стихи о природе

Николай Варнавский
ПРЕКРАСЕН МИР!

Чудесный день! ползёт на небо солнце,
Алеет луч багрянцем на заре.
Сквозь жёлтый лист струится свет в оконце,
И золотом играет на стене...

Сквозит осенней утренней прохладой!
Трещат дровишки весело в печи.
Уж чай готов, из собственного сада,
Щекочут ноздри запахом харчи...

В садовом домике тепло, уютно, сытно,
Шумит Чулым волною за окном.
И никого вокруг уже не видно,
Лишь только мы баклуши бьём с котом.

Прекрасен мир! я это точно знаю,
Держу стакан уверенной рукой.
И душу до краёв я наполняю,
Живительною, огненной водой...
      
 12.11.2022г.

КРУЖИТ КОРШУН

В вышине, над тёмной кручей,
На краю седой скалы,
Одиноко вьётся туча
Ненасытной мошкары.

Словно дух почуяв смрадный,
Воронье кружит ордой.
Приглашая криком жадным
Всех зверей на пир горой.

Коршун медленно летает,
Лес шумит в прохладной тьме.
Я в который раз блуждаю
В этой призрачной стране.

Месяц ясный золотится,
Тень ложится на траву.
Над тайгой туман клубится,
Всё готовится ко сну.

Грудь вздымается устало,
Тело клонится к земле.
На ноге струится рана,
Взгляд туманится во мгле.

Околдованный туманом,
Завороженный тайгой.
Я лежу в гнилом бурьяне
С окровавленной ногой.

И смотрю, как в синем небе,
Замирая на лету,
Коршун, в сумеречном свете
Набирает высоту…

Что ты вьёшься, коршун славный,
Над моею головой!
Может, кровушки желанной
Жаждешь ты в палящий зной?

Что навис ты, словно туча
Грозовая в вышине?
И нацелился колюче
Впиться клювом в сердце мне!

И терзать когтистой лапой
Мой живительный исток,
Наполняя тёплой влагой
Окровавленный роток!

Не дождёшься ты добычи!
Не терзать тебе меня.
Там, внизу, под этой кручей
Я укроюсь от тебя…

Я пытаюсь встать, но Боже!
Сил уж нету никаких.
И обнявшись с хвойным ложем
Горько плачу я навзрыд…

2004 г
.
ЖИВАЯ  ВОДА

Когда, таинственный рассвет
В морозной дымке чуть лучится,
И серебристый, нежный снег
С высот безоблачных струится…

И полусонная луна
Еще висит под небосводом,
Я наполняю два ведра
Живой водой, и  огородом…

Спешу к заветной полынье!
Где с малых лет я пристрастился,
Купаться в ледяной воде!
Чтоб после этого явиться…

Здоровым телом и душой!
Навстречу северной звезде.
И пар клубится надо мной!
И мир блаженствует во мне…

И снова хочется влюбиться!
И словно ангел  в вышине
Я над землей парю жар-птицей…
……………………………..

2005 г.

РЫБАЦКАЯ  БЫЛЬ

Окружённая лесами
Вся сияния полна,
Словно чаша золотая
Гладь озёрная видна.

У хрустального болота
Где курлычут журавли,
Отдохнувшую природу
Пробуждает свет зари.

И как только звонким эхом
Отгремел  раскат в горах,
Тут же лодочки с рассветом
Замелькали на волнах.

План рыбацкий выполняя,
Изловчаясь так и сяк,
Еле пальцы разгибая,
Чертыхается рыбак.

И смеются браконьеры:
«Нам работать не с руки,
Ваша рыбка – золотая,
Ну а наша – для ухи».

Посмотрев устало с лодки
Молвят гордые мужи:
«Ты рыбачишь на похлебку,
Мы же – больше для души».

Вместе с матушкой-природой,
Стопкой водки для ухи,
Одурманены свободой,
Пьяной волей рыбаки!

А вокруг царит приволье!
Жизнь становится милей.
Манит сладостным раздольем
Нежный  шелест камышей…

1997 г.

СНЕЖИНКИ

В степи холодной стужа бродит,
Мерцает в сумерках заря.
Снежинки хороводы водят,
Кружатся на закате дня.

Их ветер тучами гоняет,
Бросает хлопьями во тьму.
Они в сугробах затихают,
И замирают поутру.

Они лежат, как в зимней сказке,
Блистают, словно огоньки.
Глядят на нас, как божьи глазки,
Как звёзды млечного пути.

Им к лесу хочется прорваться,
Пробиться в тихий закуток.
К берёзке намертво прижаться,
И затаиться, словно мох.

Заиндеветь колючей шубой,
Морозной силы нарастить!
И нежный ствол подруги любой,
В объятьях снежных заключить…

1997 г.

ПРИЧАСТИЕ

Я причащаюсь у колодца,
В крещенский день, святой водой.
Как у священного погоста
Царит тут девственный покой.

Здесь тенью призрачной мерцает
Рассвет в тумане голубом.
Здесь звук таинственный витает,
И ели спят глубоким сном.

Над колыбельными снегами,
Под леденящий лунный взор.
Мороз, трескучими усами
Наводит колдовской узор.

Блаженной радостью напоит
Ночей чарующая тишь.
И тьма от холода укроет
Макушками еловых крыш.

На небе звёзды хороводят,
Душа восторженно поёт!
И в дух мятежный мир приходит,
И к размышлениям зовёт…

1997 г.

ПЛАЧ  РАНЕНОЙ  ДИКОЙ  УТКИ

… где ж ты,  смертушка моя?
Долго ль будешь ты меня
Как листочек с проседью
Мучить хмурой осенью?

Как холодный ручеек
Омывает стебелёк.
Листья пожелтевшие,
Жизни отлетевшие.

Ходят тени по земле,
Смотрят мрачно, как во сне.
Лица безучастные,
Статуи несчастные.

Тьма под небом голубым,
Опустилась, словно дым.
На цветы стеклянные,
Что стоят, как пьяные.

Чей-то шепот ледяной
Прозвучал во тьме сырой…
Бродят страхи бывшие,
Мумии ожившие.

Где ж ты, смертушка моя?
Пожалей же ты меня!
Мне б  воды напиться,
К жизни возвратиться…

1998 г.


СИМФОНИЯ  РУЧЬЯ

Звучит симфония ручья!
И над волною муза вьется.
Как голос нежного дитя
Она то плачет, то смеётся.

То зазвенит над талым снегом!
Тугой серебряной струной.
То зашумит по горным рекам
Холодной, чистою водой…

Напоит сердце вдохновеньем!
Затронет глубину души,
И мимолетным дуновеньем
Исчезнет в сумерках ночи…

1998 г.

ИСКУПАЛСЯ  МЕСЯЦ

Тишь ночная, блещут звёзды,
Тьма сгустилась над водой.
Охватило птичьи гнёзда
Небо чёрное дугой.

И бесшумным приведеньем,
Укрываясь, словно вор,
Месяц, тусклым освещеньем
Озарил вершины гор.

Поднимаясь из-за леса,
Пробуждаясь ото сна,
Опустился он завесой,
Бледной тенью до утра.

Твердь земную отражая,
Он склонился над водой.
И волной крутой играя,
Окунулся с готовой.

Заметался жёлтой глыбой
По излучинам реки!
Оставляя сонным рыбам
Пятна грязной шелухи.

И блестящим амулетом
Покидая мир земной,
Он вознесся в чисто небо!
Словно ангел молодой…

1998 г.

СОБАЧЬИ  ГЛАЗА

Беспощадным, диким криком
Донеслось издалека.
Это мне звериным рыком
Огрызается тайга.

Я брожу, подобно зверю
Вдоль глухой лесной тропы.
Сам себе уже не верю,
Что смогу добыть еды.

Ведь сегодня я расстался
С другом преданным – ружьём,
Когда утром оборвался
В этот долбаный проём.

От удара резким звоном
Отдается в голове.
Исхожу теперь я стоном
На желтеющей листве.

И лежу в гнилом бурьяне
Жизнь пропащую кляня.
Из глубокой, рваной раны
Хлещет красная струя.

Хлещет красная водица,
Убывает из меня!
Боль терзает, как тигрица,
Рана – словно из огня.

Но что делать? – ковыляю
Я израненной ногой
Ведь совсем я не желаю
Подыхать под мошкарой…

Боль, как ветер, в жилах свищет,
Раздувается в висках.
И сверкающим огнищем
Озаряется в глазах.

С каждым шагом я все больше
Погружаюсь в темноту:
Стало страшно – может всё же
Я до места не дойду?

Может, стоит мне улечься
Под разлапистой сосной?
Обрести покой тут вечный,
Ведь тайга – мой дом родной.

Пусть под этим небом звёздным
Оборвётся жизнь моя.
Мало ли  бродяг таёжных
Здесь теряются, как я.

Умываюсь напоследок
Я горючею слезой,
И все больше наполняюсь
Безысходною тоской…

Чьё-то жаркое дыханье
Обожгло мое лицо.
Я закрыл его руками:
Ведь теперь мне – всё равно!

Ведь теперь звериным рыком
Не сломать меня  тайге!
Ей своим прощальным криком
Я напомнил о себе.

Закричал… и задохнулся,
Вновь нахлынула слеза!
Ведь в щеку мою уткнулся
Нос собачий…  и глаза.

2002 г.

ГЕНЕРАЛ-ДЕГЕНЕРАЛ…

Он без совести и чести
Всемогущий генерал.
Он с экрана – принародно,
На Ужурцев наплевал!

Он бы лучше по брусчатке
Лампасами щеголял.
А у нас ему не сладко,
Чёрт его сюда сослал!

Что же вы, народа слуги,
Наши местные князьки,
Как в младенческом испуге
Проглотили языки?

Где же вы, опора рода,
Благородные князья!
Для которых честь народа-
Это честь самих себя!

На дуэли, на дуэли
Кровью смыли бы позор!
Чтоб чинуши не посмели
И поднять бесстыжий взор.

Чтобы воинский чинуша
Наш народ не задевал!
А свои помыл бы уши,
Генерал – дегенерал…

1999 г.

ХОЧУ Я СЛИТЬСЯ С МАТУШКОЙ ПРИРОДОЙ

Хочу я слиться с матушкой природой,
Вдохнуть в себя ее вольготный дух!
И насладиться листьев позолотой,
Парящих, словно лебединый пух.

Хочу уйти по топкому болоту
В нетронутые, дикие края.
И освещать в пути себе дорогу
Искрою первобытного огня.

Быть может там, вдали, за горизонтом,
Где небосвод целуется с землёй,
Мне чей-то голос тихо отзовется,
И позовет умчаться за собой…

Быть может там, в неведомом просторе,
Мне станет явью тайна бытия.
И я найду источник Божьей воли!
И отнесу причастным к ней себя …

1999 г.

ПОПРОШУ БЛАГОСЛОВЕНЬЯ

Дует ветер в чистом поле,
Разгоняет  облака.
Безмятежное раздолье
Манит сердце рыбака.

«На рыбалку, на рыбалку,
Разговеться у  костра»!
Шепчут губы, как считалку
Эти сладкие слова.

И порою золотою
По нехоженой росе,
Вместе с утренней звездою
Мчусь к спасительной воде!

Бросив в озеро сетёнки
Я, как честный человек,
Под разлапистой сосенкой
Стал стелить себе ночлег.

И уже багровым цветом
Затянуло облака.
Раздался над лесом где-то
Зычный гогот гусака…

Все стихает, замирает,
И готовится ко сну.
Сосны веточки роняют
На пожухлую траву.

В ожидании рассвета
Затаилася заря!
И закат надменно с неба
Брезжит светом янтаря.

Тишина – святая сила!
У костра душа поёт,
Про небесное светило,
Что ползёт на небосвод.

И какое-то блаженство
Навевают небеса:
Если мы, все люди, грешны,
От чего поёт душа?

Отчего костёр пылает
Пред глазами у меня.
Может, я в священном храме
Под названием – Земля?

Может, стоит нам склониться
Перед матушкой – Землёй,
И умыть стыдливо лица
Родниковою водой?

И пока я тяготею
Тяжкой думкой рыбака,
Мой костёр уже чуть тлеет,
И почти дошла уха.

И, уняв в душе волненье
Я, дрожащею рукой,
Попросив благословенья,
Потянулся за ухой…

2001 г

УБИЛ  Я  ДРУГА

В тот вечер роковой, сезон охоты,
Я выехал на зорьке пострелять.
И лаечку – собаку взял в дорогу,
Чтоб уток помогала мне искать.

Все было верно, чинно поначалу,
Уже мерцала в  сумерках заря.
И утка временами налетала,
И я палил, в азарте, часто зря.

И я палил, а лаечка искала,
В глаза мне кротко, преданно смотря.
Она, казалось, словно намекала:
«Ну, похвали, хозяин, ты меня» …

И я в тот день был щедрым на похвалы,
И добрых слов, конечно, не жалел.
Ведь я не ждал в душе своей пожара,
В котором сам чуть было не сгорел.

… Вот треснул выстрел, эхо прозвучало,
И утка вновь забилась в камышах.
Ее собака тут же отыскала
И съела … прямо на моих глазах.

И не было вокруг меня народа,
Никто не крикнул:- «Парень, не спеши»!
Я поднял ствол и жахнул, как в колоду,
И ткнулась лайка мордой в камыши.

«Что, нажралась, тебе все пищи мало…!»
Еще дышала злобою душа.
Но что-то сердце, как тисками сжало,
Что я наделал, может это зря …

1999 г