От Одессы до Москвы на войне

Виктор Крумм
 Я живу в Америке.Адрес мой :Калифорния,город Западный Голливуд.Мне 86 лет.Я пользуюсь всеми благами беженца из СССР,
хотя я и дня не проработал в Америке.Живу я здесь с 1993 года и ,я уже давно гражданин этой Великой страны.Таковы парадоксы действительности.Я думаю, что когда-нибудь, мои внуки прочитают мои воспоминания.У меня
какое-то, чисто мистическое чувство, что какая-то сила хранит меня и
даёт мне силы и дух, встречать мои недуги-болезни без больших страданий
Вот сейчас уже первый час ночи.Спать пока на хочется и я, попробую написать еще немного о моих фронтовых приключениях.Сейчас оглядываясь на свою
прошедшую молодость, я почему то не думаю, что мои поступки были глупыми и ,что если бы я поступал иначе ,то был бы счастливее.Наверно просто была бы другая жизнь, но была бы она лучше и удачливей?Думаю, что нет.
И так.В 1940 году я окончил 10 классов 116 ой одесской средней школы.Все
мои товарищи были призваны в Красную армию, так как был призыв 1922года
(я учился с ребятами на год старше меня-так получилось)Я поступил в Одесский Водный Институт и успел до войны окончить 1 курс судо механич.
факультета.18 июля 1941 г я был призван в Красную армию.Попал я вместе со
многими одесситами под город Днепропетровск.В составе учебного батальона
2 го запасного стрелкового полка, наш  учбат под селом Диевка принял первый бой.Там был, какой то завод.Слово “бой” не отражает действительности.Боя никакого не было.Просто, нас подверг наступающий противник, плотному
миномётному обстрелу.Появились убитые и раненные.Кто то сообщил, что соседняя рота нашего батальона оставила окопы.Ком.отделения сержант Сычов послал меня в штаб батальона, узнать обстановку.Штаб находился на
метров 100 от нас, позади окопов.Я вылез из окопа и добрался до землянки и
увидел в земланке мертвого телефониста и никого более.Нас оставили одних
и никто не предупредил об отходе!.Нас бросило командование батальона! Я
ползком добрался до наших и доложил обстановку.Все это происходило под
сильным минометным обстрелом.Сычов дал команду, оставить окопы и всему
отделению отходить в тыл, что и было выполнено.Вместе с нашим отделением
шли солдаты других отделении нашей роты.Во время отступления один солдат был ранен осколками мины.Он очень испугался ,что мы его бросим.Фамилия его Райнов.Я взял его подруку и помог итти с нами дальше.Кажется, я его сдал
какому то санитару.Несколько лет назад, уже в Америке(года 3 или 4)этот Арон Райнов, разыскал меня через газету “Форвардс”, где был напечатан очерк
обо мне-“главе морской династии”.(мой старший сын и два внука тоже, как и я моряки)Он поблагодарил газету за помощь в разыске меня, как его фронтового “спасителя”.Так, совершенно не имея понятия, я почемуто “стал спасителем”.Он
живет в НьюЙорке и мы перезваниваемся.И так ,мы продолжали отходить в тыл.
и наконец, выйдя из зоны обстрела, по понтонному мосту перешли на левый берег Днепра.Когда мы переходили на левыи берег, то нам на встречу шли
люди в город.Я был удивлен этим и даже одного из них предупредил, что в
город заходят немцы и ,что наши войска сдают город!Но он сказал ,что там его семья и он идет за ней.К стати, наш сержант Сычов тоже не пошел дальше с нами так, как у него тоже, где то была семья.Что с ним стало- я не знаю.Мы-это
Я, Брюня Хоровер, Нюмка Ладыженский ,еще двое держались вместе.Впереди нас был путь на Новомосковск и далее на Павлоград.Этот шлях был заполнен
военными и гражданскими лицами.Военные -это остатки разбитых  и отступивших частей нашей Красной армии.Гражданские-люди не хотевшие
оставаться под немцами.С воздуха нас непрерывно бомбили и обстреливали
мессершмиты и юнкерсы.Толпа, идущая по дороге,  разбегалась и потом  снова
продолжала свой путь.Прийдя в Новомосковск, мы разыскали военную комендатуру и доложили о себе.Комендант сообщил нам о том ,что наша часть
расположилась в лесу за Павлоградом.А зачем нам спешить в свой учбат?Мы
решили немного поконтоваться в районе расположения комендатуры, где были вырыты окопы в которых можно было прекрасно пожить, а есть в комендантской
столовой.Там никто не проверял -откуда ты?.Раз в военной форме значит свой.!
Стояло жаркое августовское лето.Спать в окопах было прохладно и уютно.Но, вот на третий день, подошел грузовик и всех, кто попался на глаза приехавших на нем военных, стали насильно усаживать в кузов.Свои действия прибывшие обясняли тем ,что “немцы во-вот прорвут нашу оборону, поэтому есть приказ всех,
кто имеет винтовки(а мы все их имели) может быть брошен на передовую без всяких разговоров”.К нашему счастью ,нам удалось спрятаться. Но. Брюня Хоровер
посчитал ,что он не имеет права увиливать от приказа и потому сам пошел и уселся в кузов грузовика. Грузовик был заполнен людьми и уехал на передовую,
которая находилась совсем близко от нас.Больше мы его не увидели.В 1944 году ,когда я возвратился в освобожденную Одессу-я узнал, что он пропал без вести.
Мы же, еще несколько дней удачно прятались в районе комендатуры от очередного
налёта особистов, подбиравших всех в военной форме и отвозивших на передовую.Наконец, еще несколько дней мы околачивались в прифронтовой
полосе и питались продуктами, которые забирали(добровольно-принудительно)
от обозников, которые на телегах держали продукты для своей фронтовой части.
На отказ нас снабдить едой, мы их пугали и говорили ,что “немцы все-равно заберут и лучше накормить своих солдат”.Это срабатывало!Ну еще были огороды ,где мы собирали помидоры.Кроме-того у Нюмки Ладыженакого была
неразменная трешка(три рубля)Он подходил к какой нибудь хате и просил
продать молока.Сердобольные женщины отказывались от денег и кормили нас.
У этих женщин мужья ушли на войну и, каждая была рада накормить солдатиков
Вобщем ,так прошло около 2 недель, когда мы решили ,что больше тянуть с приходом в часть нельзя и пришли в лес, где нашли наш учбат.Нас встретили как героев.”Мы думали что вы погибли “....Все обошлось.Никто не спросил, где
мы “валандались” это время.Через некоторое время ,поступило указание выйти из
леса и прийти на желдор. cтанцию и грузиться в товарные вагоны.Состав к нашей радости повез нас на Восток т.е. дальше от фронта.Как нам обявило
начальство нас везут куда-то, где есть военные училища и мы будем туда поступать, “так как большая убыль комсостава”, а мы все имеем образование не ниже среднего.Итак, мы едем все дальше и дальше на Восток.Через несколько суток наш таворняк пересек Волгу и еще через сутки, состав остановился в степи.Поступил приказ :“выгружаться и на построение”.Вокруг голая степь.Уже
сентябрь.Метет позёмка.Легкий снежок веться над степью.Когда мы построились ,перед нами возник, какой-то командир с голубыми петлицами и
двумя кубарями.На наши вопросы, куда мы прибыли и где военное училоще?
последовал ответ:” Вы зачисляетесь в парашутно- дессантные войска”.”А училище?”
“Никакого училища!Кто будет хорошо служить сможет попасть в полковую
школу и стать младшим командиром.Разговорчики прекратить!.Шагом марш!”
И мы “потопали”, как нам приказано.Пришли мы вконце-концов в какой-то
городок.Называется Фридергейм.Республика Немцев Поволжья.Наше отделение расположилось в каком –то одноэтажном  домике .Внутри пусто.
Во все стенку плита для обогрева квартиры.На полу библия на немецком языке и еще куча каких-то листовок.Оказывается это “Oбращение Всесоюзного Старосты Калинина к жителям республики”.В обращении говориться, что в связи с тем, что на територии республики были подготовлены аэродромы для приёма
фашистских самолётов и ,”что ни один немец, даже член большевитской партии” не сообщил правительству СССР о готовящемся предательстве- все жители республики выселяются.Очевидно, выселение происходило очень быстро.Вобщем ,через некоторое время начались строевые учения и занятия по подготовке к прыжкам с самолётов.Все должны пройти мед.комиссиюЗа отказ от прыжков-военный трибунал!Мы зачислены в 23 воздушно-дессантную бригаду 10го воздушно-дессантного корпуса.Прыгать будем с самолётов “Максим Горький”(тихоходные четырех винтовые самолёты).Нo, наша бригада
 не успела совершить учебное дессантирование.А соседняя 22 бригадаа провела учения.Как стало известно, один человек разбился.У него не раскрылся парашют.Кажется в середине октября поступил приказ командования о погрузке
на поезд.Наш 10 корпус перебрасывается под Москву!Надо было защищать Москву!Немцы очень быстро продвигались к нашей столице.Так что это верно
,что Москву отстояли Сибирские и Дальневосточные  дивизии. По прибытию, наша рота разместилась, где-то  в городке под Москвой.Наша рота поселилась в нескольких домишках у хозяев, предоставивших нам жилье.Начались учения и
походы .Была морозная зима.Температура 40-42 градуса по C.Иногда мы совершали переходы до 30-40 клм.Должен уточнить, что наша рота, как и весь 10ый корпус ,состоял из солдат прошедших войну на Украине(в основном одесситов)и сибиряков и дальневосточников, не знавших, что такое война .Часто возникали споры на тему о войне.Те кто “не нюхал пороха” хвалились и хвастались, как будут бить фашистов, что вызывало у “франтовиков возражения
и насмешки над болтунами.Разумеется я тоже не мог перенести разговоры типа
“возьмем немца на штык” и.т.д.Как то раз на построении, перед тактическими занятиями, нам не дали завтрака.Стоя в строю, мы все возмущались этим вопиющим нарушением воинского порядка.Я сказал, что “наши жалобы и выкрики ничего не дают.Вот, если бы мы все отказались итти на занятия нам бы ничего не сделали”.Но, была команда “шагом марш” и мы “потопали” в лес на занятия.По какой то причине, повел наш взвод не ком.взвода мл.лейтенант, а мл.сержант Яцейко. Тема занятии “миномётный окоп”.Занятия расчитаны на 3 часа.За 30 минут мы узнали, как отрыть миномётный окоп.На мой вопрос, что дальше будем делать?
мл.сержант посоветовал: “побродить по лесу” и отказался вести нас в расположение
нашй части ,хотя по моему убеждению, бродить в мороз по лесу оставшиеся 2 с
половиной часа, просто глупо.Я понимая, что мне не смогут ”пришить” дезертирство.
Заявил, что возвращаюсь в расположение нашей части, что и сделал ,уговорив
уйти со мной, как потом значилось: “несознательного красноармейца” Кожевникова.
Кажется через 2 дня, хозяйка квартиры ,где стояло наше отделение ,по секрету
рассказала мне, что приходил, какой то капитан и расспрашивал её: “Какие я веду разговоры “.Через день я вместе с Кожевниковым был вызван на прием к командующему нашим 10 ВВД корпусом к генералу Краеуглому.Который потребовал отчитаться за уход с тактических занятий.Я резоно всказал свою точку зрения, что бродить безцельно по лесу в 42х градусный мороз, да еще в
кирзовых сапогах(упрёк командованию)глупо и опасно.”Ты хочешь командовать?
Да хочу!”Марш отсюда!”.Еще через день, меня за неимением гаубвахты, посадили
в пустую хату ,забрали поясной ремень и приставили часового.Т.е.я был арестован.Мое дело стал вести мл.лейтенант из органов,  фамилии не помню.
.Были очные ставки с ребятами нашего взвода.Они подтверждали мои
разговоры о том ,что у немцев “Больше, чем у нас танков и самолётов” и ,что я вел
как надо понимать “пораженческие” разговоры.Как теперь я понимаю, дело шло
к расстрелу.Тогда я многое не понимал.Но 7 ноября 1941 года т.Сталин в своей
речи сказал ,что у немцев больше танков и самолётов!Мл.лт  на следующий день сказал ,что будет просить прокурора ограничиться дисциплинарным взысканием-я просидел уже 14 суток.Но еще через день он
сообщил мне, что прокурор показал ему 3 папки с моим делом и сказал “Пусть идет под трибунал!”Еще через день я был приведен в какую то хату, где сидели
военные в полушубках.Мне обяснили, что я предстал перед военным трибуналом
и зачитали обвинительное заключение.Там разумеется, уже отсутствовали
обвинения в том, что у немцев больше танков и самолётов.Но “был призыв к невыполнению приказа итти на занятия и уход с тактических занятии вместе
с несознательным красноармейцем Кожевниковым”, которого я уговорил уйти
с занятий.”Признаю ли я себя виновным ?”.Я, понимая что злить судей не следует-
“признал себя частично виновным”.Приговор: "7 лет условно с отправкой на фронт".
Между прочим, прокурор задал вопрос, какому то из свидетелей: "Было-ли ,что я призывал
всем не итти на занятия. Вышел ли я из строя или нет?".Т.е. были только слова или
и еще и действия.Подтвердили, что были “только слова”.Когда мне был зачитан приговор, один из судьей спросил, понимаю ли я ,что я должен сделать, чтобы
снять с себя этот приговор?.Далее мне обяснили ,что приговор будет с меня снят
,если я буду хорошо воевать и заработаю орден или же буду ранен т.е. кровью
смою свою вину.Затем я получил пакет с моим делом и был отпущен на свободу.
Мне сказали итти пешком в ближайший военкомат города Кижуч или Киржач(уж не помню точно)За несколько часов я пешком добрался до военкомата, сдал пакет
и улегся на пол в пустой комнате в ожидании дальнейших распоряжений.На следующий день из Москвы прибыл состав из которого в военкомат прибыли
призывники в гражданской одежде.Они тоже набились в комнату и расположились на полу кто как.Некоторые стали играть между собой  в карты.
Игра была ,какая то незнакомая.Она называлась “рамс”.Разговаривали они все, как то
странно.Я спросил одного из ребят, кто они такие и откуда?.Все из Москвы и все
оказывается, бывшие арестанты!.Мой собеседник мне рассказал, что он
был карманным вором и по зконам военного времени получил 10 лет тюрьмы.Потом ему предложили написать заявление о желании на фронте -искупить
свою вину.И все, кто прибыл с ним ,тоже воры разных специальностей!Между
прочим ,этот карманник, как он сказал на их жаргоне “щипач” Сережа Крылов стал
моим фронтовым другом, которому я мог довериться, ничего не боясь.Через день
мы все погрузились в вагоны и были превезены в Гороховецкие лагеря(кажется в Горьковской области)Там мы жили в замлянках в ожидании отправки на фронт.
Затем мы преехали в Татищевские лагеря(или наоборот-уже не помню)Там мы тоже
жили в замлянках.Наконец, пришел в замлянку, какой то старший лейтенант и
спросил:" Kто из нас хочет быть минометчиком?" Я зная, что хуже пехоты нет ничего
сказал, что я хочу.Вместе со мной решили стать минометчиками Сережа Крылов, Коля Климов и еще несколько других(фамилии не помню)Между прочим, Климов
в 1943 году дослужился до звания майора и стал командиром минометного
батальона.Продолжаю. Старлей показал нам миномет.Оказывается, я очень хорошо
угадал!.Мы зачислялись в состав 1090 СП 323 СД в минометный батальон 82х мм
минометов.Каждый миномет имел командира расчета(ком .отделения) наводчика,
заряжающего, подносчика ,ездового с санями и лошадью.При больших переходах
плита, труба, ящики с минами, грузились на сани.Вобщем, нас забрал ст.лейтенант
и мы пешком через несколько часов ,прибыли в расположение мин.батальона.Фронт
был рядом.Перед нами была деревня Зверинцево, которую занимали немцы выбившие
наш полк из нее всего два месяца назад.В хате, куда нас привел старлей ,было еще
2 человека.Один из них сказал нам, что он командир нашег батальона, а другой, что
он ком.минометной роты.Спросили: “У кого какое образование?”Выяснилось: у меня
1курс Водного института У Климова 7 классов У остальных 1-2 класса начальной школы.Комбат сразу же предложил мне стать писарем батальона.”Буду жить радом со
штабом в землянке”.Но дело в том ,что я заранее решил скрыть, что имею 7 лет по
приговору военного трибунала.Я знал ,что при том бардаке, который был в органах-
никто не будет отдельно сообщать обо мне, тем более ,что я уже был в составе бывших
заключенных.В 1941 году еще не было штрафных рот и батальонов.Они были
созданы в 1942 году, после сдачи нашими войсками города Воронежа.Тогда был издан
известный приказ Номер 270-Ни шагу назад!Ну, а в 1941 осужденных просто включали в состав действующей армии.Но ,я хорошо запомнил совет трибунала-
воевать так, чтобы получить орден.А какой орден может получить писарь!?.Разумеетсся ,я отказался от предлагаемой должности.Стал говорить, что у меня плохой почерк, что ненавижу писанину, что я неряшлив и.т.д.Ком бат очень
удивился ,что я отказываюсь и продолжал меня уговаривать .Кончилось
это тем, что у меня вырвалось: “Я не пришел сюда быть писарем ,а пришел воевать!”
Вобщем, писарем был назначен еще один какой-то из прибывших, который тоже
имел 7 классов .Я вздохнул уже свободно, когда другой командир
сказал ,что он ком.минометной роты и назначает меня ком. мин.расчета!Я уже понимал, что это очень ответственно - Большое х-во, ездовый ,лошадь и.т.д.Я заявил
что отказываюь! “Вы что хотите под трибунал?”После этого я в ужасе сказал:" Слушаюсь!”
И стал командиром отделения.Мы стояли в обороне.Через месяц мой расчет стал
лучшим в батальоне.Мне присвоили звание сержанта и я в петлицы куртки вколол по
два треугольника.Кроме того, мне стали начислять зарплату 106 рублей а не 3 руб.
,как солдату.Я увидел, что командовать легче и интересней, чем быть исполнителем.
Например: не над было стоять на посту.Мне надо было только проверять других-
т.е. быть дежурным по роте.Вобщем я понял-лучше командовать, чем подчиняться!
Так прошла зима, потом весна .В марте 1942 года наша дивизия и кажется,
вообще, весь Западный фронт начал наступление.Я стал ходить в артиллерийскую разведку.В лесу это значило, влезть на высокое дерево и в бинокль корректировать
огонь наших минометов.Внизу под деревом лежал с катушкой и  телефоном Сережа и
пердавал мои данные по корректировке в наш батальон.Разрывов было очень много, так как обстрел позиций немцев вели и дивизионная артиллерия и другие минометные
батальоны.Фактически ,узнать разрыв своей мины было невозможно.Все же я видел
,что разрывы были в стороне от немецких окопов.Как то с земли я услышал голос
человека который спросил:” Кто так сильно ругается?”.Я сверху спросил, какое его дело и кто он такой?”-"Я заместитель командир дивизии полковник Зайцев.И если ты будешь так матюгаться -я тебя собью как кукушку”.”Извините тов. Полковник, но снаряды
бьют не туда куда надо!”К стати, к этому времени я уже был в должности пом.
командира взвода.Я многое из того, что было -пропускаю ,ибо мои воспоминания
будут очень громоздкими.Вобшем, только наш полк, который подерживал наш мин.бат
продвинулся вперед на 200 метров.В условиях лесистой местности, немцы очень
хорошо укрепились и создали плотную хорошую оборону.Вскоре ,поступил приказ
“прекратить наступление”.Оказывается ,началось наступление немцев на Воронеж и было не до нас.Где то в начале лета, ком.роты Шотинок Владимир Николаевич решил
,что я заслуживаю стать офицером.Я был направлен на  3х месячные курсы младших лейтенантов при штабе 10й армии в городе Калуга.В августе 1942 годя я с отличием
окончил курсы и, получив звание мл.лейтенанта, возвратился в свою 323 дивизию.Но
сволочь- ночальник отдела кадров дивизии, послал меня в другой наш полк 1086 на
должность командира взвода ротных минометов(калибр 50 мм).Я получил назнзчение в 3 роту.Для начала, меня послали командиром засады, которая по замыслу комбата,
распологалась в лесу.С какой целью была эта засада, я так и не понял?.Ну и разумеется ,постеснялся сказать, что “Я ком минометного взвода, а не пехотного”.Постеснялся потому, что побоялся показаться трусом.Итак, что же представляла собой эта засада?.
 Oкружность метров в 50-70 в диаметре.Полянка в лесу.По окружности в расстоянии
метров 5 друг от друга лицом от центра лежат на снегу солдаты.Один с ручным пулеметом
дальше пять с обыкновеными винтовками, далее опять один с ручным пулеметом и.т.д.
Кажется, на всю засаду 4 ручных пулемета.В центре яма для начальника засады.
Яма закрыта плащ палаткой.Мороз минус 5-10 градусов по Цельсию.Раз в сутки нам приносили еду.Грохот котелков, громкий кашель, звук бряцаеюего оружия.Просто
чудо ,что нас не обнаружили.Через 15 суток меня сменил другой офицер, а вскоре
засада была отменена.Служба моя состояла в том ,чтобы мои миномёты в любой
момент могли открыть огонь и, прикрыть полосу траншеи нашей роты.Для этого я
несколько раз выходил на пристрелку, что бы быть готовым, когда надо будет создать
“заградительный огонь”.Помню, что солдаты нашей роты жаловались что “мины очень
близко падают от траншеи”.Пришел даже особист и предупредил меня ,что :"Не дай бог
мина ранит, кого нибудь из наших".Еще одно.Через позицию моего вавода устроили
себе тропинку, разведчики нашего батальона.Каждый раз они предлагали пойти с
ними в разведку.Я не имел права оставить свой взвод, который должен был прикрыть
их, если бы немцы их обнаружили. Донимали они меня до тех пор, пока я наконец не
выдержал и пошел с ними в разведку.В течении 3 часов мы приблизившись к
немецким позициям не понятно ,что высматривали.Где находяться огневые точки
противника ,наши давно знали и какую задачу выполняли каждый день, идя в разведку- было мне не понятно?.После нашего совместного похода, один раз они прошли через нашу позицию и были высмеяны мной.Больше ,через нашу позицию взвод разведки
не проходил.23 фефраля 1943 г началось наступление наших войск.Я уже не могу вспомнить, как все было.Наш батальон менял позицию и наша рота и мой взвод тоже.
Мы находились на совершенно открытой местности.Нас непрерывно обстреливали.
Наши батальоные минометы и артиллерия ,почему то -не вели ответный огонь.
Ночью мы оставались лежать на снегу.Кое где удавалось, найти ранее отрытые окопы
Пищу нам подвозили один раз в сутки ночью.Было много раненых.Я запомнил последний день, когда был дважды ранен.Это было 10 марта 1943 года.Мы расположились за валом ,а впереди была деревня занятая немцами.Кажется, 9 марта
деревню эту наш батальон отбил у немцев.Мой взвод расположился в глубокой
воронке от бомбы.Там мы установили минометы и готовы были в любой момент,
поддержать огнем нашу пехоту.Ночью немцы начали атаку с целью выбить наших
из деревни.Мой взвод открыл интенсивный и частый огон по атакующему противнику
Все мины, которые у нас были, мы выпустили по врагу.В деревне наши станковые пулеметы стреляли длинными очередями по немцам.Но ,на рассвете я услышал, что
 наши пулеметы в деревне перестали стрелять.Затем со стороны деревни начался шквальный
огонь в нашу сторону.Мне стало ясно, что  немцы выбили наших из деревни.Нужно
было принять решение,” что делать?”Приказа отходить я не получил.А отход без приказа
грозил трибуналом.Но не отходить ,значило попасть в плен.Я дал команду: “Миномёт на вьюки” и под шквальным огнем, мы вышли из укрытия и побежали в сторну наших позиций.Так как я был без миномёта ,то быстро добежал до снегового вала за, которым
увидел моего ком роты и других офицеров и солдат.На мой вопрос:” Почему мне не
дали приказ об отходе”- ответа я не получил.Из моих солдат, я никого не обнаружил и
таким образом остался фактически без взвода и миномётов.Дальше было следующее.
Немцы начали нас атаковать.Я лежа за валом, увидел большого немца в белом мас.
халате ,бежавшего вместе с другими прямо на нас.Я прицелился в него и “подумал
,что это будет первый немец о котором я смогу сказать, что убил лично!”В тот момент
,пуля пробила мои указательный палец левой руки и раздробила приклад винтовки.
Я отполз в сторону и пополз в тыл.Ком роты махнул мне на прощанье рукой.Но, чем
дальше я отползал от вала, тем более меня брало сомнение в правильности моих
действий.Кровь лилась сквозь бинт, которым я обмотал пуку.Но, кость пальца была
цела!.И я повернул назад к своим ребятам и молил Бога, чтобы никого не убило ,пока
я их оставил.Потом несколько офицеров вместе со мной решили контр.атаковать и
отбить деревню, оставленную нами.Я уговорил, какого то молоденького солдатика
дать мне временно его автомат для контр.атаки.Нас, идущих в контратаку на немцев, было человек 50.Мы поднялись и с криком ура бросились вперед.Через несколько минут я получил пулю в позвоночник и со всег размаха упал.Автомат, куда-то улетел.
Боль была дикая.Я думал ,что убит и даже подняв голову: “Крикнул неужели убит?”
Дело в том ,что я почему то был уверен ,что убит не буду.Полежав некоторое время
и увидев ,что я  жив , стал ползти на животе в сторону наших позиций.Но, как только
я начинал ползти, автоматчик, который  меня ранил, начинал в меня снов обстреливать короткими очередями.К счастью ,больше он в меня не попал.Я продолжал на животе
ползти в сторону наших позиций.Дополз я до места, где стояла наша 45мм пушка из
которой ,вел арт.дуэль с немецким танком, молодой солдат.Вокруг лежало несколько
убитых бойцов.Танк стрелял по нашей пушке осколочными снарядами.Потом из
тыла, появился другой солдат, приволокший на салазках снаряды для пушки.Ведущий
стрельбу, приказал тому на салазках отвезти меня в тыл.Я заполз на салазки животом и
стал руками помогать вывезти меня  из района обстрела.В конце концов я был доставлен в сан.взвод.Потом в сан.бат.Потом в госпитали Калуги и Москвы.Более подробно об этом написано мной в рассказе” Мой последний бой.”          .