Письмо седьмое-восьмое. О семье, июль-август 1941

Егор Червяцов
БОЛЬШОЕ СПАСИБО ГЕННАДИЮ САРХОВСКОМУ ЗА ПОМОЩЬ В ПРАВКЕ ТЕКСТА

Конец июля 1941 года. Чувствовалось, что вот, вот нас отправят на фронт. Положение на фронтах складывалось не внашу пользу. Со своей маленькой колокольни понятно было, что борьба идет не на жизнь, а насмерть..

Немец все глубже проникал на нашу территорию. Занимал села, города и целые области.

Как всякий солдат перед боем меняет белье, вспоминает своих родных, близких, и не знает останется ли он жить после боя или нет. А на войне, тем более такой, которой шла, быть убитым, искалеченным можно было ждать ежесекундно.

Вот и я вспомнил своих родных - отца, мать, брата, сестер, жену, сына(1), родных своей жены.

Отец, величайший труженик, не гнушался никакой работы,  был в возрасте старше 50 лет и физически негодный к службе в армии даже в военное время. Дома он, как говорила, мать "Мой Ванька и гвоздя не забьет". Т.е. не специалист. Но честнейший трудолюбивийший человек. Не курил и выпивал, как он говорил только по престольным праздникам (2) иногда, но до «солидного» состояния. И тогда спокойно ложился спать, никому не мешая (3).

Мать - истинно крестьянская женшина, умевшая делать все по хозяйству. Она была духовным руководителем семьи. Она по своему характеру была волевая женшина, но мягкая и жалостливая. И часто за наши детские поступки шуму было много, много угроз, а действий мало. Час прошел после ее шума, а она уже ласкает виновника.

Брат Иван 1918 г.рождения к моменту моего убытия   из училиша с г. Тбилиси был курсантом Бакинского обшевойскового училища. Участник Финской войны. Окончил перед армией педучилище, был не женат, работал до того учителем в с. Гремяч Черниговской области (4). Благодаря тому, что я отстал от поезда, я смог заехать к нему в училише и повидаться с ним. В дальнейшем он погиб на Курской дуге в 1943 г. в должности начальника штаба стрелкового полка. Сестра Александра 1923 г.  рождения работала в Путивле после окончания медучилиша. Замужем не была. Младшей сестре Паше 1925 г. рождения  было 16 лет.

В августе 1939 г. (29.8) я женился. Прожил в в супружестве всего 1,5 месяца, затем  меня призвали в армию. 13 октября 1939 г. я уехал, оторвался от молодой жены на долгие-долгие годы.

Мне в браке очень повезло. Мы женились по любви. Женились просто, нашли сами себя без чей либо помоши или рекомендации.

Моя жена Катя Кузнецова (5) была   очень красивой девушкой. В своем выборе я не ошибся и благодарю судьбу за такой выбор. Помимо физической красоты она обладает духовной красотой, спокойным мягким характером. Не тороплива. Рассудительна. Верная и преданная жена. За нашу длительную совместную жизнь(6) - а это   ни много ни мало  60 лет, я не слышал от нее ни одного неуважительного слова. Мы живем с ней душа в душу. Не зная ссор по принципиальным вопросам. По профессии она бухгалтер, по призванию - воспитательница. Она обладает особым даром любви к детям.

По правде говоря и забегая вперед, я из-за отсутствия времени, связанным со службой, не мог уделять много времени детям. В дальнейшем, после войны часто по несколько недель, а иногда месяцами не бывал дома. То на учении, то в лагерях, то на испытаниях, то в командировках, то в учебных заведениях по повышению знаний. Я всегда был уверен, моя жена мои дети будут ухожены. Я всегда желанный. Собственно говоря, она вырастила всех троих сыновей. Дала им уход, знания. Короче, все то, что и должна дать хорошая мать. Она ни разу не наказала своего ребенка, какой бы он проступок он не совершил (имеется в виду физическое наказание). Впоследствии на ее плечи легло и воспитание внучек и внуков.

Такой душевной красоты человека редко встретишь. Она умела и одеться, и вести себя в любом обшестве. И везде, где бы мы ни были, она пользовалась и сейчас пользуется уважением. Такова Ваша бабушка. А моя любимая жена и Ваша мать.

К тому времени, как убывать на фронт, у меня был сын Владимир рождения 14.6.1940 г.(7) Т.е. сыну было уже почти год. Я его не видел. В ночь с 13 на 14.6 1940 г. пришла телеграмма, поздравляюшая меня с рождением сына.

Я прочитал, спрятал под подушку, спросонья и забыл. Утром дневальный на построении объявляет, что я молодой отец (8). И увидел я своего сына только в первые дни октября 1943. Но об этом позднее. Владимир впоследствии окончил Ростовское ракетное училище. Полковник, кандидат технических наук.

Моя Катенька родила и вырастила еще двух сыновей - Славика (9) и Олега (10).

Оба хорошие, трудолюбивые, порядочные люди. Хорошие семьянины, заботливые дети. Мы ими очень довольны.

Вспомнилось. как я ходил свататься к будушей моей теще. Как-то раз я, Катя (моя жена) и ее брат Сергей (11) пошли к ним домой. Я - с целью просить руки, согласия у матери на бракосочетаниея с Катей. А мать и говорит, когда мы остались с ней вдвоем, так как Сергей и Катя ушли: "Ты же не наш, ты же дальний" (12). Но ее тревога оказалась напрасной. Наш союз оказался счастливым и прочным.

Мать Кати Надежда Захаровна(13) - добрейшей души человек. Тихая, спокойная, неторопливая, и я был ее любимым зятем.

Отца Кати,  Александра Николаевича (14), во время сватовства и нашей свадьбы дома не было. Он был на зароботках в г. Мурманск(15). У них была большая семья ( посмотри на чертеж (таблицу) родословной: убедишься в этом). Но все они очень порядочные люди. Особенно мне близки Павел (16) и Ангелина (17), которым после войны пришлось помогать и быть близкими с ними.

С родственниками с моей стороны как- то близких отношений  у нас не сложилось(18), кроме двоюродного брата со стороны семейной ветви Голубковых - Павла Андреевича.

В алабинских лагерях шло усиленное комплектование нашей части личным составом.

Первым командиром нашего дивизиона был - капитан Кондратенко Семен Тимофеевич - прекрасной души человек. Веселый, обшительный, строгий, но справедливый. Впоследствии командир нашего 21 гвардейского минометного полка. После войны - командир минометной бригады в Киевском округе. Комиссаром дивизиона был Смирнов, имя и отчество не знаю. Хороший человек. Но солидный выпивоха, как оказалось впоследствии(19).

Дивизион состоял из двух батарей и других подразделений обслуживания.

В начале формирования дивизион входил в состав 5-го полка. Я был командиром огневого взвода  первой батареи. В 20-х числах в небе над Москвой, а также и в Алабино можно было наблюдать налеты немецких самолетов на Москву. Страшно, обидно и сумрачно.

В начале августа офицерскому составу на этом алабинском полигоне была показана стрельба из катюш, их огневая мошь и моральное воздействие.

Кончилась учеба, кончилось формирование,  и в ночь с 6 на 7 августа нас подняли по тревоге. Получили материальную часть и с ходу - на Ленинградский вокзал Москвы на погрузку. К утру 7 августа мы были на ст. Валдай и разгрузились. Впоследствии это стал 214 отдельный гвардейский минометный дивизион, состоящий из двух огневых батарей, солидно оснащенный техникой, взвода подвоза боеприпасов и других подразделений. Всего около 60 машин и до 150 человек личного состава. Первоначально в батарее было 6 (шесть) боевых машин с 24 направляюшими (24 снаряда сразу). На ЗИС-5(20) снарядов М-8(21). Огонь залповый. Представ себе в течение 5-8 секунд, а 6 установок по 24 снаряда (6x24=144 снаряда) на голову врага. Дальность стрельбы 4-5 км.

8 августа 1941 г. мы вступили в бои которые велись под Старой Руссой. На реках Полисть, Рядья, Ловать и Поло.

Утром 8 августа 1941 г., переправившись через р. Полисьть, мы прибыли в место сосредоточения.

Только чуть взошло солнышко, как появились немецкие самолеты и началась бомбежка. В это утро был убит мой товариш. Техник лейтенант Ханов. С ним мы лежали под кустом, и взрывной волной его подняло и перебросило через куст. Еще не вступив в бой уже понесли потери.

Сколько их было людей, товарищей, которые были потом убиты или ранены рядом со мной. Десятки. Но меня судьба хранила и хранила до конца войны(22). Жутко, когда гибнет человек рядом с тобой. Не верь, что есть люди, которые не бояться смерти. Все бояться, тем более в молодые годы.

Я не был храбрецом, но и не был трусом. Я, как все, выполнял свой долг по зашите родины(23), неся все тяготы и невзгоды войны.

Война - это море слез, реки крови, горы трупов. Миллионы искалеченных жизней и физически и морально.

Но враг есть враг: если ты его не уничтожишь он тебя уничтожит. Такова логика войны.

Далi буде.

ПРИМЕЧАНИЯ

* - Письма седьмое и восьмое являются спаренными по причине размещения на оборотной стороне седьмого листа родословного древа Николая Ивановича и Екатерины Александровны Червяцовых, ввиду этого текст седьмого письма вдвое короче всех остальных. Придержав его некоторое время, дед отправил его вместе с восьмым, где рассказ седьмого письма органично завершается. Эти письма примечательны также пространным отступлением автора от хронологии повествования, ибо большая часть отведена описанию характеров и судеб членов семьи.
1 - Сына на момент описываемых событий автор ещё ни разу не видел, а потому не столько вспоминал, сколько просто думал о нём.
2 - Праздник святого или события, в честь которого освящён храм. Например, престольный праздник Рождественской церкви приходится на 7 января, а Петропавловского собора - 12 июля. Как правило, престольный праздник выпадал не более 3 раз в году.
3 - Да и сам дед не курил, практически не пил и имел пословицу: "первая рюмка водки - для аппетита, вторая - для веселья, третья - для безобразия".
4 - То есть, фактически, во всём пошёл по стопам старшего брата.
5 - Червяцова Екатерина Александровна (р. 5.XI.1911, д. Митёво, Макарьевского уезда, Костромской губернии) - из большой кулацкой семьи. По образованию бухгалтер-счетовод. В настоящее время проживает в г. Харькове у младшего сына.
6 - Червяцовы Николай Иванович и Екатерина Александровна состояли в законном браке с 29 августа 1939 года по 10 мая 1999 года, то есть 59 лет.
7 - Червяцов Владимир Николаевич (р. 14.VI.1940, д. Митёво, Костромской области) - полковник Советской Армии, кандидат технических наук, долгое время преподавал в вузах и военных учебных заведениях. С 1997 г. - на пенсии. Проживает в г. Ростов-на-Дону.
8 - Перлюстрация солдатских писем обычное дело и в современной армии.
9 - Червяцов Вячеслав Николаевич (5.II.1947, г. Лихен, Бранденбург, Восточная Германия - 14.II.1999, г. Казань, Татарстан, Россия) - Мой отец, выпускник Сумского артиллерийского высшего командного училища имени М.В. Фрунзе и Ленинградской артиллерийской академии имени М.И. Калинина, подполковник Советской армии, старший преподаватель Казанского инженерно-строительного института (КИСИ, ныне КГАСУ), участник испытаний ядерного оружия на полигоне в Тоцком и ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в 1990-е гг. - бизнесмен. Скончался от лейкемии. На похоронах присутствовали его родители. Дед скончался через 3 месяца после этих событий.
10 - Червяцов Олег Николаевич (р. 25.VIII.1952, г. Кременчуг, Полтавской области) - подполковник украинской милиции, долгое время работал на железной дороге и в пожарной охране. В настоящее время на пенсии. Проживает в г. Харьков.
11 - В большой семье Кузнецовых (3 сына и 5 дочерей) моя бабушка была третьей дочерью. Кузнецов Сергей Александрович (1918-1988) - был её младше, однако старшим из трёх, братом.
12 - Вполне в обычае русских крестьян подозрительно относиться к чужеземцам. К тому же южный, украинский выговор не пропадал у деда до самой смерти.
13 - Кузнецова Надежда Захаровна (1883-1954) - из богатой кулацкой семьи. Мать восьмерых детей.
14 - Кузнецов Александр Николаевич (1881-1958) - крестьянин-единоличник (кулак), имевший дворянское происхождение по женской линии. Носил характерные кавалерийские усы. В колхоз вступил сразу же, поэтому сохранил большую часть своего имущества и жизнь.
15 - Сразу после окончания сельскохозяйственного сезона крестьяне отправлялись на заработки в города. Это называлось отходничеством. Кроме того, учитывая риск политических репрессий, самым простым способом избежать преследования со стороны органов НКВД было длительное отсутствие по месту жительства. Не секрет, что многие советские граждане спаслись от репрессий просто путём бегства с постоянного места жительства в отдалённые уголки СССР или даже просто в соседнюю область.
16 - Кузнецов Павел Александрович (1927, д. Митёво - 1997, г. Сумы, Украина) - самый младший брат моей бабушки, сменил несколько рабочих профессий, в 1990-е гг. - мелкий предприниматель.
17 - Евдокимова Ангелина Александровна (1931, д. Митёво - 1991, г. Москва) - самая младшая сестра моей бабушки.
18 - Это было обусловлено положением изгоя, в котором оказался прадед, Иван Андреевич, после женитьбы на беднячке и отказе в наследстве со стороны матери-дворянки. Голубковы, Яцыно, Червяцовы-младшие и Скоробогатовы (все происходили от Василия Васильевича Червяцова, как и мой дед), напротив, традиционно держались вместе.
19 - Если даже в высшем партийном руководстве было известно о запойном алкоголизме Н.И. Ежова, А.А. Жданова и Н.А. Булганина, то что уж говорить о рядовом комиссаре. Показательно, что инициалы не сохранились. Вряд ли к комиссару действительно относились с уважением, хотя бы он и был "хороший человек".
20 - ЗИС - 5 - грузовой автомобиль, на котором базировалась огневая установка.
21 - М-8 - тип минометных снарядов.
22 - За четыре года войны дед ни разу не был ранен.
23 - Дед учился во времена, когда Родину писали со строчной буквы.