Правила - глазами эмигранта

Александр Фрейшист
 
                И говорят, у эскимосов
                Есть поцелуй посредством носа,   
                Но это нам не привилось   
                А.Вознесенский

Жизнь в эмиграции не проста, но интересна.  Глядишь вокруг, удивляешься, постигаешь, сравниваешь. Мысли разные  возникают. За долгую жизнь в СССР  все мы привыкли к глубокой пропасти между словом и делом. На эту тему был даже анекдот: пациент в поликлинике ищет, где принимает доктор «ухо-глаз»; ему отвечают, что такого врача нет, и интересуются, зачем он ему - «Понимаете, у меня проблема: я слышу одно, а вижу совсем другое». И вот теперь мы, старые пациенты этого самого доктора, неожиданно замечаем, что привычные наши российские клише, от народной мудрости до советских лозунгов, правила, так и не реализованные на нашей родине, именно здесь, в Германии довольно успешно воплощаются в жизнь. Вот вам несколько примеров.

Правило 1: Делу - время, потехе – час
 
Думаю, это правило в Россию вообще от немцев пришло. Нашей природе оно по самой сути своей противно. Нам ближе принцип "Гулять, так гулять". А поскольку в России всякое гулянье подразумевает хорошую пьянку, когда непременно возникает желание "сбегать и добавить", то, само собой, за этим неизбежно следует похмелье. Так что не только часом, но и одним днем здесь не обойтись. Отсюда и всегдашняя советская практика переносить выходные дни, если они, не дай бог, попали на праздничную дату. Таким образом, путем нехитрых перестановок населению обеспечивали многодневную гулянку,  которая в лучшем случае заканчивается головной болью и пустыми карманами, в худшем - травматологией. А теперь в новогодний период такое безделье продолжается не менее декады. Не зря группа «Несчастный случай» распевает: «Оставьте в покое нацию с первого по тринадцатое!»
Что касается немцев, то впервые мне довелось наблюдать их на отдыхе еще в ГДР в деревне Херенхайде недалеко от Хемница (в те времена Карл-Маркс-Штадт). В субботу молодые люди поставили в саду длинные столы, развесили разноцветные лампочки, и праздничный вечер с пивом, сосисками и песнями покатился. А на следующее утро после завтрака мы глядим с удивленьем,  они уже работают - шпаклюют и красят лодки.
Здесь вообще полно всевозможных праздников по любому поводу: весенние, летние и осенние карнавалы, фестивали, уличные шествия, ярмарки, мутер-, фатер- и киндер- таги, не говоря уже о предрождественском времени. Все это четко регламентировано по времени и месту, многие праздники проводят в отдельном районе города, или даже на одной улице. При этом используют массу инвентаря и приспособлений, чтобы в считанные часы развернуть тенты, палатки, киоски, эстраду, организовать торговлю, а потом так же быстро все это свернуть и увести, убрав за собой весь мусор.

Правило 2: Готовь сани летом, телегу – зимой

Знаменитая «подготовка к зиме», которая в Россию каждый год приходит почему-то неожиданно, уже всем оскомину набила. Возникают вечные проблемы с отоплением, с тепловыми сетями, со снегоочистительной техникой и пр.

Во многих районах Германии снег – редкий гость, так что настоящая зима с морозом и обильными снегопадами, действительно, приходит внезапно. Однако аккуратные германцы, которые снега на дороге боятся, как черт ладана, готовятся к нему загодя. На улицах в специальных ящиках заготовлен мелкий щебень для тротуаров. Перед мостами и эстакадами уже висят дорожные знаки с изображением снежинки, они пугают: возможно обмерзание дорожного полотна (даже если пока температура ночью не опускалась ниже +4°С). Автосервис повсюду предлагает водителям разные зимние жидкости, а те срочно «переобувают» свои машины – меняют летнюю резину на зимнюю. Когда же редкий здесь снежок все-таки выпадет, на тихих «спальных» улицах, особенно вымощенных брусчаткой, становится действительно очень скользко, так как движения здесь мало и снег или ледяная корочка лежат долго. Осторожные европейские водители ездят тогда со скоростью пешехода.
 
Несколько лет назад мне пришлось ехать по автобану из Люксембурга во Франкфурт на Майне. Дело было вечером, проливной дождь сменился  обильным снегопадом, вскоре на асфальте образовался слой снежной каши. Европейские водители ползли потихонечку в правом ряду. Пользуясь своим российским опытом,  я ехал вдвое быстрее в свободном левом. Но вскоре мое движение застопорилось – впереди по моему ряду уже двигался снегоочиститель. Оперативность появления  снегоочистительной техники поразила меня. 

Правило 3:Пешеходов надо любить (И.Ильф, Е.Петров)

Скосы на тротуарном бордюре в местах переходов - вот первый поразивший нас  здесь в Германии знак,  убедительное свидетельство заботы об инвалидах, женщинах с колясками и остальных пешеходах. Я уже не говорю о "зебре" - месте их безраздельного царствования, где пешеходы никогда не унизятся до того, чтобы хоть немного ускорить шаг. Они не забывают о своем приоритете. Писали, что в Нью-Йорке одна старушка застрелила водителя, не пропустившего ее на зебре.

Москва - прямой контраст. Если отправляемся туда, нам всегда напоминают: будьте осторожны, помните, что там "зебра" ничего не значит! Вспоминается не столь давняя ситуация на Садовом кольце в районе Курского вокзала, где проезжая часть была сужена ремонтными работами. Машины шли непрерывным потоком, для бедных пешеходов ничего не предусмотрели. Сочувствующий милиционер, беспомощный перед транспортом, улучив момент, командовал: "Дама, бегите!"  Разве мог он представить себе здешнюю картину, когда огромный междугородний автобус останавливается и ждет, пока старушка потихонечку шлепает в булочную.

В немецких городах нередко увидишь регулировщиков- общественников, перекрывающих движение в зоне школ и детских садов. Готовясь к экзамену на получение немецких водительских прав, я поразился тому, как много внимания в билетах посвящено именно пешеходам. Водитель должен заметить их, когда они только направляются к переходу, угадать их намерения и остановиться, чтобы пропустить. Пешеходы сознают свои права и часто шагают по проезжей части, даже "не повернув головы кочан и чувств никаких не изведав". В отличие от России, здесь на торговых улицах именно водитель автомашины порой долго ждет, пока ему не удастся, улучив момент, проскользнуть в зазор, образовавшийся в непрерывном потоке этих самых пешеходов.

На основе своего  уже многолетнего водительского опыта в Германии у меня в голове выстроилась такая шкала приоритетов:
- инвалиды и дети
- пешеходы с детьми или собаками
- просто "сеньоры"
- прочие пешеходы
- велосипедные семейные группы
- велосипедисты с детским прицепом
- прочие велосипедисты
- трамваи, автомобили и др. транспортные средства.

Конечно, главный кошмар для водителя здесь - велосипеды, (в Италии – мопеды). В тесном центре города велосипедисты нередко опережают автомобиль, ведь на узких улицах их не всегда  удается обогнать и приходится тащиться сзади, а на перекрестках они часто плюют на светофор и едут, куда хотят. К тому же сплошь и рядом велосипедист гордо едет "без рук". А как вам понравится парень, у которого одна рука на руле, а в другой - ящик с пустыми бутылками? Или велосипедист с собакой на длинном поводке? Нередко два велосипедиста едут рядом, ведя неспешную беседу и занимая всю проезжую часть.
Пропаганда здорового образа жизни и защиты окружающей среды приносит свои плоды, велосипедов становится все больше. Велосипедисты горды собой, и не без  оснований. В некоторых европейских городах, например, в Копенгагене, велосипед - массовое транспортное средство. В мэрии, демонстрируя работу над городской инфраструктурой, нам вполне серьезно показывали проект развития сети велосипедных дорожек.

А для нас, водителей, пешеход, по сравнению с велосипедистом, - сущий ангел, так что его, действительно, стоит любить.


Правило 4: Держи голову в холоде, живот в голоде...

Ну, не скажу ничего насчет живота, но что касается головы...В России зимой без шапки практически не ходят, при нулевой температуре тоже. Даже в теплом метро тут и там встречаешь мужчин в меховых ушанках и женщин в вязанных шерстяных шапочках.
 
Зато здесь в Германии и в мороз шапку на мужчине увидишь не часто, обычно это наши люди или прочие иммигранты. А местные, намотав на шею умопомрачительный шарф, храбро сверкают бритой головой или вполне натуральной лысиной. Не отстают и женщины. Шляпы надевают преимущественно наиболее нарядные немолодые дамы, отдавая дань скорее моде, нежели погоде.

Правило 5: Экономика должна быть экономной (Л.Брежнев)

По этому поводу в советское время у нас было немало шуток. А ведь у немцев хозяйство и вправду всегда отличалось экономичностью.
 
Еще лет 20 тому назад мы удивлялись, увидев здесь реле, выключающие свет в подъездах. Мы привыкли, что у нас лампочка горит непрерывно днем и ночью, пока не сгорит, или пока ее не выкрутит кто-то из жильцов, которому она "нужнее". А приехав впервые во Франкфурт и увидев в метро неподвижные эскалаторы (нет пассажиров - нет движения), мы решили, что они сломаны, и бегали, как дураки, в поисках того, который движется. Здесь очень давно везде используются экономичные электролампы и регуляторы на радиаторах отопления. В советское время в теплую зиму мы порой открывали форточки и даже окна, "отапливали улицу", чтобы поддерживать нормальную температуру в доме.
А столь популярные в Германии винтовые лестницы! Может, они не столь удобны, зато прилично экономят площадь участка и строительный объем здания.

Вода в Европе везде дорога, и ее берегут. Счетчики воды ставят не только в квартирах, но и на садовых участках. А чего стоят одни только сливные бачки в уборной с двумя клавишами  - большой и маленькой! И уже появилась совсем новая сантехника, которая обходится вообще без воды. 

На р.Майн в районе Хёхста есть небольшая старая плотина с гидроэлектростанцией. Так вот, на этом гидроузле построили 3 (три!) судоходных шлюза, все разной ширины. Это сделано для того, чтобы маленькие суда не шли через широкий шлюз - чтобы экономить время и одновременно не тратить лишнюю воду при шлюзовании.  И такой подход виден везде. Немцы готовы  потратить больше денег один раз при  строительстве, чтобы затем в течение долгих лет иметь экономную эксплуатацию.
 По роду профессиональной  деятельности мне близко все, что касается стальных конструкций. Честно говоря, мы давно, еще в советское время были знакомы с немецким стилем проектирования. Германия в прошлом всегда была богата квалифицированной рабочей силой и относительно бедна металлом. Поэтому конструкции у немцев получались всегда сложными, многодельными, но зато исключительно легкими. В американской экономике картина была обратная, поэтому их продукция была значительно тяжелее, но отличалась простотой.

А что же было у нас? Наша так называемая "экономика", как и многое другое, была полна абсурда. Условия диктовали заводы-изготовители, при этом они получали деньги не за изделие, а за тонну! Естественно, для них было тем лучше, чем тяжелее. И в то же время от проектировщиков постоянно требовали показывать так называемую "условную" (?) экономию  металла.
Ну что тут поделаешь, ну не была наша экономика экономной, не была...

Конечно, сегодня  и в России под влиянием новых рыночных условий многое меняется. И регуляторы тепла появляются, и счетчики горячей и холодной воды, и лампочки экономичные и пр. Кое-где уже можно увидеть скосы бордюра у переходов. Но часто абсурд торжествует. Например, в Москве у Никитских ворот, рядом со знаменитой церковью, где венчался Пушкин, построили новую беседку, и к ней ведет переход. Так вот, с одной стороны этого перехода скос на бордюре сделали, а с другой – нет. Да, действительно, умом Россию не понять. Может, две стороны этой улицы принадлежат разным местным управам…?