Инстинкт самосохранения

Александр Иванович Алтунин
       
  Инстинкт  самосохранения заложен природой в подсознание каждого живого существа, как впрочем, и сохранения своего рода. И все, будь то насекомое, животное, птица или рыбы, стремятся в своей жизни следовать этим инстинктам. Никому,  кроме человека, не придет в голову ощущать себя созданием вне природы, имеющим возможность пренебрегать ее правилами и законами.

Подобного рода гордыня - это результат  искаженного  развития цивилизации, человеческого общества.  Потому что среди  диких племен Африки и Азии, Австралии и Америки из поколения в  поколение тысячелетиями передается самое уважительное и трепетное отношение к природе вообще, и непосредственному  ландшафту в частности.  В этих племенах, еще не успевших  заразиться психическими и физическими, психологическими и  нравственными болезнями современного общества, с самого раннего детства каждому объясняется, что он - это  лишь  ничтожная  частичка  на громадной земле, так и в бескрайних просторах космоса, жестко связанная со всем, что происходит вокруг нее. Поэтому необходимо относиться к каждому своему чувству  и  мысли,  действию очень серьезно и осмысленно. Потому что в противном случае за каждую ошибку конкретный человек и даже все его  племя  будут весьма строго наказаны как минимум тяжелой болезнью или  даже смертью.
 
    Как ни покажется удивительным, но именно правильное понимание своего реального (иначе говоря,  ничтожного)  места во Вселенной дает возможность таким племенам и даже целым народам сохранять высокий уровень нравственности. Причем, как индивидуальной, так и общественной. Можно даже выявить достаточно четкую закономерность - чем меньше признаков так  называемой цивилизации имеет место быть, тем выше нравственность  людей и наоборот.

Конечно, не само техническое развитие человечества оказывает   разлагающее  воздействие  на общество, а его совершенно неправильное использование. Чем больше техники получает в свое распоряжение человек, тем сильнее у него возникает иллюзия хозяина и господина Природы, способного вносить в нее "свои" принципиальные изменения, забывая о сотнях  миллионов лет бесконечной естественной и закономерной  эволюции, в которой жизнь всего человечества (даже не отдельного  человека или народа)  -  это  всего  лишь  мгновенная  незаметная вспышка, периодически повторяющаяся согласно воле Высших Сил.

     Если смотреть на человека и его жизнь с точки зрения банального обыденного сознания, то вроде  бы  его  тысячелетний инстинкт самосохранения еще имеет место быть.  Лишь отдельные больные шизофренией в период обострения своей психической патологии способны быть агрессивными к  себе.  Рассудок  такого больного под воздействием слуховых галлюцинаций или  бредовых идей расстраивается, и тогда последствия  могут быть самыми непредсказуемыми и неожиданными, своеобразными и  драматичными.  Это может быть лишение себя зрения, любой части тела или жизни вообще.

      Никому в здравом уме не придет в голову умываться кислотой или кипятком, брать в руки ядовитые или радиоактивные  вещества, прыгать с высотного здания или совершать еще какие-либо явно неразумные и нелепые поступки. И в то же время последнее десятилетие жизни нашего  общества  отмечено  как  раз тем, что очень многие почти ежедневно уничтожают  сами  себя, медленно, постепенно и поэтому как будто  незаметно.  Наводит на серьезные и очень грустные размышления даже не тот факт,  что многие как жили неправильно, так и продолжают  опускаться ниже и ниже в психологическом и нравственном плане, а то, что к этому достаточно значительному  числу  весьма  стремительно до-бавляются все новые и новые люди, уже не тысячи и  даже  не миллионы, а десятки миллионов! Причем каждый год в  геометрической прогрессии. А  почему?  Потому  что  от  статуса "царя природы" полшага до ощущения "царя народа",  когда  каждый  считает, что именно он и только он такой особенный и  уникальный и поэтому имеет право небрежно и  безразлично  относиться  не только к формально неодушевленной природе, но и к другим  людям. 
 
        Весьма опасное заблуждение. И не только для общества  в целом, но в первую очередь для  этого  конкретного  человека, возомнившего себя, грубо говоря, "шишкой  на  ровном  месте". Природа весьма разумна и целесообразна и  поэтому  далеко  не безразлично относится к "фокусам" как любого отдельного человека, так и к целым народам и странам, не говоря уже о  человечестве в целом.  Ее наказания бывают растянуты во времени и в пространстве, поэтому не воспринимаются должным образом, суженным сознанием отдельных людей, а порой и целых  народов... Но это отнюдь не означает, что наказания нет  на  самом  деле или оно лишь случайное стечение обстоятельств.

К сожалению, современные средства массовой информации в подавляющем большинстве своем не только не способствуют созданию правильного мировоззрения у общества хотя  бы  в  аспекте самосохранения, но чаще отнимают даже те  жалкие  философские крохи, что еще остались лишь в некоторых,  еще  не  до  конца развращенных и деградированных умах. Всегда был, есть и всегда будет закон причин и следствий, в силу которого любое действие конкретного  человека  (или  любого  другого  существа) всегда вызывает определенную реакцию в Природе.  При этом существует жесткая предопределенность в прямой зависимости типа реакции Природы от вида действия людей.  Хорошее всегда вызывает положительную реакцию, а плохое - аналогичное ему. 

Другой вопрос, между действием человека (его чувством  или  мыслью, желанием или стремлением, словом или поступком) и  ответом Природы на него может иметься продолжительный  промежуток времени, который вводит непосвященных  в   заблуждение  относительно  их связи между собой. Например, сделал человек подлость, а спустя полгода заболел.  О  своем  поступке  он,  может быть, уже и забыл (но не Природа!) и поэтому склонен рассматривать свою болезнь как случайное стечение  обстоятельств,  а не как результат его предшествующей жизни.

При этом есть один маленький, но весьма важный момент - это то, что конкретный человек считает хорошим и что  плохим, что приемлемым для себя и что нет. Человек с искаженным и деформированным мировоззрением может очень многое  считать  для себя допустимым, что выходит за рамки не только  Космической Этики, но и просто житейских норм  поведения.  Так,  например, почти все психически здоровые "серийные" убийцы,  на  совести которых десятки человеческих жизней, считали себя  не  просто хорошими, а одними из лучших людей нашего общества...

Уже много тысяч лет назад наиболее мудрые представители человеческого общества установили жесткую закономерность между жизнью человека в настоящем времени и будущем. Иначе говоря, все, что мы делаем сейчас, спустя некоторое время  (известное лишь Высшим  Силам  и  ими  же  определяемое)  возвращается к нам же, но в  весьма  закамуфлированном  виде. Это могут быть "случайные" удачи и находки, особые встречи  и открытия, подарки и награды, ситуации радости и счастья,  события, поворачивающие нашу жизнь  в  гораздо  более  приятное русло и т.д. Но с такой же вероятностью и неотвратимо-стью нас настигают неудачи и поражения, утраты и расставания,  разочарования и несчастья, несчастные  случаи  и  болезни,  боль  и страдания, самые различные драмы и трагедии.  И мы сетуем  на несправедливую судьбу, хотя на самом деле мы то, что сами посеяли, то сами (а порой и наши дети и даже внуки) и пожинаем.

Есть еще один интересный нюанс.  Когда мы неосознанно  творим зло, то Природа нас за это наказывает тоже в обязательном порядке.  Другой вопрос, что за сознательное зло наказание  бывает более суровым.  Но с другой стороны, если по чьей-то голове один раз ударили палкой специально, а второй раз случайно, то от этого второй раз голове не чуть  не  легче,  чем  в первый. Человеку также больно и неприятно.

Если же говорить по большому счету, то человек чаще всего не ведает, что творит.  Каждый из нас вольно или  невольно доставляет тем или иным людям из своего окружения  различного рода неприятности.  В их число входят даже подсознательные (а уж сознательные особенно) чувства зависти и мести, ревности и раздражения, эгоизма и неуважения, грубости  и  бестактности, равнодушия и жестокости, несправедливости и  неблагодарности, злости и ненависти, спеси и чванливости, высокомерия и  властности, тщеславия и язвительности, упрямства и  злопамятности и еще многих-многих отрицательных эмоций и чувств. А уж если мы сознательно развиваем в себе какие-либо из этих чувств, то это еще более высокий уровень ответственности, как  перед Природой, так и перед самими собой.  Юрист, совершающий преступление, достоин двойного наказания...

Природе безразличны наши мотивы и аргументы, объясняющие или как-то оправдывающие наши плохие мысли, чувства и поступки.  Ничто не может оправдать человека: ни талант, ни  интеллект, ни деньги или власть, ни возраст и  социальное  положение, ни профессия или вероисповедание.  При  этом  не  обязательно грабить или убивать, изби-вать или насиловать.  Достаточно высказать бестактную мысль или  использовать  небрежную интонацию, воспользоваться тем, что нам не предназначено, обидеть или унизить, прямо  или  косвенно  притеснить  чьи-то права и интересы, неоправданно увеличить чьи-то  обязанности, пройти мимо несчастного и страдающего, ввести в  заблуждение, обмануть, обсчитать или обвесить.  Иначе говоря, любым способом доставить прямую или косвенную даже самую  незначительную неприятность кому бы то ни было, даже самому ничтожному и презренному (с вашей индивидуальной точки зрения, но не Высших Сил!) существу и потом получить за это "свое".

Пришли к мудрецу две женщины.  Одна говорит: "Грешна -  изменила мужу", а другая говорит: "Я страдаю, а никаких  грехов у меня нет".  Мудрец сказал женщине с одним грехом: "Найди самый большой камень и принеси его  мне".  "Безгрешной" он сказал: "Принеси мне все  мелкие камни, что встретятся  на твоем пути". Когда они выполнили его первое указание, он сказал им: "Ты унеси свой камень обратно на его место.  А ты положи все свои камешки на их прежние места".  Первая вернулась и рассказала о выполнении задания.  Вторая не  смогла  выполнить его задания - она не помнила всех мест, где  брала  мелкие камешки.  Когда об этом узнал мудрец,  он  подвел  итоги: "Вот так ты не помнишь и о всех  своих  мелких  прегрешениях. Поэтому иди и больше не говори, что у те-бя нет никаких грехов".

Мне представляется очень интересной эта история, потому что она касается абсолютно всех  нас.  Но  народная  мудрость подсказывает нам, что "не ошибается только тот,  кто  ничего не делает", но при этом "глуп не тот, кто ошибается,  а  тот, кто своих ошибок не признает", а, следовательно, и  не исправляет их своими добрыми и бескорыстными делами, от которых кому-то становится светлее и радостнее, легче и спо-койнее.

Так что инстинкт самосохранения у человека должен быть уделом не только его подсознания, а иметь  совершенно  сознательные и на самом деле целесообразные формы проявления, если он действительно желает полноценно жить, а не жалко  и  презренно прозябать.