Грозовая ночь под парусами

Сергей Вдовыченко
ГРОЗОВАЯ НОЧЬ

 Быстро темнело и погода не предвещала ничего хорошего, кроме ветра, его , как раз хватало, иногда даже с излишком. В небе громоздились грозовые тучи большими и малыми стадами и сверху их как-то совершенно спокойно освещала луна, которую временами было видно в прогалинах между ними. Ветер проявлял завидное разнообразие как по силе, так и по направлениям, поддерживал  экипаж яхты в состоянии готовности к любым неожиданностям. Пока всё было в пределах приличного, яхта бежала, направляемая рулевым, неотвратимо приближаясь к грозовому фронту.
Молнии сверкали всё ближе, гроза не собиралась заканчиваться, каждая туча несла свой грозовой заряд и, постепенно, молнии засверкали вокруг нас, укрыться от грозы всё равно было негде и яхта продолжала движение, только экипаж занял места, по возможности, удалённые от возможного пути тока, если молния сочтёт нашу мачту подходящей мишенью, притом что  мачта у нас металлическая и имела хорошее, как мы считали, заземление. Картина, конечно, была грандиозная, куда до неё рукотворным   фееверкам, сверкали молнии всех размеров и направлений, бастионы туч громоздились, подсвечиваемые вспышками  молний и луной. Боевые действия велись как по горизонтали, между группировками туч, так и между землёй и небом. Близкие вспышки вертикальных молний выводили, на некоторое время, глаза из разумного восприятия мира, в глазах запечатлевался образ последнего произведения природы, потом , постепенно зрение возвращалось к выполнению своих обязанностей. Луна сносно освещала реку и берега, судоходная обстановка просматривалась отчётливо, судёнушко  наше продолжало движение к своей цели. Несмотря на грозовые тучи и активную перепалку между ними, дождь нам особенно не докучал, так сполоснул пару, тройку раз для порядка, зато ветер продолжал  проявлять разнообразие. В какой то момент наступила тишина и мы услышали негромкое, но отчётливое шипение над головой
  Взглянув наверх, увидели, что на топе нашей мачты светится небольшой жёлто-зелёный шар, который и издаёт это шипение. Гроза продолжалась почти всю ночь и светящийся шар сопровождал этот спектакль до конца. Оказалось, что светится не только зелёный шар и  верхняя часть мачты, но и вдоль вант тоже следуют полосы желто-зелёного свечения, более яркие вверху и затухающие, по мере умньшения высоты. Яркость шара и свечения непостоянны, после очередного разряда молнии между тучами и землёй свечение резко уменьшается, горящий шар становился почти не виден, но постепенно заряд накапливается вновь, возрастает напряжение и электрическое и психологическое ожидание следующего удара, шар разгорается и свечение вдоль вант опускается всё ниже. Каждый ожидает очередной вспышки, инстинктивно отодвигаясь подальше от токоведуших частей, нервы на пределе, ох, пронесло. После секундного ослепления, вспоминается необходимость наблюдения за судоходной обстановкой, курсом относительно ветра, управление парусами. Всё- таки ночь, движение по реке не прекращается, экипажам больших судов, укрытым в ходовых рубках и каютах гроза не представляет опастности, а вот переехать в потёмках маломерное судно, которое и на локаторах то не отображается, вероятность высокая, тут уж надо самим смотреть в оба.
 К утру, уставшие и измученные всеми этими напастями, мы нашли таки укрытие, в виде группы высоких деревьев, стояших у самого берега и спрятались под их кронами вместе с мачтой. Отдав якорь и привязавшись к мощным стволам  повалились спать. Гроза временно поубавила накал военных действий, вспышки потихоньку отдалились и раскаты грома перекатывались где то на горизонте.
  Небольшой удар молнии все таки нас достал, но это было уже на следующий день. Совершенно отдельная тучка, этакая гиганская запятая, видимо не успев поучаствовать в главных событиях, направила свой заряд в нашу мачту, никто при этом не пострадал, только рулевой ощутил небольшой удар током через мокрый дубовый румпель, который в этот момент держал в руках, ну и естественно все схватились за уши, потому что звук разряда рядом это, всё таки громко.