Народ не выбирают

Сергей Корягин
Народ не выбирают. Какой есть, такой есть. Если пастух истребил стадо, спросят с пастуха. Если стадо истребило пастуха, его судить не будут. «Выколупывать» какую-то пользу от пастуха по имени Гитлер, по вине которого  погибло  не менее 50 миллионов граждан разных стран, думаю, неразумно. Можно сказать и крепче, но не стану этого делать. Гитлер продержался всего лишь 12 лет, не дали ему развернуться. Но в головах некоторых безумцев, в том числе – российских,  дело его живет. 31 марта 2009 г.
 
А кто у Вас – народ, уважаемый Геннадий Т.?  Похоже, та часть его, которая как раз не интересуется средствами производства,  но высоко ценит зарплату. Очень Вам хочется снова свалить все в одну кучу и поровну поделить, – чтобы никого не обидеть. С помощью «народной приватизации».

«Истинное народовластие возможно только при фактическом владении народом средствами производства», – прочитал я в Вашей статье. А как этот народ, которому Вы хотите отдать  средства производства, распорядился своими паями в деревне? Вы не в курсе?  Отдал их в АО бывшим советским председателям за солому, за дрова, за навоз, за сущие копейки. Теперь, конечно, спохватился, потому что сегодня за пай в шесть гектаров дают полтора миллиона рублей. Формально, конечно, низам можно отдать  собственность через принудительное акционирование,  но ведь это в истории уже было – все оканчивалось тем, что для закрепления статуса за их спиной вырастал тиран, подобный тому, который грабил банки ради нужд партии. Подходит ли нам это сегодня? В современной России установился не лучший, но терпимый общественно-политический порядок. Власть прижмет олигархов, поможет среднему и малому бизнесу, возьмет шефство над слабыми, и мы пойдем вперед.  19 ноября 2008 г.

Моему оппоненту. Народ, который Вам симпатичен, не хочет владеть и управлять собственностью. И это нормально. Не надо, чтобы все управляли собственностью, тем более – большими размерами. С помощью бредовых идей провалить и развалить все легко, а воссоздать трудно. Это доказал прежний режим. Зачем насильно «пихать» в руки народу (т.н. низам) то, что он не берет, что он отторгает, как насытившийся ребенок – материнскую грудь? Этому народу надо дать гарантированную работу и хорошую зарплату, чтобы он мог лечиться и лечить детей, учиться и учить детей. Плодиться и быть счастливым. А кто хочет ночи не спать и дрожать за свое богатство – пожалуйста. Средства производства должны работать, эффективно работать, и обеспечить этот факт, гарантировать этот факт не каждому дано. К сожалению. А может, к счастью. Среди олигархов, как и среди других категорий  народа немало непорядочных людей. Олигарх может дать взятку, а Федя, встретив на темной дорожке Ваню, может его убить за несколько тысяч рублей. Их возможности творить зло следует ограничить. Я – интеллигент – не хочу иметь во владении средства производства и управлять ими. Я хочу жить спокойно, думать, писать и посылать тексты в Интернет. Вы и мне повесите на шею какой-нибудь груз? Спасибо! Не надо! И таких миллионы, десятки миллионов. Благополучная жизнь народа (в широком смысле) не создается мановением руки вождя или выдумщика спасительных теорий. Для этого надо много и долго трудиться. Всем трудиться. Богатым, средним и бедным. 22 ноября 2008 г.

Народ. Нация. Этнос. В общественных науках понятия не столь устойчивы, не столь жестки, как в естествознании. «Капитал», «капитализм», «социализм», «государство», «этнос», «нация» и т.д. И споры здесь будут идти без конца. Не случайно иные участники дискуссии утверждают, что общественные науки, включая философию, – вовсе не науки, и истины здесь не может быть. Я полагаю, что некоторую «гибкость» понятий общественных наук придется принять, как факт, как неизбежный факт. Этнос и нация – одно и то же? Этнос, мне кажется, – явление, находящееся ближе к природе. Нация по своей общественной зрелости уже может обрести государственность. Может. Но может ее и потерять. Потерять и рассеяться по свету в поисках приюта и спасения. Этнос и нация имеют единство по крови. Что это значит?. Долгое проживание  в одном государстве, одна вера, одни традиции, обычаи. Родственные языки. Народ – соединение разных этносов и наций в одном государстве. Одна территория, одна экономика, один государственный язык. Однако в жизни, как и в науке, не все происходит по писаному. 

Объединительный процесс, протекающий подспудно и открыто, все своеобразия  размывает. Здесь велика роль экономических связей, языка и образования. Медленно, но верно этнос и нация «втекают» в единый народ, живущий под одной государственной крышей. Они усваивают язык, культуру и все прочее доминирующей нации. От этого никуда не денешься. Сегодня многие граждане с восточным складом лица называют себя русскими и чувствуют себя русскими. Некоторые этносы стремятся сохранить свои традиции. По-своему одеваются, поют свои песни, танцуют свои танцы. Это поощряется, потому что вреда от этого никакого нет.

Конечно, «высокая культура» понятна больше верхам, элите. Так было всегда. Верхи определяют, каким быть человеческому коллективу! Они – духовная сила общества. Низы, составляющие основную массу народа, заняты в значительной степени в сфере материального производства и составляют основной костяк армии. Они – материальная сила общества. Эта категория граждан внесла наибольший вклад в победу над гитлеровской Германией. Есть промежуточные слои. Следует заметить, что грань между верхами и низами в современном обществе довольно «рыхлая». Это не касты,  не классы, не сословия. Иные граждане, формально принадлежащие к низам, в вопросах образованности и культуры дадут фору любому «яйцеголовому». Лозунг «Кто был ничем, тот станет всем!» и библейское изречение: «И последние станут первыми»  годятся для раздувания смуты в государстве. Очень они пригодились марксистам, определившим пролетариат на роль мессии в истории.

Самосознание. Это осознание своего происхождения, уровня своей развитости. Это чувство достоинства. Иным народам присуща  некоторая приподнятость над прошлым вековым угнетением, вековым рабством.  «Мы свободны! Не смейте нами помыкать, как скотиной!» Однако жизнь парадоксальна: чванливые, но униженные Версальским договором,  немцы легко позволили одурачить себя политическому маньяку Шикльгруберу, использовавшему их чванливость в своих политических целях. При низком уровне самосознания народ тем более легко поддается  оболваниванию. Его эксплуатируют, убивают, терзают, а он молчит. Как молчали миллионы наших граждан при власти большевиков. Впрочем, иным такое состояние даже понравилось.  11 июля 2009 г.