Украинский кинематограф. Операция реанимация

Елена Марценюк
16 марта 2010 года президент Украины Виктор Янукович подписал закон № 1909 - VI "О внесении изменений в закон Украины "О кинематографии" и другие законы Украины по поддержке производства национальных фильмов".
Можно с полным основанием констатировать, что впервые за восемнадцать с половиной лет независимости на многострадальный украинский кинематограф брошен озабоченный взгляд сверху, из самых высших властных структур.

Оглядываясь назад и вспоминая перестроечнные настроения, когда лозунг «до основанья, а затем…» был чуть ли не главным руководством к действию на всех направлениях жизни страны, не могу не признать, что советские (тогда еще) киношники первыми начали рубить сук, на котором дружно сидели.

Знаменитый Пятый съезд кинематографистов СССР, который многие сегодня называют съездом разрушителей, в конце восьмидесятых казался форумом реформаторов. В митинговом «долой!» испарялись остатки здравого смысла: долой государственный контроль, цензуру, художественные советы, социальный заказ, всесоюзный прокат, долой мэтров кинематографии, обласканных советской властью, долой старое заморализованное кино… Даешь свободу творчества и рыночную экономику в кинопроизводстве!!!

Им дали все. И оказалось, что вне системы, с устоявшимися принципами финансирования, организации производства, реализации и проката фильмов, даже контроля за их художественным качеством – всего того, что семь десятилетий на родных просторах обеспечивало государство – наш кинематограф не в состоянии полноценно существовать.

Угар «многокартинья» девяностых, когда в отечественное кино потоком хлынули деньги сомнительных спонсоров, отмывавших миллионы на создании «чернушного» содержания однодневок и вымученных не смешных комедий, быстро окончился. Свобода оборачивалась застоем мысли, постепенным отстранением от творчества серьезных кинорежиссеров, неокупаемостью фильмов, отсутствием финансирования, ветхостью быстро устаревающего оборудования, беззащитностью перед рейдерами всех мастей…

Осколки некогда великой кинематографии и киноиндустрии, доставшиеся независимым постсоветским странам, демонстрировали развал и безысходность. За исключением кино Белоруссии, которое авторитарный «батька» продолжал держать в крепком государственном кулаке и опекать в соответствии с нисколько не изменившимися в государстве советскими принципами.

Через некоторое время опомнились Россия и Казахстан. Президенты Ельцин и Назарбаев вернули кинематограф на службу государству мощным государственным финансированием и принятием мудрых законов, гарантирующих финансовую свободу и прибыльность за счет послабления налогового пресса не только кинопроизводству, но и меценатам, вкладывающим деньги в кино.

Это были своевременные и актуальные законодательные акты, снова превращающие национальные кинематографии России и Казахстана в «важнейшее из всех искусств» и возвращающие их на службу формирования национального самосознания, воспитания патриотизма, сохранения моральных и исторических ценностей.

Не то в Украине. Временщикам, стоявшим у нас у власти, было не до воспитания нации, не до моральных и исторических приоритетов. В этом плане кинематография украинскую власть не интересовала. Не даром президент Кучма цинично заявил как-то на очередном тревожном вече украинских кинематографистов: «Бывают же страны без своего кинематографа - и ничего, нормально существуют». То есть оставьте надежду, господа творцы экранных ценностей, просуществуем и без вас. А раз так, то к чему киношникам снимать кино, к чему им производственные базы и великолепные земельные участки, на которых стоят киностудии?

Так начался откровенный, беспринципный и преступный дерибан украинских киностудий, среди которых были и полностью уничтоженные на сегодняшний день Ялтинская, «Укрнаучпоп», «Студия кинохроники»,  разграбленная Национальная студия имени Довженко и доведенная до полного банкротства Одесская киностудия художественных фильмов.

Государство не только не защитило интересы кинематографистов в угаре оголтелой «прихватизации», но и открестилось от них под предлогом отсутствия средств на производство фильмов. Смешно и горько: в прошлом году в государственном бюджете на нужды всей украинской кинематографии было выделено четыре миллиона триста тысяч гривень – половина стоимости средней по постановочной сложности кинокартины.

Вожделенная свобода обернулась для украинских киношников творческим и производственным коллапсом. И уже никакие обращения к власти, модели функционирования отечественного кинематографа в условиях рыночной экономики, проекты оптимальных законов о кино, призывы снизить налоговое бремя на меценатов и продюсеров, ссылки на опыт бурно развивающейся российской кинематографии никого не интересовали. Украинское кино подошло к последней своей черте.

«Последней» потому, что в условиях отсутствия производства украинские кинематографисты стали попросту исчезать с лица земли не только как представители некогда распространенной популярнейшей специальности, которая (вот нонсенс!) в независимой Украине даже не внесена в государственный реестр профессий, но и в самом прямом физическом смысле.

Сколько их, кинорежиссеров, операторов, художников, звукооператоров, монтажеров, мастеров света и строительства декораций, гримеров и ассистентов всех творческих специализаций, киноинженеров, организаторов кинопроизводства, оставшись не у дел и пережив глубочайший стресс, раньше времени ушли из жизни - кто от развившихся на фоне киношных «негараздов» недугов, а кто и добровольно…  Вечная им память.

Но и здравствующие наши кинематографисты, этакие остатки системы отечественного кинематографа, отчаянно надеющиеся все-таки еще снять свое кино, как правило, немолоды. Да что там, почти все бывшие наши кинознаменитости прочно вошли в пенсионный возраст, «осчастливленные» государством мизерной пенсией.

Молодежи, призванной обеспечить преемственность и смену творческих поколений, в украинском кино практически нет. Кузница кинематографических кадров Украины Киевский институт театра, музыки и кино имени Карпенко-Карого, преодолевая хроническое безденежье в отсутствие заинтересованности государства в специалистах киношного профиля, ухитряется ежегодно выпускать в большую жизнь энное количество молодых кино- и звукорежиссеров, операторов, художников, актеров.

Но все эти ребята в поисках куска хлеба либо бегут в соседнюю Россию, а то и подальше – в Германию, Польшу, Францию, Голливуд, где есть кино и возможность приложить свои силы, либо резко уходят в другие профессии, отложив свои «кинокорочки» до лучших времен.

Мне могут возразить, что, мол, хватит поминать старое и посыпать голову пеплом, положительные изменения налицо – вон какие поправки внесены в Закон Украины о кино и утверждены президентом Януковичем, а спикером Литвиным в парламенте запущен проект   постановления  Верховной Рады  «О приостановлении приватизации пакета акций, принадлежащих государству в уставном фонде закрытого акционерного общества «Одесская киностудия»…

И впрямь лед тронулся, господа присяжные заседатели! К анализу этих важных для отечественного кинематографа государственных актов мы еще вернемся.

А сейчас вот о чем. Вряд ли всплеск заботы о нуждах украинского кино вызван у власть предержащих господ и товарищей последней чертой, перед которой топтался кинематограф Украины перед своим последним издыханием. Просто выборы очень вовремя накатили. И в сумятице избирательной кампании, когда в борьбе за жезл высшей власти в стране схлестнулись самые разные силы и партии, и страна наша в очередной раз оказалась без руля и ветрил, дельцы и «прихватизаторы» по традиции попытались использовать период безвластия для оформления на законодательном уровне последних актов отторжения у государства имущества кинематографии Украины.
Именно тогда случайно всплыла информация, что тимошенковский Фонд государственного имущества срочно готовит для продажи 50+1 процент акций Одесской киностудии, находящихся в собственности государства.

И кинематографисты оказались на высоте. Прежде всего, одесские кинематографисты. Они шли ва-банк и откровенно использовали избирательную кампанию для привлечения к проблемам убитой Одесской киностудии и уничтожаемого украинского кинематографа кандидатов в президенты.

И вот чудо, избирательная кампания как будто сняла плевелы с очей уважаемых кандидатов. Тот же господин Литвин, в первый и второй раз пребывая на посту председателя Верховной Рады, несмотря на многочисленные обращения кинематографистов, на беду украинского кино ну никак не реагировал, а тут прозрел.

Те же господа Тигипко и Янукович, будучи один вице-премьер-министром, второй - премьер-министром, даже отписки на воззвания и проекты спасения отечественной кинематографии не присылали, но в борьбе за президентское кресло вдруг всерьез озаботились именно кинематографическими проблемами.

А товарищи Симоненко и Царьков так те вообще чуть ли не вылезли на баррикады, по давней пролетарской традиции призывая в бой за Одесскую киностудию, хоть восемнадцать лет как будто не знали о том, как ее разворовывают и уничтожают.

Что уж говорить о действующем в то время премьер-министре Юлии Тимошенко, урезавшей до неприличия финансирование кинематографической отрасли, враз сжатой до масштаба половины одного фильма, ставленники которой не только отобрали Одесскую киностудию у народа и государства, но и похозяйствовали так, что у бедного творческо-производственного предприятия остался один путь – продаться кому угодно за мизерные деньги!

Так вот и Юлия Владимировна во время выборов стала ярой поборницей украинского кино. Таковой она остается и по сей день и даже спорит с президентом Януковичем, кто «первее» стоял у истоков нынешних обнадеживающих поправок в Законе Украины «О кинематографии».

Господи, спаси и вразуми властей предержащих, помоги киношникам! Можно только порадоваться за них, сирых, что сделали правильный ход, на который повелись пиарящиеся кандидаты в президенты. Конечно, спасителями и воинствующими благодетелями выглядеть гораздо выгоднее, чем равнодушными чинушами, покрывающими окончательный дерибан некогда самого прибыльного и важного «искусства из всех искусств».

Но обратимся, наконец, непосредственно к закону, призванному обеспечить поддержку национальной кинематографии в ее попытках возродиться на руинах некогда признанного на мировом уровне украинского кино.

Главными в нем, конечно же, являются конкретные финансовые вливания в кинематографическую отрасль, впервые на государственном уровне организуемые в независимой Украине. Законом предусмотрено, в частности,  что сумма расходов на финансирование кинематографии должна выделяться отдельной строкой в государственном и местных бюджетах, а также вноситься в перечень защищенных статей расходов общего и специального фондов этих бюджетов.

Напомню, что изначально да и по сей день наше кино продолжает финансироваться Министерством культуры и туризма Украины по остаточному принципу после основных расходов на развитие всех опекаемых им культурных направлений.

Кино – дело дорогое, хоть и хорошо окупаемое при нормально развитой системе проката фильмов. Достаточно вспомнить, что колоссальные социальные гарантии, предоставляемые советской властью гражданам СССР, финансировались в большей части за счет огромных сборов советского кинематографа. Да еще и на производство новых фильмов хватало! Откуда же реально возьмутся деньги на кино в Украине, доведенной в буквальном смысле до нищенства?

Кроме бюджетных и меценатских средств, направляемых на развитие нашего кино, в стране в скором времени должен быть введен также специальный сбор в размере полутора процентов от стоимости услуг Интернета и кабельного телевидения и пяти процентов от цены входных билетов в кинотеатры.

Все суммы, аккумулированные на специальном счете финансовой поддержки национальной кинематографии, который, в соответствии с законом, будет открыт Кабинетом Министров, должны стать источником средств для финансирования производства украинских фильмов на каждый текущий год и программы развития отечественного кинематографа.

Для контроля и управления этим счетом будет создан совет,  в состав которого на паритетной основе должны входить представители государства (назначаемые Кабмином) и Национального союза кинематографистов Украины (делегируемые в соответствии с Уставом Союза). Права совета - организовывать экспертные комиссии, с включением в их состав творческих работников, продюсеров, дистрибьютеров и прокатчиков фильмов, которые могут не быть членами совета, принимать решения о финансировании производства, распространении и демонстрации национальных фильмов в кино-, видео сети и на каналах телевидения.

Размер суммы, выделенной на производство одного фильма, как предписывает новый закон, не может превышать пятидесяти процентов стоимости его сметы. Стопроцентное финансирование создания фильма допускается в исключительных случаях, с учетом  художественной и идеологической значимости будущего кинопроизведения. Закон гарантирует, что государство будет полностью финансировать производство документальных, детских и анимационных фильмов.
 
Прибыль, полученная от выполнения работ и оказания услуг по производству национальных фильмов, не облагается налогом. А субъекты кинематографии, реализующие  кинопродукцию, отныне не будут уплачивать НДС.

Кинооборудование и киноматериалы, ввозимые на территорию Украины и вывозимые с ее территории, освобождаются от таможенной пошлины и от платы за таможенное оформление.

Для спонсоров и меценатов кинематографа стоимость средств, вложенных в помощь производству и распространение национальных фильмов, включается в состав валовых затрат.

В законе, к сожалению, ничего конкретно не сказано об имущественных и земельных правах оставшихся украинских киностудий, однако субъекты кинематографии (вне зависимости от формы собственности) освобождаются от арендной платы за землю.

Ну и последнее немаловажное нововведение: законом впервые вводится понятие «национальный фильм». Это кинопроизведение должно соответствовать следующим критериям: как минимум, один из продюсеров либо производителей фильма должен быть гражданином Украины либо юридическим лицом, зарегистрированным в установленном порядке на территории Украины, в составе авторов фильма может быть не более пятидесяти процентов лиц, не имеющих украинского гражданства, а в состав исполнителей входить не более пятидесяти процентов не граждан нашего государства.

Априори считается, что фильмопроизводство должно осуществляться на государственном украинском языке.

Перечисленные изменения в Законе Украины «О кинематографии» вступят в силу с января 2011 года.

Не знаю, как у вас, а у меня в связи с принятием нового закона, несмотря на явное «потепление» отношения родного государства к отечественному кино, осталось немало вопросов.

Казалось бы, худо-бедно финансовый ручеек должен наконец начать орошать засохшее древо национальной украинской кинематографии. Но реанимация подобного умерщвленного «древа», если уж продолжать сравнение, не может ограничиться одним орошением.

Нужна культивация почвы (в кино – это возрождение и модернизация разграбленных украинских кинобаз), соответствующие прививки (привлечение мирового организационного и творческого опыта), труд профессиональных садовников (популярных и дорогих – и не только отечественных - «звезд»  кинематографии, способных привлечь зрительскую аудиторию к национальному кино Украины), наконец, мероприятия по улучшению плодоношения (наиболее возможно широкий прокат фильмов).

И во всем этом запланированные (кап-кап-кап!) вливания вряд ли могут быстро и действенно исправить положение. Не случится ли так, что закон, призванный спасти национальную кинематографию от полного уничтожения, как это часто бывает в нашем государстве, будет «работать» на бумаге, а киношники в очередной раз останутся с носом?

Этот вопрос я и задала Первому секретарю Национального союза кинематографистов Украины Сергею ТРЫМБАЧУ.

- Нас это тоже волнует, - признался Сергей Васильевич. –  Мало того, что разработчики закона проигнорировали некоторые актуальные практические предложения кинематографистов, никто не гарантирует, что даже принятые положительные нововведения не будут постепенно нивелированы подзаконными актами в связи с экономическим кризисом, переживаемым страной. Вот почему расслабляться мы не собираемся.

- Известно, что в основу принятых изменений в Закон Украины «О кинематографии» легли предложения народного депутата Нестора Шуфрича, никакого отношения к кино не имеющего. Более того, Нестора Ивановича изначально отечественный кинематограф  больше интересовал с точки зрения земельно-правовых отношений и национальной «чистоты» профессиональных кадров, а не как вид искусства. И это после всех тщательно разработанных проектов подобного закона, предложенных властям профессиональными кинематографистами?!

- Для нас законопроект нардепа Шуфрича, выдвинутый на рассмотрение Верховной Рады в апреле 2009 года, действительно оказался неожиданным. Но мы пошли к нему с дополнениями и приняли активное участие в доработке большинства статей. Так что итоговый результат – это наше совместное творчество. Нельзя сказать, что изменения в законе о «О кинематографии» приняты без учета мнения Национального союза кинематографистов Украины.

- Воспользовались ли вы опытом постсоциалистических стран, сумевших возродить свои кинематографии после периода застоя и малокартинья девяностых годов?

- Нас вдохновил опыт Польши. Там тоже государство гарантирует каждому фильму определенное финансирование кинопроизводства. Остальные средства поступают за счет продюсерских инвестиций.

- Насколько мне известно, в Польше действует строгий закон: любой кинотеатр, любое частное телевидение должно иметь в своих программах не менее пятидесяти процентов отечественного культурного продукта. Но при этом каждый прокатчик платит разный налог: с польского фильма небольшой, с европейского чуть выше и очень большой – c  американского. Вот почему польские прокатчики заинтересованы показывать как можно больше отечественных фильмов. Почему бы такое положение не ввести и у нас?

- Всему свое время. Дайте хотя бы создать «отечественный  культурный продукт» в нужном количестве, чтобы наполнить им экраны Украины.

Вы знаете, какое сопротивление было оказано депутатами Верховной Рады, лоббирующими интересы различных телеканалов, не подпадающих под действие закона «О кинематографии»? Мы предлагали  принять в одном пакете все нововведения по поддержке нашего кино вкупе с законопроектом о сборах в фонд развития национальной кинематографии. Не дали. Еще предстоит борьба за эти сборы, действующие практически во всех цивилизованных странах, где есть развитые кинематографии.

Но даже после того, как изменения к закону «О кинематографии» были приняты Верховной Радой и переданы президенту Януковичу на подпись, нашлись деятели из его окружения, в основном из Министерства финансов, которые «подсчитали», что реализация этих изменений на практике нанесет государственному бюджету Украины урон в четырнадцать миллиардов гривень.

Откуда взялась эта космическая сумма, даже представить невозможно. Но она фигурировала. И на президента оказывалось давление с целью подтолкнуть его к ветированию закона.

Так что зарубежный опыт не всегда полезен в наших условиях. Я не говорю о российской кинематографии, где государство создало режим наибольшего благоприятствования кино как искусству: на постановку фильмов в этом году там выделено три с половиной миллиарда, общественный совет по кинематографии возглавляет сам премьер-министр Путин…  Но даже внедрить успешные, но более скромные наработки кино таких стран как Польша, Румыния, Чехия в Украине сегодня проблематично.

Кстати, на днях я встречался с министром культуры Республики Польша Вальдемаром Домбровским, который высказал такую мысль: «Если государства европейских стран не будут поддерживать свой кинематограф, он погибнет». Имеется в виду не только кризисная экономическая ситуация в этих странах, но и колоссальная экспансия американского кино в Европе, с которой можно бороться только на государственном уровне путем реальной финансовой поддержки отечественной кинематографии.

- Что вы скажете об отмене арендной платы за землю с субъектов кинематографии?

- А что я должен сказать? Это просто подарок киностудиям от государства.

- Но возьмем, к примеру, многострадальную Одесскую киностудию. Пять лет там хозяйничают «прихватизаторы», взявшие в аренду на сорок девять лет великолепный земельный участок студии и приведшие предприятие к полному банкротству. Так что, они теперь еще получат финансовую фору в виде отмены арендной платы?

- Не забывайте, что на рассмотрении Верховной Рады находится проект постановления о запрете перепрофилирования киностудий.

Одесская киностудия и Национальная киностудия имени Довженко объявляются государственным культурным достоянием и подлежат включению в перечень учреждений, не подлежащих приватизации и пользующихся законодательно определенными льготами. Кстати, особняк Сан-Донато на территории Одесской киностудии, внесенный Фондом госимущества Украины в уставной фонд ЗАО, должен быть возвращен в собственность Союза кинематографистов.

Другое дело, что сегодня надо окончательно определиться: останется ли Одесская киностудия собственно фильмопроизводящим предприятием или будет существовать как международная кинобаза для предоставления производственных услуг – есть и такие предложения. Но в любом случае она будет заниматься кино.

- Меня смущает также определение «национальный фильм», вводящее ограничения на участие в украинском кинопроизводстве граждан других стран и национальностей. Знаю, что его ввел пан Шуфрич и никак не могу согласиться, что качество и содержание итогового кинопродукта впрямую зависит от паспорта кинематографиста, который он носит в кармане.
Не кажется ли вам, что эта статья закона  принята на националистической волне и ничего общего с законами искусства не имеет? 

- А как иначе гарантировать рабочие места отечественным кинематографистам, особенно молодым? Ведь запрета на участие в работе над украинскими фильмами граждан иностранных государств нет, и дубляж на любые языки не воспрещен, просто закон определяет меру, в соответствии с которой кинопроизведение можно считать достойным финансирования из государственных средств.
 
При возрождении кино всегда запускается много фильмов – это подтверждено историей. Особенно много дебютов. И каждый раз оказывается, что безъязыкое молодое поколение кинематографистов, которому, казалось, не о чем рассказать кинозрителю, очень даже хорошо умеет говорить.

Это всегда новые темы, новый киноязык и новые имена. И вот ради них, украинских ребят, которые сегодня все еще никому не нужны, вводится понятие национального фильма. Они будут обеспечены работой, если будет «работать» новый закон.

- Но выходит, что украинским киношникам придется набраться терпения до января будущего года…
- А у вас есть другие предложения?