Современное гуманитарное образование в России

Алексей Панищев
Панищев А. Л.   (КГПУ)         
               
Современное гуманитарное образование
в России на пути к целостному мировоззрению
         
          К XXI веку человечество подошло с рядом важных проблем, среди которых особенно следует выделить расщеплённость личности. Уже в начале ХХ столетия П. А.  Флоренский писал: "Мы перестали охватывать целое культуры, как свою собственную жизнь; уже давно личность, за исключением немногих, не может подняться к высотам культуры, не терпя при этом величайшего ущерба." (Флоренский П. А. У водоразделов мысли. Т. 2, М., 1990, с. 345).  Применительно к ряду специальностей, в области которых выработан готовый алгоритм решений, отсутствие целостного мировосприятия особенно злободневно. Человек, который не может воспринимать бытие как единое целое, обречён для каждой новой ситуации в жизни, в том числе и на работе, искать новую информацию, дающую ему совет или инструкцию о действиях в том или ином отдельном случае. Подобное положение дел обрекает человека на слепое следование определённым правилам действий, лишая его творчества, гибкости мышления и критического подхода к ранее выбранным методам решения проблем. Самое же главное, что с развитием человечества общество становится всё более и более сложной, многоуровневой системой, где и трудноразрешимых вопросов накапливается всё больше и больше. Естественно, наука пытается решить актуальные задачи, и каждый год в мире появляются от 8 до 10 миллиардов страниц печатного текста, переработать которые физически невозможно. Примечательно, что на ограниченность возможностей рационального познания указывал ещё в XVI в. Ф. Бекон, считавший, что наука, обращенная к рациональности как к главному методу познания, выбрала путь "черепахи", путь неосвещенный, ведущий не к свету, а к хаосу (Will Durant. The story of philosophy, New York, 1961, p. 93). Холистичность же мировосприятия позволяет применять определённый набор информации в различных ситуациях, мыслить широко и самостоятельно, достаточно быстро принимать решения, что для многих специальностей, в рамках которых человек с его индивидуальными духовно-интеллектуальными качествами играет ведущую роль, например, во врачебной практике, особенно важно. 
         Для успешного решения поставленной проблемы следует особое внимание обратить на гносеологические возможности предмета "Философия", предполагающей творческое осмысление конкретной информации и её восприятие на индивидуальном уровне. Однако для этого необходимо провести переструктурирование  самих гуманитарных дисциплин. Для этого, на мой взгляд, следует выбрать общую идею того или иного курса, которая пронизывала бы весь учебный материал и тем самым сохраняла бы общую канву. Конечно, при этом встаёт вопрос о выборе общей идеи. Для такого предмета, как философия, читаемого в большинстве вузов, этот вопрос особенно острый, поскольку данная дисциплина стремится к формированию целостной картины мира, в рамках которой затруднительно определить наиболее приоритетные направления активности человека, жизненно важные сферы человеческого бытия и наиболее совершенные пути избежания противостояния общества  с природой. Вероятно, предметом, при изучении которого выбор общей задачи курса наиболее облегчён, может быть философия истории, поскольку данный раздел философского знания сам в себе содержит общую цель эволюции мирового бытия и смысл существования человека как части природы. Философия истории отвечает на вопрос об объективных закономерностях и духовно-нравственном смысле исторического процесса, о путях реализации человеческих сущностных сил в истории, о возможностях обретения общечеловеческого единства (Философия истории, под ред. А. С. Панарина, М., 2001, с. 8).   Характер предмета, стремящийся к решению задачи, выбранной в качестве основополагающей, - определение общего смысла истории - предполагает исследование фактически всех сфер человеческого бытия и восприятие их как единой, целостной системы. Поэтому использование методологических подходов, характерных для философско-исторического исследования в рамках дисциплины "Философия," может быть весьма полезным преобразованием общего учебного курса для обучения студентов.
          При решении поставленной задачи - формирование наиболее целостного мировосприятия - необходимо обратить внимание и на отдельные методы обучения. Так, на разных этапах философской мысли особое значение в мировосприятии было у искусства. Например, мифология в античной культуре или поэзия эпохи Возрождения позволяют понять различные учения философов не в качестве отрывочных сведений, а как идеи, характеризующие их время, передающие сущностные задачи того или иного периода. "Накопление сведений без систематизации их на предмет широкого обобщения, - как верно писал Лев Гумилёв, - занятие довольно бессмысленное" (Гумилёв Л. Н. Этногенез и биосфера Земли, М., 2001, с. 35). Использование же в контексте философии языка мифологии и поэзии будет весьма полезным для максимального достижения холистичного восприятия различных периодов в истории философии. Действительно, сам "ум мифоэпических персонажей самобытно целен… Интеллект ещё не разложен по полочкам теории и практики, рассудка и разума."  (Щавелёв С. П. Практическое познание, Воронеж, 1994, с. 19), и это обстоятельство позволяет преподавателю использовать сам учебный материал с его персонажами, эпизодами как прямое средство решения поставленной проблемы. Таким образом, преподаватель, используя мифы как способ миропонимания античного общества, поэзию, как язык, позволяющий по-новому взглянуть на бытие в эпоху Возрождения, получает огромные возможности  для достижения наибольшей холистичности мировоззрения и для более эффективного воспитательного и образовательного воздействия на студентов.

Панищев А. Л. Современное гуманитарное знание в России на пути к целостному мировоззрению // Сборник материалов научно-методической конференции КГМУ 6-7 февраля 2003 года. Часть II, с. 31-32.