Ученые и КГБ

Александр Пересыпкин
Было это при Горбачёве.

В Дом учёных пригласили артистов.

Очередной артист шутил, рассказывал физикам и их жёнам анекдоты, но публика не смеялась.
Артист уже нервничал, но скрывал это вполне профессионально, поэтому публика не замечала его нервозности.

– Ну почему же они не смеются?! – лихорадочно соображал артист, одновременно произнося какой-то давно заученный штамп. – Шутки эти, конечно, глупые, но простой народ этим шуткам всегда смеется.

«Пипл хавает», – так говорили в их среде. А эта публика почему-то не хочет жрать дерьмо.

Артист уже был не молод, за его плечами невесомо и невидимо хранился ценный груз – множество концертов на самых различных площадках по всему Советскому Союзу.

В те времена артисты не требовали бешеных гонораров, а у ученых была нормальная зарплата, поэтому члены Дома ученых исправно платили ежегодные взносы, и этого вполне хватало, чтобы приглашать артистов если не каждую неделю, то хотя бы два раза в месяц.

В Доме ученых выступали многие теперь уже широко известные личности. А тогда их известность и гонорары были существенно ниже.

– Труднее всего выступать перед учёными и сотрудниками КГБ, – признался артист немногочисленной публике.

Публика отреагировала довольно вяло. Она состояла из физиков и их жён.

Артист решил немного подпустить антисоветского душка, который всегда хорошо воспринимался интеллигенцией. Интеллигенция всегда против власти.

– Что общего между КГБ и физиками? – бросил он в публику пробный камень. Выждав короткую паузу, сам же ответил на свой вопрос. – Академик Сахаров!

Ожидаемого взрыва хохота не случилось. Физики лишь кисло ухмыльнулись. У них не в почёте был выживший из ума академик Сахаров, который предлагал разбить Советский Союз на пятьдесят штатов, причём у каждого штата должна быть своя армия. Кто-то подсказывал ему эти бредовые идеи, а академик повторял их, как попугай.

Тогда артист пустил в ход тяжёлую артиллерию – самые лучшие, крайне редко рассказываемые антисоветские анекдоты.

Книги всё ещё читаем мы при лампе Ильича,
Ну а скоро насидимся при лучине Горбача.

Но артисту лишь немного удалось расшевелить эту странную публику. Ни громкого хохота, ни весёлых оскалов он не дождался.

***

Настали иные времена, дерьмократические. Учёные уехали в те страны, где на зарплату научного сотрудника можно жить, где высокая квалификация ценится, где научных сотрудников охотно берут на работу высокотехнологичные коммерческие фирмы и платят им достойную зарплату.

Дом ученых продан и превращён в заурядный ресторан.

И теперь артистам уже не надо прилагать усилия, чтобы веселить публику. Достаточно лишь глупо шутить и почаще включать по телевизору записанный смех.