как ПРИРОДА. Тысячу раз прав Альберт Эйнштейн, сравнивший себя с маленьким мальчиком, играющим на берегу огромного океана с разноцветными камешками. Раскладывая камешки особым образом, и любуясь полученной из них композицией, мальчик не подозревает, что распростертый перед ним огромный океан – океан знаний остается совершенно непознанным.

          Начав разговор о Природе, будет, однако, полезным – уяснить себе, что мы понимаем под этим понятием. На наш взгляд ПРИРОДА – это все сущее, что окружает нас. А окружает нас не только то, что есть на нашей Земле, но и то, что лежит вне этой обители человечества. На Земле это, живая и неживая материя –горы, леса, океаны, реки, пустыни, люди, животные и т.д. Вне  Земли –это Солнце и планеты солнечной системы, бесчисленные мириады звезд в различных галактических системах. Особенно загадочен для нас Звездный мир с его неподдающимися никакой фантазии космическими масштабами.

          Мы привыкли жить нашей земной жизнью, земными заботами, гордиться небольшими успехами, хорошим заработком, наградами, общественным признанием. Но как ничтожно и мелко все это на фоне бесконечного течения времени и пугающих воображение космических расстояний. Смешно и глупо выглядит стремление отдельных лиц, особенно первых лиц государства, обессмертить свое имя, потому что всегда найдется мальчик, способный крикнуть в толпу «а Король то - голый». Памятники, дворцы, восхваляющие песнопения, богатство и власть – это не тот путь, который ведет в бессмертие. Недавнее свержение режима Саддама Хуссейна в Ираке и глумление над его символами - вот и вся короткая мыльно-пузырная слава таких личностей. Отметим, однако, что создание изумительных литературных шедевров, открытие новых Законов природы, великие завоевания и социальное переустройство мира  – дают возможность отдельным личностям остаться в памяти человечества (в благодарной или неблагодарной - это отдельная тема) достаточно длительное время.

         Наша человеческая история может четко выделить пять типов личностей, которые способны, на некоторое время сохраниться в памяти человечества.  К их числу относятся:

1. Великие пророки, такие, как СОЛОМОН, МОИСЕЙ, ИИСУС ХРИСТОС, БУДДА, МУХАММЕД.
2. Великие ученые-творцы, такие как Архимед, Аристотель, Леонардо Да Винчи, Ньютон, Эйнштейн.
3. Великие завоеватели, такие как Александр Македонский, Чингиз Хан, Наполеон.
4. Великие переустроители социального устройства общества, такие как Маркс, Ленин, Сталин.
5.      Великие злодеи, такие как Нерон, Гитлер.

         Подчеркнем, однако, что Земля - это маленький островок в безбрежном космическом пространстве. В этом масштабе нет и не может быть места для славы любых, самых знаменитых деятелей истории человечества.  Все указанные личности способны сохраниться на ограниченный период времени только в памяти Землян и не более того. Человечество непрерывно развивается и как всякий организм неизбежно придет к  старости и отомрет. Возможно, однако, что оно станет исходной ступенью для новой формы цивилизации. Если дать волю фантазии, можно предположить, что разумные существа в этой цивилизации будут отличаться по интеллекту  от современного человека также, как  сегодня мы отличаемся  от интеллекта обезьян.

          Значит ли все вышесказанное, что не нужно стремиться к славе пророков, ученых и политиков, поскольку все это тщета и суета сует.
 
          Ответ на этот вопрос должен быть, возможно, и отрицательным, и положительным. Отрицательным потому, что развитие человечества невозможно без нашего стремления раздвинуть неизвестные границы природы, а положительным потому, что личности, раздвигающие эти границы, менее всего это делают из соображений приобретения мировой общеизвестности и славы. Она приходит к ним помимо их желания и чаще всего после их ухода в иной мир. Те же, кто получают незаслуженную хвалу при жизни, не должны обольщаться. Ибо сказано «возвышенные да унижены будут, а униженные да возвышены будут». Нужно всегда относиться к восхваляющему тебя с большой подозрительностью, ибо лесть всегда таит в себе стремление получить для восхваляющего  определенную выгоду. Достаточно вспомнить историю с лисицей и вороной в басне Крылова. Более того, есть уверенность, что эти блюдолизы в глубине души ненавидят тайной злобой восхваляемого ими и  первыми готовы оплевать и облить  его грязными помоями, когда он сойдет со сцены, или, лишившись власти будет слаб и немощен. Самым ценным для любого человека, и особенно для первого лица государства является друг или советник, способный не покривив душой сказать пусть горькую, но так необходимую для настоящей славы истину.

Глава I. О добре и зле

          Что такое добро? Что такое зло? Вопросы довольно простые  и вместе с тем сложные. Несомненно, однако, что для жизни на Земле необходимо как добро, так и  зло.  Другими словами, каждое из них жизненно необходимо для существования другого.  Граница, проходящая между добром и злом довольно тонкая и зыбкая. Иной раз бывает сложно определить, чем является то или иное совершенное действие - добром или злом. Например, человек толкнул преступника, типа ЧИКАТИЛО на рельсы метрополитена. Возможно, он сделал это потому, что ЧИКАТИЛО нанес большое зло семье этого человека. Так вот чем является данный поступок - злом или добром? С одной стороны вроде бы человек избавил мир от преступника, и тем самым совершил добро, с другой стороны он лишил жизни человека, пусть даже этим человеком является Чикатило. Здесь не может быть других мнений, как бы не была тяжела боль понесенной утраты,  вершить над Чикатило наказание должен не пострадавший от поступков этого мерзавца, человек, а общество в лице органов правосудия. Иначе это будет самосуд, что недопустимо, поскольку такой метод может привести к анархии. Многие вполне справедливо полагают, что если человек совершил добро, то это добро к человеку добром и вернётся. То же самое может произойти и со злом. То есть колесо судьбы, совершая свой оборот, воздает добро  и зло каждому из живущих на земле ровно в той мере, в какой они это заслуживают.

          Добро и зло двулико. Иные живут по принципу «Если можешь сделать добро – сделай, но никогда не делай зло», другие же предпочитают иной принцип «Если можешь сделать зло - сделай, но никогда не делай добро, то есть, не делай добра - не получишь зла». Как ни странно эти две противоположности мирно сосуществуют друг с другом, и ни одна из них не мыслится без другой.  Уничтожив одну из них, мы немедленно возродим на ее месте точно такую же новую. Бог, сотворив в своем лице добро, породил одновременно и свою противоположность в лице дьявола, и эти две силы находятся в постоянной борьбе между собой от века, и будут находиться в этой борьбе всегда, пока существует мироздание. 

         Не только отдельный человек, но и крупные политические силы некоторых государств полагают порой, что делают добро, совершая акты насилия, хотя общественная точка зрения на эти действия может быть иной. Например, руководство  США полагало, что, свергнув режим Саддама Хусейна,  оно освободит народ Ирака от тирании этого диктатора, убережет мир от имеющегося, якобы у Саддама, оружия массового уничтожения, и принесёт в эту страну мир и демократию. Но освобождение ценой убийства мирных жителей и уничтожения культурных памятников прошлого не вписывается в нормы общепризнанной человеческой морали. Это - по крайней мере, антигуманно и сродни политике вандализма. Оружия массового уничтожения не нашли, погубили тысячи невинных людей, посеяли антиамериканские настроения в большинстве стран мира. В итоге американцы больше проиграли, чем выиграли. Если же вдуматься глубже, то истоки иракской трагедии куда как более прозаичнее. Нефтяные богатства Ирака – вот главный корень зла и основная причина, развязанной США агрессии. Арабский мир живет по своим законам, ему чужда американская демократия, у них американцы олицетворяют зло. Что же касается невинных жертв, то их проклятья и стоны, их концентрированная лептонная энергия еще даст знать о себе инициаторам этой войны. Природа не терпит пустоты, образовавшийся вакуум обязательно заполнится. Ночные кошмары и состояние близкое к самоубийству и сумасшествию  - все это обязательно войдет в жизнь этих горе - политиков. Вспомним, что именно так и закончили свои дни, сбросившие на японские города атомные бомбы американские пилоты. После того как преступление совершено, ничто и никто не сможет остановить карающую десницу небесного правосудия.

          Но это всего лишь одна часть айсберга, другая и, причем еще более опасная для США и всего мира уже начала зреть в государственной политике целого ряда государств. Северная Корея открыто провозгласила курс на создание своего собственного ядерного потенциала. Вчерашние союзники и якобы друзья США стали создавать военные блоки не входящие  в натовскую структуру. В условиях, когда США, наплевав на ООН, на этот международный инструмент поддержания мирового правопорядка, делают все, что хотят, такая политика этих государств является их естественной ответной реакцией. Таким образом, можно констатировать, что зло породило еще большее зло. В частности в результате иракской войны человечество не отдалилось от  угрозы третьей мировой войны, а существенно к ней приблизилось, а ведь это война в которой не будет победителей, а будут только одни побежденные.

            Лозунг бывшего американского президента Джорджа Буша «Кто не с нами, тот против нас» не оставляет места для полутонов, для политики нейтралитета, для иного мышления и восприятия окружающего мира. Этот лозунг неинтеллектуален, он вторгается грубым кирзовым сапогом в нежную душу интеллигента и не может не возмущать своей солдатской неотесанностью людей доброй воли. С этих позиций президент Джордж Буш – весьма скверный политик, поскольку он не смог просчитать не только отдаленных, но и ближайших последствий своего опрометчивого политического решения.   

         Говоря о категориях добра и зла нельзя не отметить, что они в разные периоды человеческой истории постоянно менялись местами. К примеру, людоедство у некоторых народов было обычным делом и не вписывалось в аморальные поступки. Со временем,  однако, этот обычай отошел, и стал весьма осуждаем.  Точно также  обычай платить калым за невесту осуждается народами западных стран, но на Востоке он считается нравственным поступком. Обычай кровной мести на Кавказе считался высоконравственным, и только сейчас он постепенно переходит, но еще не перешел полностью  в категорию осуждаемых поступков.    

Глава 2. О жизни и смерти.

           Каждый человек, наверное, хоть раз в жизни задумывался о смысле своего существования, каково его место на земле, какова его миссия, что значит  жизнь и смерть и, наконец, извечный вопрос Лермонтова в романе «Герой нашего времени» где главный герой задался вопросом «Для какой цели я родился?». Неужели только для того, чтобы есть, пить, жениться, воспроизвести потомство, испытать все земные горести и радости и когда сверху скажут «Ты свободен» нырнуть в пучину вечности. Этот вопрос для некоторых философов прошлого был настолько актуален, что они уходили в монахи –схимники, удалялись от людей, жили в пещерах, питались крайне скромно и все их существование было посвящено одной задаче – получить ответ на вопрос о смысле жизни. Но ответ на этот вопрос не найден и вряд ли будет найден кем-то когда либо. Можно сказать, что так задумано высшей силой, которую мы зовем ПРИРОДОЙ, и которую лучше назвать словом БОГ.
 
         Итак разберем подробнее вопрос о жизни и смерти.
Пожалуй, единственное перед чем равны люди, независимо от их ранга и положения, так это перед смертью. Некоторые люди, испытав клиническую смерть, рассказывают о неких туннелях, о загробной жизни, но здравый ум отказывается верить в это. Но все может быть. Поэтому не будем агностиками и отбрасывать эту вероятность перехода в иной мир. Не это главное. Главное пожалуй в отношении трех основных религий к вопросам жизни и смерти.
Христианское понимание смысла жизни, смерти и бессмертия исходит из ветхозаветного положения: “День смерти лучше дня рождения” (Экклезиаст) и новозаветной заповеди Христа: “...я имею ключи от ада и смерти”. Богочеловеческая сущность христианства проявляется в том, что бессмертие личности, как целостного существа мыслимо только через воскресение. Путь к нему открыт искупительной жертвой Христа через крест и воскресение. Это сфера тайны и чуда, ибо человек выводится из сферы действия природно-космических сил и стихий и ставится как личность лицом к лицу с Богом, который тоже есть личность (1). Утверждение довольно спорное, поскольку отождествлять Бога с личностью – это неизмеримо принижать его роль и значение.

        Таким образом, целью жизни человека является обожествление святых праведников и движение к жизни вечной. Без осознания этого, земная жизнь превращается в сон, пустую и праздную мечту, мыльный пузырь. В сущности, она есть только приготовление к жизни вечной, которая не за горами для каждого. Поэтому и сказано в Евангелии: “Будьте готовы: ибо, в который час не думаете, придет Сын Человеческий”. Чтобы жизнь не превратилась, по словам М. Ю. Лермонтова, “в пустую и глупую шутку”, необходимо всегда помнить о смертном часе. Это не трагедия, а переход в мир иной, где уже обитают миллиарды душ, добрых и злых и где каждая новая входит на радость или муку. По образному выражению одного из православных иерархов: “Умирающий человек - заходящее светило, заря которого уже блещет над другим миром”. Смерть разрушает не тело, а тленность его и поэтому она - не конец, а начало жизни вечной.

         Иное понимание бессмертия христианство связало с образом “Вечного жида” Агасфера, Когда изнемогающий под тяжестью креста Иисус шел на Голгофу и захотел отдохнуть, стоявший среди других Агасфер сказал: “Иди, иди”, за что и был покаран - ему навсегда было отказано в покое могилы. Из века в век обречен он скитаться по миру, дожидаясь второго пришествия Христа, который один может лишить его постылого бессмертия. Образ “горного” Иерусалима связан с отсутствием там болезней, смерти, голода, холода, нищеты, вражды, ненависти, злобы и прочих зол. Там жизнь без труда и радость без печали, здоровье без немощи и честь без опасности. Все в цветущей юности и возрасте Христа утешаются блаженством, вкушают плоды мира, любви, радости и веселья, причем “друг друга любят как себя”. Евангелист Лука так определил суть христианского подхода к жизни и смерти: “Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых. Ибо у него все живы” (1). Христианство категорически осуждает самоубийство, так как человек не принадлежит себе, его жизнь и смерть “в воле Божьей”.

        Другая мировая религия - Ислам исходит из факта сотворенности человека волей всемогущего Аллаха, который, прежде всего, милосерден. На вопрос человека: “Разве, когда я умру, я буду изведен живым?”, Аллах дает ответ: “Разве не вспомнит человек, что мы сотворили его раньше, а был он ничем?” В отличие от христианства, земная жизнь в Исламе расценивается высоко. Тем не менее, в Последний день все будет уничтожено, а умершие воскреснут и предстанут перед Аллахом для окончательного суда. Вера в загробную жизнь является необходимой, поскольку в этом случае человек будет оценивать свои действия и поступки не с точки зрения личного интереса, а в смысле вечной перспективы (1).
 
       Разрушение всей Вселенной в день Справедливого суда предполагает сотворение нового совершенного мира. О каждом человеке будет представлена “запись” деяний и мыслей, даже самых тайных и вынесен соответствующий приговор. Таким образом, восторжествует принцип верховенства законов морали и разума над физическими закономерностями. Морально чистого человека не может осквернить грязь  и пороки реального мира. Он подобен сияющему светилу на фоне ночного неба. По его праведным поступкам должны строить свою жизнь остальные члены общества. Стремление разбогатеть греховно по сути, и особенно греховно, если сопряжено с порочными желаниями, корыстолюбием и обманом ближних. Все должно быть в меру, ибо плата за излишества после перехода в иной мир может быть непомерно тяжелой. Обладающий властью наиболее подвержен опасности быть испепеленным гневом Аллаха, если эту власть он употребляет для удовлетворения своих прихотей, обогащения и аморальных вожделений, а не на благо подданных. Жизнь каждого живого существа во власти Аллаха. Только ему дано право решать вопросы жизни и смерти. Никто не смеет покушаться не только на чужую, но и на свою жизнь. Ислам категорически запрещает самоубийство.
 
       Описания рая и ада в Коране полны ярких подробностей, дабы праведники могли полностью удовлетвориться, а грешники получить по заслугам. Рай - это прекрасные “сады вечности, внизу которых текут реки из воды, молока и вина”; там же “чистые супруги”, “полногрудые сверстницы”, а также “черноокие и большеглазые, украшенные браслетами из золота и жемчуга”. Сидящих на коврах и опирающихся на зеленые подушки обходят “мальчики вечно юные”, предлагающие на блюдах из золота “мясо птиц”. Ад для грешников - огонь и кипяток, гной и помои, плоды дерева “заккум”, похожие на голову дьявола, а их удел - “вопли и рев”. Спрашивать Аллаха о смертном часе нельзя, так как знание об этом только у него, а “что тебе дано знать, Может быть, час уже близок” (1).

        Отношение к смерти и бессмертию в буддизме значительно отличается от христианского и мусульманского. Сам Будда отказывался отвечать на вопросы: бессмертен ли познавший истину или смертен он?, а также: может ли познавший истину быть смертным и бессмертным одновременно? В сущности признается только один вид “дивного бессмертия” - нирвана, как воплощение трансцендентного Сверхбытия, Абсолютного Начала, не имеющего атрибутов. Именно так, можно освободиться  от страданий и зла, которыми опутано человечество.

       Согласно учению Будды истинно верующему следует знать четыре благородные истины. Первая из них гласит, что мир полон зла и страданий.  "Что за смех, что за радость, когда мир постоянно горит? Покрытые тьмой, почему вы не ищете света. Все непрочно, все разрушается, все уносится неведомо куда. Демон смерти царит во Вселенной. Все дороги жизни ведут в мир страданий Все суетно, все исчезает, как туман, вся Вселенная охвачена непрестанным умиранием. Само существование ее бессмысленно. Все течет и изменяется, пребывая в бесцельном беге. Куда бы ни бросили взгляд, повсюду томление, неудовлетворенность, неустанная погоня за собственной тенью, разрушение и новое созидание, которое в свою очередь несется к новой гибели" (2).

        Вторая провозглашенная Буддой благородная истина состоит в том, что причиной зла и страданий происходит от жажды бытия, наслаждений, стремления к власти, богатству и других пустых земных привязанностей и стремлений. Именно это ввергает человека в следующее воплощение, которое завершается старостью и смертью. Причем непобежденные в человеке  страсти и желания ввергают его в новое воплощение, которое может проявиться не только в образе человека, но и животного, и так до бесконечности. Безжалостная карма особенно беспощадна к греховным существам.  Через бездны неописуемых пыток в аду она вновь и вновь ввергает их путем перевоплощений на новые страдания и мучения в земной обители. Поступки человека создают определенные кармические силы, которые после его смерти не исчезают, а под действием закона кармы формируют новое существо. Между умершим и этим существом такая же связь, как у родителей с детьми. Как дети несут на себе печать своих отцов, так и каждая человеческая жизнь имеет таинственную связь с некоей предшествующей.
   
        Суть третьей благородной истины Будды заключалась в рецепте, используя который можно  уйти от страданий. Для этого человек должен уйти из этого призрачного мира и слиться с Тишиной и Покоем. Всем измученным и изнемогшим в битве с жизнью Будда обещал открыть обитель успокоения. Для этого он призывал их облечься в броню равнодушия и ничего не ждать от суетного мира. Только тот, кто сумел победить свои желания, может уничтожить тернии существования и тогда его тело станет последним в череде перевоплощений. Такой человек выскальзывает из мутных волн сансары, которые продолжают свой бег уже где-то в стороне от него. Это и есть высшее счастье, высшее бытие — Нирвана, осознание которой выходит за пределы человеческого понимания. Единственно достойная человека цель - это освобождение, свобода от всего, в том числе и от самого себя.

       Четвертая провозглашенная Буддой благородная истина названа восьмеричной по числу рекомендаций, неукоснительное исполнение которых может проложить человеку дорогу к Нирване. Это правильные взгляды, то есть основанные на «благородных истинах»; готовность к подвигу во имя истины; доброжелательная, искренняя и правдивая речь; непричинение зла; мирный, честный, чистый образ жизни; самовоспитание и самообладание; активную бдительность сознания и верные методы созерцания и медитации. Овладение этими принципами рассматривалось Буддой как некий ряд постепенно восходящих ступеней. Начав с внутренней решимости победить в себе волнение преходящего, человек подавляет свои темные и злые наклонности. Он должен быть добр ко всем, но не во имя Добра, а во имя освобождения себя от власти зла. Истинный буддист «не разрушит ничьей жизни; исполненный кротости и жалости, он сострадателен и милосерден ко всем существам, одаренным жизнью». Он избегает воровства, целомудрен, правдив, вежлив, добр и справедлив. Но соблюдение этих моральных заповедей само по себе не представляет ценности. Оно лишь помогает человеку развивать силы, ведущие к нирване, способствует приближению к следующей ступени, на которой будет господствовать полное самообладание и уже ни ненависть, ни любовь не смогут смутить внутреннего покоя. Это — ступень окончательного овладения своей физической природой. «Размышляющий мудро переносит и холод и зной, и голод и жажду, не боится ядовитых мух, ветра, солнца и змей; он кроток перед словом поношения, перед телесными страданиями, перед самыми горькими муками, томительными, беспокойными, разрушительными для жизни". Погружение в непостижимое «безветрие» нирваны вводит человека в состояние, когда над ним не властны никакие законы, никакие чувства и желания, когда все человеческое исчезает в нем. Но лишь «немногие среди людей достигают противоположного берега. Остальные только суетятся на здешнем берегу». Таким образом каждый может спастись от перевоплощений собственными стараниями. Путь к Нирване, долог и труден, но зато, когда цель достигнута, человек обретает бессмертие и при этом никому и ничем не обязан.   
 
       Учение Будды интересно тем, что в противовес традиционным религиям не оставляет места Богам, и связанным с ними различным ритуалам. Кровавые жертвоприношения богам греховны и потому недопустимы. Боги по мнению Будды - это просто более просветленные существа, продвинувшиеся намного дальше людей по пути постижения Нирваны. Таким образом учение Будды смыкается лишь в вопросах морали с христианской религией и Исламом, оставаясь в остальном совершенно отличным от него в трактовке вопросов жизни и смерти. Будучи чрезвычайно одаренным и высоконравственным человеком, Будда в беспрестанных поисках истины сумел создать из собственной жизни и созданных на ее основе философских построений одну из самых сильных и могучих религий, властвующей над умами сотен миллионов людей. 

      Что стоит на пороге смерти, и что есть рождение, откуда мы, куда движемся и куда придем. Где наш истинный дом, если мы гости в этом подлунном мире. Откуда у отдельных людей, особенно в молодые годы, такая неизбывная страсть и тяга к звездным путешествиям. Нет, нам не дано этого знать «Великая тайна сия есть». Табу наложено на это сокровенное знание.

        Если так, значит ли это, что когда-нибудь не только мириады звезд, но  и вся вселенная прекратит свое существование. Возможно, но опять же по законам смерти и рождения должна появиться новая ВСЕЛЕННАЯ.

Глава 3. Человечество, Мыслящий дух, Природа

        Обратим теперь свое внимание к вопросу, что такое человечество, и  что такое мыслящий дух, которым оно наделено.
 
       По Дарвину, человечество ведет свое происхождение от обезьян. Возможно, что это и так. Смущает другое, куда подевались промежуточные звенья или лучше сказать промежуточные формы между обезьяной и человеком. То есть, почему безвестно сгинули австралопитеки, синантропы, питекантропы, неандертальцы и кроманьонцы.

      Этому может быть только одно объяснение, которое можно назвать Законом сохранения исходных форм.  В соответствии с этим законом промежуточные формы вымирают, а исходные формы остаются. То есть развитие природы является ступенеобразным. Каждая новая ступень - это новая исходная форма, а все то, что было между ступенями, относится к промежуточным формам  и должно, выполнив свою задачу, отмереть.  Такая гипотеза объясняет почему, например, вымерли одни животные и остались другие. Например, почему вымерли динозавры. Они вымерли в соответствии с этим Законом потому, что были промежуточным звеном на пути к исходной форме ныне живущих ящеров. Если так, тогда следует задуматься над вопросом, продолжает ли эволюционировать человечество, или оно пока находится в пути к некой исходной форме.   

       Существует и другая гипотеза, связанная с внеземным происхождения человечества, по которой, возникновению жизни на Земле мы обязаны космическим пришельцам из иных планетных цивилизаций. Вполне вероятно, что эта гипотеза также имеет право на жизнь.
 
       Если так, хотелось бы понять, кто и с какой целью занес на Землю семена жизни, включая человечество.  Возможно, это сможет объяснить Теория интеллектуального посева, которая является плодом нашей фантазии. Вкратце суть этой теории такова. На планете Х иной солнечной системы возникла некая высокоразвитая цивилизация. Эта цивилизация достигла таких больших успехов в своем развитии, что решила проблему бессмертия. Но там где начинается бессмертие, там кончается развитие. Жизнь и смерть – это тот самый механизм, посредством которого происходит вращение маховика развития. И если остановился этот маховик, бессмертная цивилизация начинает буксовать на месте. Нет новых блестящих открытий, изобретений, все приелось, все известно, и как у вечного жида, одна и та же  бесконечная во времени мелодия порядком надоевшей песни.

         Что делает эта цивилизация, чтобы избавиться от проклятия вечной жизни. Она создает смертные мыслящие существа, в данном случае человечество и расселяет его на планетах типа нашей Земли, вместе другими представителями флоры и фауны. Другими словами осуществляет интеллектуальный посев. Человечество проходит все стадии своего развития от каменного топора и дубинки до создания высокотехнологичных образцов летательных аппаратов, лазерной и компьютерной техники и других технических новшеств. Однако, как только человечество вплотную приблизится к решению проблемы своего бессмертия – это будет означать, что интеллектуальный урожай созрел. Бессмертная цивилизация устраивает мировой потоп, а все плоды технических достижений сгинувшего человечества использует в своих целях. Затем следует новый интеллектуальный посев. Этот посев принесет уже иные технические достижения, чем те, которые были у предыдущей цивилизации, поскольку новая цивилизация не обязана копировать в точности путь предыдущей. Например, вместо известных нам самолетов будут пресловутые летающие тарелки. Эти технические достижения  опять пойдут в актив бессмертной цивилизации, которая  вновь произведет катаклизм в виде мирового потопа с последующим новым интеллектуальным посевом.

         Очевидно, что, таким образом, бессмертная цивилизация будет способна осуществить свое дальнейшее развитие. Время для этой цивилизации ничего не значит. Она может с легкостью перешагивать через миллионы и миллиарды лет. Кто знает, не являемся ли мы чем-то вроде растениеводческой культуры в руках этой бессмертной цивилизации. Тем более, что некоторые подтверждения существования на Земле прежних цивилизаций вроде бы обнаруживаются. Это, например, огромные сооружения в недоступных даже для нынешней техники высокогорных районах Земли, а также некоторые другие приметы исчезнувших цивилизаций, которые прослеживаются из космоса.  Объяснить их происхождение легко, если использовать для этого теорию интеллектуального посева. 
   
       Тема Природы и  всего Сущего – это неисчерпаемая тема, которую никогда и никто не познает даже на миллионную долю процента. Но именно потому она всегда будет тем притягательным маяком, на котором будет вечно гореть ярким неугасимым пламенем пытливая человеческая мысль. В этом небольшом эссе раскрыты только некоторые и, причем сугубо фантазийные фрагменты нашего понимания извечных, волнующих человечество философских проблем. Как на самом деле взаимодействуют друг с другом конфликтующие противоположности вечного движения материи и мыслящего духа, что вторично и что первично, действительно ли материя бесконечно неисчерпаема как вглубь, так и  вовне, существуют ли какие-либо пределы Вселенной, какова сущность так называемых Черных Дыр, Темной Материи, остается  ли  после смерти человека его одухотворенный фантом, к чему должен стремиться человек во время пребывания на Земле, почему революционна молодость, и консервативна старость, как устоять от развращающего влияния власти, возможно ли создание лептонного оружия, что есть наука и религия. Много вопросов, все их не перечесть. Океан знаний остается совершенно непознанным. Но вечно мятущийся, беспокойный дух человека будет снова и снова штурмовать бастионы неведомого и никогда не найдет он полного удовлетворения от разгадки очередной тайны природы, ибо  за ней откроются все новые и новые тайны. Не отсюда ли идет известное изречение одного ученого мужа,  о том, что  он твердо знает лишь одно,  а именно, что ничего не знает.  И тем не менее, смысл жизни человечества – это поиск и разгадка тайн великой матери ПРИРОДЫ. И в этом ему должен помочь мыслящий дух всегда незримо пребывающий рядом с ним.

         Дух, душа, сильный или слабый духом нам часто приходится  слышать эти слова. Но что означают эти понятия, какой несут в себе смысл. И вообще является ли реальным существование этих нематериальных субстанций жизни (душа) и разума (дух).  Я отвечаю да, это возможно. И вот почему.

       Как хорошо известно, ПРИРОДА состоит из сплошных противоположностей, причем эти противоположности находятся в постоянной борьбе между собой. Борьба эта обусловливает развитие, как материи, так и мыслящего духа, но при этом не ставится цель уничтожения одной из них, поскольку это немедленно приведет к уничтожению другой противоположности. Итак, что это за противоположности. Назовем некоторые из них: свет - тьма, добро - зло, любовь -  ненависть, зима  - лето, рождение – смерть, черное  - белое, прерывное – непрерывное, движение – покой, мужчина – женщина, печаль – радость, электрон – позитрон, наука - религия и т.д.

         Противоположностей не перечесть, но есть среди них одна, для которой не в полной мере уяснена контрастирующая  с ней  противоположность. Это, в частности, материя. Какую противоположность ей противопоставить. Само по себе разумеется, что противоположностью материального  субстрата может быть только субстрат нематериальный. Но таким субстратом могут быть только мыслящий дух и душа, которые в соединении с материальным носителем определяют  все богатство одушевленной и осознающей саму себя ПРИРОДЫ.
   
         В заключение хочу завершить свои мысли словами Тургенева из его романа «Отцы и дети» – «Какое бы страстное, бунтующее сердце не скрылось в могиле, цветы, растущие на ней безмятежно глядят на Вас своими невинными глазами. Не об одном вечном спокойствии говорят они, о том вечном спокойствии равнодушной ПРИРОДЫ, они говорят  также о вечном примирении и о жизни бесконечной».  Прекрасно сказано – вот оно перед Вами бунтующее сердце и извечное примирение между жизнью  и смертью на фоне равнодушной ПРИРОДЫ.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Отношение к смерти в различных культурах и религиях. http://works.tarefer.ru
2. 100 великих пророков и вероучителей. Буддизм. Будда, Москва "Вече", с. 79-86)
3. Тургенев И.С. Накануне. Отцы и дети. М. Художественная литература, 1980, с. 334