-Нашим друзьям,-начала очередной урок Снежанна Денисовна,-сегодня предстоит получить еще одно очень интересное вещество.
-Золото?!-оживился Вова.
-Как вы заметили,-продолжила учительница,-вопрос о драгоценностях не заходил на Таинственном острове. Главной драгоценностью там были знания Сайреса Смита,вера и решимость его друзей. И этого было достаточно,чтобы преобразовать окружающий мир. В том числе и при помощи азотной кислоты.
-Но они уже сделали серную.
-Для обустройства будущего Гранитного дворца колонистам понадобилась взрывчатка. И инженер вспомнил о нитроглицерине. А для его получения требуется азотная кислота.
-И они нашли её на своем острове?
-Нет. Но они обнаружили,вернее нашёл юный Герберт, у горы Франклина целые залежи природной селитры. Её относят к нерудному минеральному сырью.
-А почему-нерудному?
-Во многих местах нашей планеты,где есть большие скопления птиц,сама природа создает это вещество из остатков жизнедеятельности. Китай,Индия,Латинская Америка. К примеру,чилийская селитра образовалась из гуано птиц. То есть-биогенного происхождения. Вот такую-то соль и нашли наши герои.
-В состав обнаруженной селитры,-продолжила учительница рассказ,-входит очень важный элемент. Его называют отрицающим жизнь. Действительно,как простое вещество,он не поддерживает,можно так сказать,жизнь. И в тоже время жизнь без него невозможна. Он входит в состав большинства органических соединений. Вот такое противоречие.
-Это ,как использовать,-заметил Димон,-для каких целей.
-А цели у наших героев,как вы сами убедились,самые благородные. Остаться разумными людьми при любых обстоятельствах. Итак,у них оказалась селитра-NaNO3. А серную кислоту,как вы знаете,колонисты уже получили из пирита.
-Сайрес Смит обработал селитру полученной 20 мая серной кислотой и путем дистилляции добился выделения азотной кислоты.
2NaNO3 + H2SO4 --> 2Na2SO4 + 2HNO3.
-Кстати,друзья,колонисты могли бы использовать и второй продукт реакции-сульфат натрия. Его кристаллогидрат -глауберова соль (Na2SO4*10H2O),применяется в качестве слабительного. Залежи мирабилита с аналогичным составом находятся в заливе Кара-Богаз-Гол.
-И всё же,Снежанна Денисовна,зачем они получили азотную кислоту?
-А вот об этом мы поговорим на следующем уроке.А теперь пора в школу!
И друзья неохотно направились в свой гранитный и безжизненный замок.