Письмо пятое 1939-1941

Егор Червяцов
ВЫРАЖАЮ СЕРДЕЧНУЮ БЛАГОДАРНОСТЬ ГЕННАДИЮ САРХОВСКОМУ ЗА ПОМОЩЬ В ТЕКСТОВОЙ ПРАВКЕ
 
13 октября 1939 года стал днем расcтавания не только с молодой женой, но и с гражданским положением. Человек двадцать таких молодых парней, в том числе и моего друга Крошкина, Георгия Михайловича погрузили в товарный двухосный (1) вагон и   повезли в неизвестность:
куда нас везут, нам не сказали.      

День был дождливый, пасмурный. Расставание было недолгим. Кроме жены в Антропове у меня не осталось никого. Это не то, что сейчас (2) в армию не хотят идти. А раньше, если парень не служил в армии, он считался неполноценным. В армию шли с большим желанием. И службу в ней считали почетной.

Эта поездка в двухосном вагоне мне запомнилась на всю жизнь. В вагоне тресет, кишки выматывает. Поездка длилась больше недели. Маршрут был таков: Антропов, Галич, Буй, Данилов, Ярослав, Москва, Тула, Белгород, Харьков, Лозовая, Иловайск, Таганрог, Ростов, Армавир, Минеральные воды, Прохладная, Моздок, Гудермес, Махачкала, Дербент, Баку, Кировобад, Тбилиси (таков был железнодорожный путь до Тбилиси. Пути по-над морем тогда еще не было(3). Он был построен только после войны).

Не помню, какого числа: то ли 20-го, то ли 25-го октября мы прибыли в г. Тбилиси на ст. Навтлуги.

Нас, молодых гражданских парней сразу же разобрали по частям, произвели санобработку. Переодели в военное обмундирование - и стали мы солдатами.

И вот   попал я отдельную часть – в 15-ю отдельную артиллерийскую батарею 152 мм пушек-гаубиц. Сбылась моя юношеская мечта стать артилеристом. Тогда был такой лозунг, высказанный маршалом Ворошиловым(4): "Быть артиллеристом, а особенно артиллерийским командиром, значит быть всесторонне развитым человеком".

Вот я и стал им. В то время 152 мм. орудие было самая мощной артиллерийской силой - с большой дальностью стрельбы и мощным снарядом, неплохой скорострельностью. Транспортировалась орудие тремя уносами (унос - пара лошадей, значить шестью крупными лошадями), которыми попарно  управляли три наездника. Это очень сложная система управления. Слаженность в управлении очень тщательно тренировалась, отрабатывалась. Умение управлять лошадьми очень ценилось. Но я до этого не дошел. Я был простым номером расчета(5). А потом как грамотный человек был поставлен наводчиком. В артиллерийском расчете это высокая ответственная специальность.

Так началось моя служба в армии. Любимоя моя работа, служба, которой я отдал 30 лет жизни. Службу я любил и служба мне благоволила. Впоследствии я стал командиром отдельной артиллерийской части, полковником(6) Советской армии. Чем гордился и горжусь поныне.

В этой батарее(7), которой командовал капитан Примаков, я пробыл недолго. Вскоре эта батарея развернулась в отдельный дивизион(8) и передислоцировалась в г. Кировокан(9) Армянской республики. Но и тут я пробыл недолго. Возможно недели 2-3. Нас, молодых парней со средним образованием, имеющих желание посвятить себя военной специальности, направили в Тбилисское артучилище имени 26-ти бакинских комиссаров.

Итак, в конце ноября или в начале декабря 1939 г. я стал курсантом Тбилисского
горно-артиллерийского училища.

Началась новая строго регламентированная жизнь по строгому распорядку дня.  Подъем в семь часов, чистка лошадей , кормежка их, туалет, завтрак, занятие 8 часов в сутки, опять уход за лошадьми. Обед, отдых, самоподготовка 2 часа, опять уход за лошадьми, ужин и отдых.

Учеба в училище меня ничем не тяготила. По всем предметам, в том числе и физической подготовке, я шел на «отлично». Курсантская обстановка мне была по душе. Но раз есть лошади, значит должны быть у курсанта и шпоры.

Шпоры - это особый шик. И каждый старался, чтобы шпоры были чистыми, блестели и обязательно звенели. Это не каждому было доступно. Я например не мог иметь серебряных шпор. А это особоя доблесть. «Имущие» могли. А я на три рубля в месяц такого позволить себе не мог. Труд очень напряженный. За день так устанешь, что ночь спишь без просыпу.

Особый интерес вызывала конная подготовка. Умение ездить красиво на лошади, уметь ею управлять - это особоя наука.

Не каждому удавалось на лошади взять препятствие. А взводный А.А. Копосов стоит с длинным стеком (кнутом) и стараеться послать лошадь на препятствие  ударом кнута по крупу. Ну и ненароком заденет всадника по спине. Мне не попадало. В выходной день проводились спортивные соревнования и проходили с большим увлечением и интересно. С учебой и дисциплиной у меня было в порядке, и за это я почти каждый выходной был в увольнении. Я посетил многие достопримечательности города, был в Тбилисском цирке, театре Руставели, был на знаменитом тбилисском фуникулёре(10), на могиле матери Сталина, был в Алобарской типографии.

Так незаметно пришел 1940 г., и мне сообшили 14 июня 1940 г., что родился сын Владимир.

1940 и 1941 г. были насыщены усиленной учебной программой. И вот 6 июня 1941 г. настал день выпуска. Я стал лейтенантом и получил назначение в г. Самарканд(11) в 576-й  легкий арт. полк. Но туда мне поехать не пришлось, т.к. я как отличник был оставлен в училише, где пробыл в должности комвзвода с 6.6 по 26.6.1941 г. То есть до начала войны. А потом судьба круто изменилась. Об этом позднее.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 - На двух осях.
2 - В 1990-е гг.
3 - Имеется в виду железнодорожная ветка Армавир - Туапсе - Сочи - Адлер - Сухуми - Тбилиси.
4 - Ворошилов Климент Ефремович (1881-1969) - советский партийно-государственный деятель и военачальник. Маршал Советского Союза (1935), дважды Герой Советского Союза (1956, 1968), нарком обороны СССР в 1925-1940 гг., в Великую Отечественную войну член ГКО. Президент СССР в 1953-1960 гг.
5 - Мельчайшее артиллерийское подразделение из 5-7 человек, обслуживающая одно орудие, аналог отделения в других родах войск. Каждый солдат в расчёте имеет свой номер.
6 - В тексте именно так, с заглавной.
7 - Артиллерийское подразделение, являющееся аналогом роты в других родах войск (100-150 человек).
8 - Артиллерийское подразделение, являющееся аналогом батальона в других родах войск (500-600 человек).
9 - Ныне г. Ванадзор.
10 - Имеется в виду фуникулёр.
11 - В Узбекистане.