Св. апостол Павел

Константин Рыжов
                1. Происхождение апостола Павла и его обращение

Настоящее имя Павла, данное ему при рождении,  было Савл. По обычаю того времени его латинизировали в Павел. Он родился в Тарсе, в Малой Азии, около 11 г. и имел чисто иудейское происхождение, хотя отец его считался римским гражданином.  Семья его, подобно всем старым иудейским семьям, принадлежала к партии фарисеев (http://www.proza.ru/2015/05/11/1667). Павел получил воспитание по самым строгим правилам этой секты, но при всем этом он с раннего детства не мог не иметь тесного общения с язычниками. В эпоху Августа Тарс был цветущим городом. Население его составляли главным образом греки и сирийцы. Павел с детства хорошо говорил и писал по-гречески, но, скорее всего, изучил этот язык в ходе живого уличного  общения, а не путем правильного образования. Греческая речь, употребляемая им, была простонародной и грубой. Зато его познания в Моисеевом законе и древней иудейской премудрости были безукоризненны.  Отец постарался дать ему хорошее фарисейское образование. Вместе с тем, по принятому обычаю, его сын изучал также ремесло и умел изготавливать палатки. Этот навык оказался очень полезным - именно им он и добывал себе в дальнейшем пропитание. Богатства или хоть сколько-нибудь порядочного состояния у Павла никогда не было, так как отец не оставил ему ничего, а сам он всегда очень мало заботился о приобретении земных благ. Красотой Павел тоже не отличался. Он имел невысокий рост, был лыс, невзрачен, неуклюж и ходил сгорбившись. 

В юности Павел приехал в Иерусалим для того, чтобы изучать Тору. Возможно, это произошло уже после казни Христа. По крайней мере, учеником Иисуса он не был, чудес Его не видел и оставался после Его казни  правоверным иудеем. Когда в 37 г.  в Иерусалиме начались гонения на христиан, Савл принял в них самое живое участие. Именно он охранял одежду тех, кто побивал камнями первомученика Стефана (http://www.proza.ru/2015/05/31/458). Сам Савл, правда, не кидал в него камней, но всецело одобрял это убийство. И позже он деятельно помогал гонителям. В книге «Деяний святых апостолов» говориться, что Савл «терзал церковь, входя в дома и влача мужчин и женщин, отдавал их в темницу».  Затем, «еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа», он пришел к первосвященнику и  выпросил у него письма в Дамаск, чтобы искать там по синагогам последователей Христа и приводить их на мучения в Иерусалим.

И вот, когда он шел по дороге и уже приближался к Дамаску, его внезапно осиял небесный свет. Юноша упал на землю и услышал голос, говорящий ему: «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?» Он спросил: «Кто Ты, Господи?» Господь отвечал: «Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна». Савл в трепете и ужасе сказал: «Господи! Что повелишь мне?» И Господь повелел: «Встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать». Голос утих, но Савл был так потрясен, что по приходу в Дамаск три дня ничего не видел, не ел и не пил, а потом принял крещение от одного из христианских проповедников по имени Анания и стал сам проповедовать по синагогам об Иисусе и о том, что Он есть Сын Божий. Все слышавшие это дивились и спрашивали: «Не тот ли это самый, который гнал наших единоверцев в Иерусалиме?»

                2. Проповедь  Павла в Антиохи

В Дамаске Паел прожил три года (с 38 по 41), но вынужден был покинуть его после того, как местные иудеи  решили его убить. Павел тайком отправился в Иерусалим и здесь попытался пристать к апостольской общине. Поначалу к нему относились с подозрением и не верили в искренность его обращения, пока из Дамаска не прибыл Варнава, пользовавшийся у апостолов большим авторитетом, и не подтвердил, что это чистая правда. Павел стал проповедовать в Иерусалиме, но потом, когда это сделалось опасно, перебрался  в Антиохию-на-Оронте.

Этот огромный город с полумиллионным населением в то время считался подлинной столицей Востока. Большинство жителей здесь были греки, а среди других народностей, наряду с сирийцами, преобладали евреи. Около года Павел проповедовал здесь вместе с Варнавой и обратил к Христу немалое число людей, как иудеев, так и язычников. Последние даже значительно преобладали над первыми.  Именно в Антиохии верующие в Христа впервые   получили прозвание христиан. Это был важный момент, знаменующий отделение Христовой церкви от иудейства. Основным языком христиан с этого времени становится греческий, а христианство всецело попадает в круговорот греческого и римского мира. Иерусалимская община, сплошь состоящая из одних иудеев, отступает на второй план. Не случайно,  именно  Антиохийская, а не Иерусалимская церковь стала отправлять миссионеров в другие части Римской империи, прежде всего в Малую Азию.
    
                3. Первое миссионерское путешествие Павла

Одним из первых таких миссионеров стал Павел.  В 42 г. он вместе с Варнавой отправился проповедовать на Кипр и прошел весь остров от Саламина до Пафа. Тут его захотел послушать римский проконсул Сергий, но один из иудеев - Елим Волхв - противился этому, стараясь отвратить проконсула от нового вероучения. Тогда Павел, устремив на него взгляд, сказал: «О, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын дьявола, враг всякой правды! Перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних? И ныне вот, рука Господа на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени». И в тот же миг Елим лишился зрения. Проконсул, ставший свидетелем этого чуда, уверовал в Христа.

С Кипра Павел отплыл в Малую Азию, в город Пергию, а оттуда прибыл в Антиохию Писидийскую. Здесь он выступил с проповедью в синагоге. Однако иудеи слушали Павла с недоверием, в то время как многие эллины с жадностью внимали каждому его слову. По прошествию недели, Павел снова хотел выступить в синагоге, но иудеи противоречили каждому его слову и сопротивлялись тому, что он говорил. Тогда Павел и Варнава с дерзновением сказали им: «Вам первым надлежало  быть проповедану слову Божию, но так как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам». С этого времени он проповедовал в основном среди галатов и других местных народов и многих обратил в христианство. Наконец иудеи изгнали Павла вместе с Варнавою из города. Они же «отрясши на них прах от ног своих» пошли на восток, сначала в город  Иконию, а потом в Листру. Здесь Павел чудесным образом исцелил одного калеку, который с рождения был хром и не мог ходить. Народ был так поражен этим чудом, что хотел принести Павлу жертвы, словно Богу. Он едва смог убедить горожан, что славить следует не его, а Того, Чьим именем это исцеление совершилось. Однако вскоре иудеям удалось возбудить народ против апостолов. Листрийцы побили Павла камнями, а потом вытащили его из города, посчитав за умершего. Но Павел пришел в себя и отправился в Дервию. Во всех городах он организовывал жизнь христианских общин и ставил пресвитеров (слово это, в переводе с греческого, означает «старец»; главной обязанностью пресвитеров было учить народ и совершать таинства; начальствующие из пресвитеров стали тогда же именоваться епископами, то есть, «блюстителями», «надзирателями»). И так, устроив все, Павел возвратился в Антиохию.
   
       4. О том, как апостолы разрешили христианам не соблюдать иудейские обряды

Когда стало известно, что многие язычники охотно принимают крещение, в церкви поднялся горячий спор о том, должны или не должны новообращенные исполнять все иудейские обряды и, прежде всего, подвергаться обрезанию. Для обсуждения этого вопроса в 51 г. в Иерусалиме собрался апостольский собор. После долгих споров и рассуждений Петр (http://www.proza.ru/2010/07/03/227) сказал: «Мужи братия! Вы знаете, что Бог избрал из нас меня, чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали, и Серцеведец Бог дал им свидетельство,  даровав им Духа Святого, также как и нам; и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив их сердца. Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на учеников иго, которое не могли вынести ни отцы наши, ни мы? Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они». Слова Петра поразили всех собравшихся. После этого никто уже не настаивал на том, чтобы новообращенные из язычников соблюдали иудейские законы, за исключением самых необходимых. Всего таких запрещений было четыре: воздерживаться от идоложертвенного (то есть, от мяса, оставшегося после языческих жертвоприношений, которое обычно поступало в продажу; подобное мясо иудеи считали нечистым), воздерживаться от удавленины (то есть, христиане не должны были употреблять мяса животных, умерщвленных посредством удушения, без истечения крови), воздерживаться от блуда и не делать другим того, чего они сами себе не хотят. Об этом решении дано было знать особым соборным посланием во все христианские общины Антиохии, Сирии и Киликии.
Павел тоже участвовал в этом соборе и горячо одобрил его решения.  Он и прежде всегда восставал против тех иудеев-христиан, которые каким-либо образом выражали свою брезгливость к инородцам. На этой почве у него даже вышла крупная размолвка с апостолом Петром, о чем он рассказал позже в одном из своих посланий. Суть ее, со слов Павла, состояла в следующем:  Петр, приехав в Антиохию, поначалу был увлечен общим подъемом и, в нарушение Моисеева закона, стал есть вместе с язычниками. Но когда из Иерусалима прибыли люди, посланные братом Иисуса Иаковом, Петр стал удаляться от язычников и скрывать свое общение с ними, опасаясь осуждения со стороны правоверных иудеев. Вслед за ним так стали поступать и другие иудеи-христиане, даже Варнава. Павел был возмущен их лицемерием и сказал Петру при всех: «Если ты, будучи иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?» Из этих слов видно, что Павел уже тогда считал, что вера в Христа неизмеримо важнее всех постановлений Моисеева закона и что исполнение этого закона вообще для христиан не обязательно. Это был чрезвычайно смелый и широкий взгляд на вещи, не доступный еще многим иудеям-христианам. В то время Павел едва ли не единственный исповедовал такую точку зрения, но в последующем она стала общепринятой.

                5. Второе миссионерское путешествие апостола Павла

Впрочем, Павел не долго оставался в Антиохии и вскоре отправился в  новое миссионерское путешествие по Малой Азии. Спутниками его на этот раз были его ученики Сила и Тимофей. Из Антиохии они через Листру, Писид, Гордий добрались до берегов Эгейского моря. Здесь Павлу было видение ночью - перед ним предстал некий муж, македонянин, и сказал: «Приди в Македонию и помоги нам». Павел заключил, что это призывает его Господь и положил немедленно отправиться в Европу. На корабле они переправились в Филиппы - первый македонский город на побережье, а оттуда по суше дошли до Фессалоник. В Фессалониках была иудейская синагога, и Павел, по своему обыкновению, пошел туда и в продолжении трех суббот говорил с местными евреями о Писании, открывая и доказывая им, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых, и что этот Христос есть Иисус. Некоторые из них уверовали и присоединились к Павлу. Но гораздо больше было обращенных из эллинов. Потом он отправился на юг, в Верию. Здесь также многие приняли крещение.

Вслед затем Павел поехал в Афины и некоторое время жил здесь, проповедуя. Местные стоические и эпикурейские философы не раз вступали с ним в споры. Потом привели его в верховное судилище афинян, именуемое ареопагом, и стали допытываться, что за учение он исповедует. Павел встал среди ареопага и сказал: «Афиняне! По всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел жертвенник, на котором было написано: "неведомому Богу". Этого-то Бога, Которого вы, не зная, чтите, я и проповедую вам.  Ныне Он повелевает всем людям покаяться. Ибо уже назначен день, когда Он будет праведно судить вселенную посредством предопределенного Им Мужа, воскресив Его из мертвых...» Услышав про воскресение из мертвых, греки сразу утратили интерес к словам иноземца, словно он говорил вздор. Некоторые стали насмехаться над Павлом, а другие говорили: «Об этом послушаем тебя в другое время». Большинство ушло, не дослушав проповеди.  Но некоторые из афинян все же уверовали в Христа. Среди них был Дионисий Ареопагит и женщина по имени Дамарь.

Из Афин Павел отправился в Коринф, поселился у местного иудея по имени Акила и жил, зарабатывая на жизнь изготовлением палаток. Каждую субботу он говорил в синагоге про Христа. Как обычно, евреи противились новому вероучению и злословили его. Тогда Павел, отрясши одежды свои, сказал: «Кровь ваша на глазах ваших; отныне иду к язычникам». Всего он прожил в Коринфе около полутора лет, и  усилия его не остались напрасны: многие коринфяне после его проповедей уверовали и крестились. Совершив все это, Павел и его спутники отплыли в Иудею, а потом вернулся в Антиохию.

6.Учение апостола Павла об Антихристе, втором пришествии и воскрешении из мертвых

Во время своего пребывания в Коринфе Павел направил два послания христианам Фессалоник. Первое из них знаменательно учением о близком конце света и воскресении мертвых. Павел  между прочим писал в нем: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Ибо это говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках, и так всегда с Господом будем».

Но когда это случится? Павел пишет: «О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия, ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью. Ибо, когда будут говорить: "мир в безопасности", тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родовая постигает имеющую во чреве, и не избегнут. Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать. Ибо все вы – сыны света и сыны дня: мы не сыны ночи, ни тьмы. Итак, не будем спать, как прочие, но будем бодрствовать и трезвиться. Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью. Мы же будем сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения, потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа  нашего Иисуса Христа, умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним».

Последним дням мира посвящено  второе послание Павла, в котором тот впервые заговорил об Антихристе. Апостол предупреждал, чтобы фессалоникийцы не верили никаким ложным известиям, что день пришествия уже наступил. «Ибо, - пишет Павел, - день тот не придет, доколе не придет  прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме  Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога». Приход Антихриста «по действию Сатаны» будет «со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным  обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения». И лишь когда откроется беззаконник, Господь Иисус убьет его «духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего».

                7. Третье миссионерское путешествие Павла

Уладив срочные дела и дав в Иерусалиме отчет об успехах своей миссии, Павел сейчас же отправился в третье путешествие. Пройдя через всю Малую Азию и навестив христианские общины, организованные им в прежние путешествия, он добрался до Эфеса и задержался там на два года, проповедуя в училище некоего Тиранна. В эти годы он совершил множество чудес и исцелений. Но рассказ об этом периоде его жизни в книге «Деяний святых апостолов» очень краток и схематичен. Так автор ничего не говорит о поездке Павла в Коринф, где между апостолом и основанной им во второе путешествие общиной произошли разногласия, глухо упоминаемые Павлом в его 2-м Послании к коринфянам. Подробности размолвки не известны, но очень вероятно, что апостол подвергся тяжелому оскорблению и, подавленный скорбью, уехал обратно в Эфес. Из Эфеса он поплыл в Македонию, потом провел три месяца в Греции, посетил некоторые города на азийском побережье и отплыл обратно в Иудею. Несмотря на отдельные неудачи, путешествие Павла было очень плодотворным. Кроме множества обращенных самим апостолом в Эфесе, его учениками были основаны три  новые малозийские церкви: Колосская, Лаодикейская и Иерапольская. Эфес после продолжительного пребывания здесь Павла вообще превратился в один из важнейших центров христианства, затмив в этом отношении даже Антиохию.
   
                8. Об апостольском  служении Павла

Вклад Павла в распространение христианской веры был настолько велик, что сделанное им трудно переоценить. Оно тем более удивительно, что сам он был человек больной, а странствия его далеко не безопасны. О тяготах, с которыми сталкивался апостол во время своих путешествий он сам пишет в одном из своих посланий: «От иудеев пять раз мне было дано по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратьями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах. Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?»

                9. Учение апостола Павла о мудрости земной и мудрости небесной

Во время своего третьего путешествия Павел отправил два послания коринфской церкви: первое – из Эфеса, второе – из Македонии. В отношении первого послания известно следующее. Павлу донесли, что среди коринфских христиан царят зависть, споры и разногласия по поводу христианского учения. Апостол был огорчен тем, что человеческие страсти берут верх над безыскусной верой, а тщеславное мудрствование утверждается над чистосердечным смирением. Он писал: «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас  мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных. Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное, и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, - для того, чтобы никакая плоть не хвалилась перед Богом».

И сам Павел, когда проповедовал в Коринфе, старался утверждать веру не на мудрости человеческой, но на силе Божией. Но это не значит, что в наставлениях его не было мудрости. Только эта мудрость особая. Павел пишет: «Мудрость мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящего, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы. Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога».

Павел неоднократно писал, что человек по своей природе троичен: он состоит из плоти, души и духа. При этом дух, самая чистая и возвышенная часть человека, всегда противопоставлялась им двум остальным. Поэтому очень часто Павел говорит о «духовном» человеке и «душевном человеке». «Душевный» человек в этом контексте – это тоже самое, что человек плотский.  «Душевный человек, - писал Павел, -  не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием;  и не может разуметь, потому что об этом надобно судить духовно». Обычный чувственный («душевный») человек видит и чувствует только материальное. Но о духовных предметах человек не может узнать естественным путем. И не только потому, что редко обращается к ним. Даже если он всеми силами стремится проникнуть в них, он не достигает ничего, ибо, как говорит Павел, духовные предметы нужно различать духовно. Это означает, что, будучи скрыты от человеческого разума, они освещаются только в откровении Духа, так что, пока не просветит его милость Божия, мудрость Бога представляется человеку безумием. Более того! Все знания человеческие – это пелена, мешающая ему созерцать Бога.

                10. Учение апостола Павла о  любви

Из посланий Павла мы узнаем, что в Коринфе наблюдалось явление, подобное тому, которое пережили апостолы во время нисхождения Святого Духа: некоторые из молящихся вдруг заговорили на неведомом, непонятном языке (как они сами с гордостью уверяли, ангельском!). Коринфяне не знали, как относится к этому дару и у многих он вызывал смущение. Павел отвечал, что люди, которым ниспослан этот дар, молились духом, а не умом. Дар этот есть чудесное преодоление  силою Духа Святого человеческой ограниченности. Дар языков имеет право на существование, как и прочие духовные дары, ниспосланные верующим. Но обладание этими дарами не должно порождать гордости. Ибо превосходнейший из даров духовных – это умение любить ближнего своего. Без любви к ближнему, писал Павел, все дары – ничто. «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, - продолжает он, - а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если я имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не ищет зла, не радуется неправде; все покрывает, всему верит, все переносит. Любовь никогда не перестанет, хотя и пророчества прекратятся,  и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится».

     11. Новые свидетельства Павла, касающиеся грядущего воскрешении из мертвых

В Коринфе некоторые упорно отрицали грядущее воскрешение мертвых. Павел постарался развеять это заблуждение. Состояние смерти, писал он, не изначальное.  Человечество попало под власть смерти в лице Адама, после первого грехопадения. Но воскресение Христово  доказало, что воскресение человеческой природы в принципе возможно. Для Павла было очевидно, что Иисус Христос покорился смерти не ради собственной пользы и победил ее не ради собственной выгоды, но ради всех людей. Своим воскресением  Христос положил начало всеобщему воскресению.
«Если о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, - писал Павел, -  то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то тщетна и вера ваша. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков. Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение из мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут».

Как именно произойдет воскресение, Павел представлял себе достаточно ясно: люди воскреснут в той же плоти, какую имеют сейчас, но качество ее будет совсем иное. Ведь плоть Иисуса Христа, которая была принесена в жертву, воскреснув, обладала иным достоинством и совершенством – она как бы полностью изменилась. Точно также и наши тела перейдут в более благородное состояние. Поэтому при нашем воскресении это испорченное тело не погибнет и не исчезнет, а будет очищено от порчи и станет непорочным.

Началом спасения для нас стало восстановление нашей природы в Иисусе Христе. Именно по этой причине Павел и называет его «вторым» и «последним» Адамом, ибо Он возвратил нам подлинную целостность. Апостол противопоставлял  животворящий дух Христа живущей душе Адама, какую тот имел при сотворении, и не сомневался, что в  своем втором рождении люди будут иметь  в себе большую меру благодати, чем в первоначальном состоянии человека.  Поясняя свою мысль, апостол писал: «Но скажет кто-нибудь: "Как воскреснут мертвые? И в каком теле  они придут?" Безрассудный! То, что ты сеешь не оживет, если не умрет. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело. Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в немощи, восстает в силе; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется тело душевное, восстает тело духовное».

Преображенное тело лишиться своей тленности и станет способно к вечной жизни. «Скажу вам братия, - пишет Павел, - что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления. Все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными. Ибо тленному надлежит облечься в нетленное, и смертному облечься в бессмертие». Когда тленное облечется в нетленное и смертное облечется в бессмертие, тогда сбудутся торжественные слова пророка Осии: «Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?»

12. О Ветхом и Новом Завете или к вопросу о том, чем человек оправдывается:  законом или верой?

Второе послание коринфянам, как уже отмечалось, было написано вскоре после того, как апостол посетил Коринф, был очень дурно встречен тамошними христианами и даже подвергся от них какому-то оскорблению. Виновниками этого инцидента, по-видимому, были принявшие христианство иудеи, сторонники строго соблюдения Моисеева закона, которые потерпели поражение на апостольском соборе в Иерусалиме, но не сложили оружия и повели борьбу против Павла в поместных церквах.

Отправляя коринфянам свое Второе послание, Павел прежде всего постарался разъяснить свое отношение к Моисееву закону, который он именует «Ветхим» заветом, в отличии от «Нового», данного Христом. Прежде всего, оба Завета даже внешне отличаются друг от друга. Ветхий завет был написан буквами на каменных скрижалях, а Новый писан Духом в самом человеческом сердце. Христиане, последователи Нового завета, служат  не букве, но духу, потому что буква убивает, а дух животворит. Потому Моисеев закон должен быть отменен, а Евангелие будет пребывать вечно. «Итак, - продолжает апостол, - кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое. Потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения. Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными перед Богом».

Во время третьего путешествия, когда он жил в Македонии, Павел отправил еще одно послание – в Малую Азию, к галатам. Как и в Коринфе, брожение в Галатийских церквях было вызвано христианами-иудеями, сторонниками Моисеева закона, которые требовали того же от вчерашних язычников галатов. Павел, возвращаясь вновь к старому спору, писал по этому поводу, что данный прежде Господом закон остался без пользы и без плода для евреев. Ведь условие необходимости исполнять Божию волю, которая определяется законом, никогда не было выполнено. Как бы люди не старались исполнять закон, из-за своей испорченности  они не получат за это ничего, пока не приобретут иную праведность.  Помощь Господа слабому человеку как раз и состоит в том, что Он ради выполнения праведности дал людям Христа. Только вера в Христа, а не закон Моисея помогает  достичь совершенной праведности. Павел писал в своем послании: «Мы по природе иудеи, а не из язычников грешники; однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть. Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос, а если законом оправдание, то Христос напрасно умер».

Это значит, что именно в Христе человек получает то, что обещано ему Богом за исполнение закона. Ибо Моисей сказал: «Проклят всякий человек, кто не исполняет всех слов закона сего и не будет поступать по ним!» В связи с этим Павел пишет: «А что законом никто не оправдывается перед Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет. А закон не по вере, но кто исполняет его, тот жив будет им. Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою».
 
Закон был дан иудеям по причине незрелости их разума. В следствие этого, Господь пожелал учить их посредством ритуалов и церемоний, преподавая элементарные знания, соответствующие детскому возрасту. Но удовлетворятся этим можно было лишь до тех пор, пока не был явлен Христос, Который расширил познания своих верных и вывел их из детского состояния. Павел пишет: «Если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинная праведность была бы от закона; но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа. А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере. Итак закон был дан для нас детоводителем  ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя. Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужского пола, ни женского: ибо все вы один человек во Христе Иисусе».

Ко времени третьего путешествия Павла большинство историков относят его Послание к римлянам - одно из важнейших сочинений апостольского века, положившее основание христианскому богословию. Рассматривая здесь тот же вопрос о Ветхом и Новом Заветах, о спасении по закону и по вере, Павел писал: «Мы признаем, что человек оправдывается верою независимо от дел закона». Иудеи, по сути, не имеют никаких преимуществ пред язычниками, поскольку, как иудеи, так и эллины находятся под властью греха. «Делами закона, - писал Павел, - не оправдывается перед Богом никакая плоть.  Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Иисусе Христе». И спрашивал: «Каким законом? Законом дел? Нет, но законом веры. Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона. Неужели Бог есть Бог иудеев только, а не язычников? Конечно, и язычников, потому что один Бог, Который оправдывает обрезанных по вере и необрезанных через веру». Поэтому всякий «кто призовет имя Господне» - спасется.

«Что же скажем? – восклицает Павел, - язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры. А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. Почему? Потому что искали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения. Неужели  они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность. Если же падение их – богатство миру, и оскудение их – богатство язычникам, то тем более полнота их».

13. О первородном грехе Адама и о том, что Христос пришел спасти как иудеев, так и язычников

Но отчего же иудеи и язычники одинаково грешны перед Богом? Разве не были иудеи избранным народом Божьим, и разве не жили они со времен Моисея по Его предписаниям? Павел отвечал на это, что грех и смерть вошли в мир через одного человека - Адама, и были оправданы только смертью Христа. Посему и нет теперь большой разницы между жившими по закону и не знавшими его. Своим воскресением Христос ведет творение к той божественной полноте, когда Бог будет всячески во всех.

Вина Адама поразила все его потомство. С тех пор порочность отцов из поколение в поколение поражает детей до такой степени, что все они без исключения заражены ею еще от рождения. Это привело к искажению человеческой природы, которая теперь совсем не та, какой ее сотворил Бог. Ибо нельзя принять, что Бог был творцом смерти. Господь вложил в Адама милости и дары, которыми Он желал удостоить всю человеческую природу. Адам получил утраченные им впоследствии блага не только для себя, но в не меньшей степени и для всех людей, ибо Бог вручил их ему не как отдельному человеку, но чтобы вместе с ним ими пользовалось все его потомство. Поэтому неудивительно, что вслед за ним дарованных благ лишилась и вся человеческая природа; раз он был заражен грехом, то зараза распространилась на всех людей. Начальная порча в Адаме оказалась настолько сильной, что в дальнейшем она  передавалась  в ходе непрерывного процесса вырождения от отца к детям. В Послании к римским христианам Павел писал: «Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили. Но как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни. Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие. Как грех царствовал к смерти, так и благодать  воцарилась через праведность  к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим».

Таким образом, и иудеи и язычники до прихода Христа  в одинаковой степени несли расплату за  непослушание Адама. Вместе с ним они были отторгнуты от рая, от вечной жизни и находились во власти Сатаны.  Уйти от этой судьбы можно только одним путем – через крещение! Крещение есть как бы погребение грешного («ветхого») человека со Христом. Павел писал: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога».

Через крещение Иисус Христос делает нас причастниками Своей смерти, дабы мы оказались приобщены и как бы привиты к ней. И как привой растет и питается за счет корня, к которому привит, так и крестившийся в должной мере поистине ощущает действие смерти Иисуса Христа в умерщвлении собственной плоти, а действие Его воскресения – в оживлении духа. Христос умертвил живущего в нас ветхого человека, чтобы  впредь он не проявлял своей злой силы и не порождал себе подобных. Его смертью уничтожен первородный грех и устранена смерть, так что первоначальная природа больше не имеет над людьми власти. Его воскресением установлена праведность и воскрешена жизнь. «Когда вы были рабами греха, - пишет Павел римским христианам, - тогда были свободны от праведности. Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдись, потому что конец их – смерть. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная. Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем. Если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности. Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас».

                14. Учение апостола Павла о предопределении

В Послании к римлянам Павел коснулся такого сложного вопроса, как Божественное предопределение. Сам апостол, хотя и был до своего крещения правоверным фарисеем, больше склонялся к той точке зрения на предопределение, которую исповедовали ессеи. Он готов был согласиться, что род Авраама свят благодаря Завету и союзу с Богом, но при этом заявлял, что в нем всегда было немало чужих – и не только по их собственной вине, но и потому что особое божественное избрание исходит только свыше. В качестве примера апостол ссылался на детей Авраама и детей его сына Исаака. «Не все те израильтяне, которые от Израиля, - пишет Павел, - и не все те дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя. То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя. А слово обетования таково: в это время приду, и у Сарры будет сын. И не одно это; но так было и с Ревеккою, когда она зачала  в одно время двух сыновей от Исаака, отца нашего. Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого, сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего, как и написано: "Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел" Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак. Ибо Он говорит Моисею: "Кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею". Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего. Итак, кого хочет милует; а кого хочет, ожесточает. Ты скажешь мне: "За что же обвиняет? Ибо кто противостоит воле Его?" А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: "Зачем ты меня так сделал?" Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого? Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением  щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе, над нами, которых Он призвал не только из иудеев, но и из язычников?»

Бог кого хочет милует, а кого хочет ожесточает. И это происходит не потому, что Он предвидит заслуги одного и прегрешения другого. Павел не прибегает к подобному разъяснению, хотя оно первым приходит в голову. Для апостола Павла причина милости и гнева заключается исключительно в Божьей воле.  Для него нет сомнения, что если бы Бог захотел, Он сделал бы благочестивыми тех, которые не были таковыми, но Он по своей воле призывает и обращает лишь того, кого хочет. Он принимает в Свою благодать избранных потому, что это Ему угодно, и только к ним  проявляет Свое милосердие. Что до остальных, то Он их просто отвергает. Павел указывает, что нет никаких оснований спорить с тем, что приготовление и предназначение отверженных к погибели совершается согласно тайному Божественному плану. Ведь именно Он ожесточает их и направляет все их помыслы и поступки ко греху. Причина милости к одним и ожесточение других   - только в Его непостижимом плане. Бог превращает  волков в овец, преображая их мощнейшей благодатью; а упорствующие не обращаются потому, что Бог не изливает на них такую благодать, хотя Он вовсе не лишен этой возможности, если бы пожелал ею воспользоваться.

Итак, избранничество  происходит не от желающего и стремящегося, но от Бога, творящего милость. Нет ни воли, ни стремления, которые вели бы нас к спасению, - здесь царит одна лишь милость. Доброта и расположение Бога к людям появились не благодаря делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Его бесконечной милости. В человеке нет никакой доброй воли, если только ее не приуготовит в нем Бог. Павел писал далее римлянам: «Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? Как он жалуется Богу на Израиля, говоря: "Господи! Пророков Твоих  убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут". Что же говорил ему Божеский ответ? "Я сохранил Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени свои  перед Ваалом". Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток. Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело. Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились, как написано: "Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня"».

                15. Арест Павла

По окончании третьего путешествия, Павел отправился в Иерусалим, где предполагал праздновать Пятидесятницу. Здесь его ожидали крупные неприятности. Едва апостол появился во время праздника в храме, азийские евреи, с которыми ему не раз приходилось сталкиваться и спорить во время своего путешествия, узнали его и стали кричать: «Мужи израильские, помогите! Этот человек всех повсюду учит против народа и закона и места этого; притом и эллинов ввел в храм и осквернил святое место». Последнее из возведенных на Павла обвинений было ложным, однако евреи, не рассуждая долго, набросились на апостола, стали бить его, а потом заключили в темницу. Римский военачальник Клавдий Лисий хотел его бичевать, но узнав, что Павел римский гражданин, воздержался от наказания и передал на другой день  Павла суду синедриона. Апостол, узнав, что одна часть тут саддукеи, а другие фарисеи, сказал: «Мужи, братия! Я фарисей и сын фарисея; за проповедь воскресения мертвых меня судят». Когда он так объявил, между фарисеями и саддукеями тотчас началась распря. Ибо саддукеи, как уже говорилось, не верили в воскресение, а фарисеи, напротив, верили. Сделался большой крик. Книжники-фарисеи кричали: «Ничего плохого не находим мы в этом человеке! Если Дух или ангел говорил ему что-то, не будем противиться Богу».  Так как раздор увеличивался, тысяченачальник повелел вывести Павла из синедриона  и отправил его в Кесарию, к прокуратору Антонию Феликсу. Тот, не зная как решить его дело и ожидая от него взятки, продержал Павла более двух лет в заключении. В 60 г. на место Феликса был назначен прокуратором Порций Фест. Иудеи стали домогаться у него, чтобы он выдал им Павла для расправы, а Павел в ответ потребовал суда  императора. Уступая его желанию, прокуратор велел вести его в Италию.

Это четвертое путешествие Павла сопровождалось многими опасными приключениями. По пути корабль на котором везли узника, попал в сильный шторм и сел на мель возле острова Мальты.  Управлявший островом Публий принял к себе всех потерпевших кораблекрушение. В то время его отец был тяжело болен - страдал от горячки и боли в животе. Павел молитвами и  возложением рук исцелил его, после чего островитяне стали относиться к нему с большим почтением. Когда непогода улеглась, Павла отправили в Рим на другом корабле. Здесь ему позволили жить особо под надзором одного воина (к которому апостол был прикован цепью) и встречаться с кем пожелает. Так Павел прожил два года, поначалу проповедуя Евангелие всем приходившим к нему иудеям, а потом обратившись к язычникам.
    
                16. Учение Павла об Иисусе Христе

Находясь в узах в Риме, Павел не прекращал общения с церквами в других частях империи и отправил в это время несколько небольших посланий: к филиппийцам, к колоссянам и к ефесянам. Во всех них Павел впервые попытался определить, Кто же такой Христос и что такое есть Его Церковь. В Послании к филиппийцам Павел писал о Христе: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени».

В Послании колоссянам Павел вновь завел речь о Христе, возлюбленном Сыне Божием, «в Котором мы имеем искупление  Крови Его и прощение грехов, Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое. Он есть прежде всего, и все Им стоит. И Он есть глава тела церкви. Ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством  Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию  креста Его, и земное и небесное. И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, ныне примирил  в теле Плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными перед Собою».

Эти свидетельства апостола были чрезвычайно важны, поскольку здесь впервые давался ответ на очень важный вопрос: кем же был Сын Божий до того, как вочеловечился в иудее Иисусе, сыне Марии? Из слов Павла видно, что уже в первоначальном состоянии творения Христос  был поставлен над людьми и ангелами. По этой причине апостол и называет   Его рожденным  прежде всякой твари. То есть, Иисус был Богом задолго до того, как стал человеком. В Нем, через него и для Него получило бытие все, что существует.

Это то, что касается домирного существования Сына Божьего. Но не менее важно было определить, что есть Христос после того, как Он принял муки и вознесся обратно на небо. Отвечая на этот вопрос, Павел писал, что Иисус – наш единственный путь и единственный доступ к Богу. Он Посредник, через посредничество Которого Бог становится к нам благосклонным и прощающим. Со времен Адама люди были отчуждены от Бога и соединились с Ним только в теле Христовом. Лишь воскресение Христа положило начало общему воскресению. «Ибо вы умерли, - писал Павел, - и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе». Бог восстановил Своего Сына из смерти не для того только, чтобы явить высший пример Своего могущества, но и для того, чтобы распространить на верующих действие Своего Духа. Отец воскресил Его, дабы сделать Главою церкви, от которой Он никак не может быть отделен.

                17. Свидетельства Павла о Сатане

Говоря о Христе и Его искупительной жертве Павел не мог обойти вопроса о Сатане. О том, что этот злой дух есть истинный князь мира сего, не раз вскользь упоминал Сам Иисус, но это положение осталось у Него не разъясненным. Павел, развивая его, связал власть Сатаны над человечеством с первородным грехом. Именно тогда человек, сотворенный по образу и подобию Божьему, оказался в порабощении у Сатаны. В послании эфесянам Павел говорит: «И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, Бог по Своей великой любви оживотворил со Христом».

Итак, Бог не позволяет Сатане властвовать над душами Своих верных, но оставляет ему злых и неверующих. Потому Сатана беспрепятственно владел нашим миром и будет владеть им до тех пор, пока не будет отброшен Христом. Он действует во всех противящихся Евангелию и действует вполне законно, ибо злые есть орудия гнева Божьего. Вполне естественно, что Бог  оставляет их в руках того, кто служит Его мщению. Воля естественного человека подчинена власти дьявола. Будучи обманут дьяволом, человек уже не может не исполнять его прихотей. Те люди, которым Господь не дал милости водительства Своим Духом, преданы Сатане и ведомы им.

Христос, приняв мученическую смерть, смог Своей Кровью искупить обреченное человечество. Он вернул  потомкам Адама милости Бога, дабы они сделались его детьми и наследниками Его Царства, тогда как прежде были наследниками геены огненной. Но хотя Сатана претерпел от Христа поражение, борьба за людские сердца еще далека от своего завершения. Павел остро чувствовал духовную битву, идущую в мире, и писал своим последователям: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы нам можно было стать против козней дьявольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против  мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных».

                18. Учение Павла о церкви

В своем послании эфесским христианам Павел писал, что Бог «поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, дабы мы истинною любовью все возвращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством  всяких взаимно скрепляющих связей получает приращение для созидания самого себя в любви». Из этого свидетельства видим, что избранники Божьи так соединены с Иисусом Христом, что образуют единое тело, зависимое от одного Главы. Другими словами, они соединены такой связью, какую мы видим между членами человеческого тела. Таким образом, все они суть одно и живут действием Божьего Духа, одной и той же верой, надеждой и любовью.

                19. Последние годы Павла и его смерть
 
Обстоятельства последних лет жизни апостола Павла известны нам очень плохо. Источники не сообщают, каким образом Павлу удалось оправдаться в возводимых на него обвинениях, но достоверно известно, что после двухлетнего пребывания «в узах» он обрел свободу. Сохранилось смутное предание, что из Рима он отправился далее на запад и некоторое время проповедовал в Испании, а также, возможно, в Галлии. На все это ушло два или три года. Затем Павел снова оказался под стражею и был в оковах доставлен в Рим.  Единственным свидетельством этого заключения остается его 2-е послание к своему ученику Тимофею, проникнутое ожиданием близкого конца. Павел пишет: «Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец  правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный». Кончина Павла последовала  в годы гонений Нерона. По древнему преданию, он, как римский гражданин, был усечен мечем. Случилось это, по всей вероятности, в 64 г.

Конспекты по истории человеческой культуры  http://proza.ru/2011/06/02/190

Рим и его соседи в эпоху империи   http://www.proza.ru/2011/10/13/1239