Характерный персонаж

Виктор Свиридов
 
      Роясь в своём архиве, среди старых интинских фотографий пятидесятых годов я наткнулся на фото группы мальчишек и сразу узнал Юрку Коновалова. И захотелось рассказать о нём то немногое, что знал и запомнил. А почему захотелось? Наверно потому, что, (говоря языком литературных критиков), Юрка – характерный персонаж того времени и места. 

     Впервые я обратил внимание на этого паренька, когда он сидел на деревянном тротуаре недалеко от моего дома и продавал рыбу. То есть несколько рыб: на газетке были разложены пара щук и пара хариусов, видимо пойманных этим утром… На бумажке коряво значилось: «3р.шт.»
    Он молча сидел, прислонившись спиной к стене дома и, запрокинув голову, смотрел в небо своими светло-голубыми глазами, совершенно не обращая внимания на проходящую мимо публику. Прохожие тоже не обращали внимания на мальчишку и его рыбу. Для меня – совсем недавнего москвича – эта картина была необычна, потому-то и врезалась в память.  Кстати и свежей рыбы мы в Москве не видели…
    Было воскресенье. Я зашёл домой и сказал маме, что рядом продаётся свежая рыба по 3р. штука. Мама дала денег, и я пошёл к пареньку и купил у него всю рыбу (причём почувствовал себя как-то неловко: мальчик-ровесник поймал рыбу, а я покупаю… что-то неестественное  в этом было тогда)

   Через неделю я встретил его на берегу реки в обществе трёх-четырёх пацанов разного возраста (10 - 13 лет), сидевших у костра. Среди них был мой одноклассник, который пригласил меня присоединиться к компании. Один из ребят был с ружьём, и я сразу узнал того парня, что продавал рыбу на улице.
   Ребята жарили на костре что-то похожее на шашлык: на проволоке были нанизаны какие-то почти обугленные кусочки, издававшие вкусный запах. Оказалось – это воробьи, которых настрелял из ружья тот самый парень. Это было лето 1955 года. Тогда ещё можно было увидеть и подстрелить утку недалеко от дома, тем более, что наши дома стояли прямо на берегу реки Инты. Но в тот день утки не прилетели, и мальчик настрелял воробьёв.
Мне предложили разделить трапезу, и я не отказался. Ребята о чём-то болтали, и только парень с ружьём молчал, отстранённо глядя на реку.

     Чуть позже я узнал, что зовут этого паренька Юрка Коновалов, что он годом старше меня, что у него есть младший брат, и что Юрка - это личность среди мальчишек довольно известная, даже несколько одиозная.
    Вообще-то в Инте отчаянных пацанов было пруд-пруди, но Коновалов выделялся даже среди них своим умением драться и готовностью биться с кем угодно, когда угодно… Причём он никогда не сдавался. Я несколько раз видел его в драке: впечатление создавалось такое, что Юрка вообще не чувствует боли, не замечает получаемых ударов и прёт как танк. Он дрался до изнеможения, до победы. В 14 лет он бывало дрался даже со взрослыми мужиками и… побеждал! За счёт внезапности, первым нанося удары на поражение. Ну какой взрослый дядя, давая подзатыльник пацану, (чтоб тот не лез без очереди за хлебом), мог ожидать сдачи, да ещё какой! 
   
     Я никогда не дружил, и даже не приятельствовал с Юркой. У нас были совершенно разные компании. Один только раз в 1957 году мы с ним попали в один отряд в пионерском лагере. В тот период я мог наблюдать его каждый день, но и там никаких взаимоотношений у нас не возникло. Юрка был крайне молчалив. Тем не менее, вокруг него сплотилась группка «хулиганистых» пацанов и они жили какой-то своей отдельной жизнью. Например, они частенько наведывались в деревню, воровали там, причём не только огурцы… Руководству пионерлага эта группа и особенно Коновалов доставлял массу хлопот. Из деревни неоднократно жаловались на малолетних воришек. Юрку за эти провинности предупреждали о возможном отчислении из лагеря с последующей отправкой домой в Инту. Юрка на все предупреждения отвечал привычным молчанием, как всегда «глядя в туманную даль». (Если учесть, что наш лагерь был под Тулой, то можно только догадываться, каким образом можно отправить в Инту одного подростка).
     И всё-таки Юрку отчислили из пионерлага и отправили в Инту, после того, как он в очередной раз отличился в деревне, и его поймали два мужика… а Юрка побил их обоих. Никто не верил в подобный оборот, но отчислили Юрку именно за избиение двух взрослых мужиков. Из школы Юрку исключили за подобные подвиги.

     Инта того времени – городок очень специфический. Недруги у тебя могли появиться из ниоткуда и из-за ничего. Просто какой-то дурной компании вдруг приходило в голову покуражиться над случайным прохожим или конкретной личностью, чья физиономия давно не нравится кому-либо из шайки. Особенно этим увлекался некто Пашка Николаев, личность гнусная и «приблатнённая».
Вот и я тоже попал под раздачу. Это было осенью 1958 года, когда я уже поступил работать на РМЗ. Однажды шёл с работы, а несколько подвыпивших парней, под началом указанного выше Пашки, прицепились ко мне. Дело шло к нешуточной драке, где шансов победить у меня нет. И тут неожиданно для всех появился Юрка Коновалов и, ни слова не говоря, стал молотить по рожам этому коллективу. Я даже растерялся, правда, один разок тоже успел врезать кому-то. Коллектив смылся. Юрка же, удовлетворительно «хмыкнув», ушёл в темноту.
     А я стоял и думал: почему он вступился за меня? Ведь мы, кажется, и пары слов друг с другом не сказали за все эти годы…

На фото:
слева Юрка Коновалов среди «своей» компании.
Лето 1957, пионерлаг Фалдино.