Рассказ 3. Головняки на концертах

Джеймс Александр Даркфорс
  А было дело в Тюмени. Год стоял на дворе, кажется, 2003 или даже 2004. Нет, всё-таки 2003, да. И было лето, вот что ещё. Анжей тогда повёз свой состав DAY TRIPPERS в Тюмень, и организацией концерта занимался Ник Рок-н-Ролл, у него уже опыт был в организации концертов. Ну, и клуб «Белый Кот» был. Ник (спасибо Спайсушке, которая все свои связи вырулила тогда, чтобы этот вопрос решить) сказал: «Ну, давайте, сделаем. Я не против». Райдер устроил (Анжей неприхотливый по бытовой части, с аппаратурой вопрос тоже легко решили). Ну, в добрый час, значит.
  Сразу же надо предупредить, что тогда выступали не только DAY TRIPPERS, и позже Бэби Спайс говорила, что Анжей очень вдумчиво относился к этому предложению, зная некоторые «пятна биографии Николая Францевича» (это Анжей про «Русский Прорыв»). Но опасения были напрасными, за исключением Анжея и его компании на мероприятии особо политизированных формаций не было, по большому счёту. «Бытовушные» панки не в счёт, они в политике, как свинья в апельсинах. Анжей согласился и поехал. Двадцать пять минут чистого выступления (немного времени на саундчек, но это вне программы). Агрессивный драйв и резкие, часто политизированные тексты. Весьма зажигательное шоу, хотя хоррор не планировался изначально, это я на всякий случай поясняю.
  Просто Ионыч приехал – греко-ортодокс, правак и известный по Москве хулиган, особенно, когда выпьет хорошо. Это тот самый, которого у Анжея в компании Лешаком называли просторечно. К слову, сейчас он остепенился, пишет книги по военной истории, обзавёлся детишками… Ну, и музыкой тоже продолжает заниматься, а также (попутно) искоренением старой про него мифологии. В молодые годы ведь Ионыч такие кренделя выписывал, что дух захватывало. Один раз хиппи в сугроб закопали с приятелем, была такая история (вообще к уличным неформалам Ионыч относился не очень хорошо тогда). Бывало, что Лешак оденется поприличнее, в метро спустится и мента отловит, типа он из ФСБ. И урны у станции заставит проверять – документ, мол, пропал секретный. Менты на это велись, что странно. С приятелем тоже водку в вагонах-ресторанах конфисковывали иногда (типа, мы из транспортной милиции). А один раз они вообще спели гимн СССР, а публика сидит и слушает, а не поёт – так они газовые пистолеты достали и заставили всех встать и петь. Ионыч потом доказывал, что это было давно (и неправда). Ну, а то, что его концерты года четыре, не меньше, без драк не обходились, это давно известно. Поэтому чаще всего Лешак выступал где-нибудь на квартирах, а клубы не любил – было, из-за чего (с его-то точки зрения). Правда, на тот момент, когда «было шоу», по ходу, Ионыч уже музыкой интересовался не очень сильно, религия верх взяла. Но именно из-за религии всё и началось-то. Анжей же у нас известен, как завзятый сатанист, магией интересуется тоже, это со счетов не спишешь. Ну, и анархизм его жёсткий, западнический – не без того, как в песне поётся.
  Так вот, Ионыч регулярно устраивал на концертах Анжея дебоши, например, вырывал провода из гитар (звукореж, понятно вырубает канал – фонящий провод не особо полезен для аппаратуры). Бывало, что и драться лез. Не всегда именно он, но и его друзья тоже (про других «героев» потом поговорим, сначала про Ионыча). Из-за этого Анжея не очень хотели приглашать некоторые московские клубы (как «Китайский лётчик Джао Да», например). Понятно, что поляк был на Ионыча и его друзей ужасно злющий – а я бы на вас посмотрел, как бы вы в такой ситуации к людям относились. Так что, если Лешак оказывался у края сцены и брался рукой за провод – очень высока была гарантия, что в случае несвоевременного подхода охраны он получит от Анжея или Ника Деисайда «профилактику от гриппа» или микрофонной стойкой по калгану. И получал не раз. Это дело Анжею за несколько лет «войны» настолько надоело, что после одного из концертов, пока охрана Лешака оттаскивала и за Дениску Дятла Иваныча принималась (знатный был черносотенец тоже, ДятлЪ этот самый)… Так вот, поляк сказал: «Ещё раз этот урод мне шнур вырвать попытается, я его на софите повешу». Тусовка тогда ставки делать начала, повесит или нет (шучу, никто не предполагал, что такое может случиться, Анжей всё-таки не полный отморозок, чтоб живых людей на сцене вешать, такого и Джи Джи Оллин не вытворял, а он пострашнее всё-таки будет). Знатоки говорили: «Ну, ещё раз ему в бубен даст – и дело с концом».
  Так вот, в Тюмень прибыли Лешак, ДятлЪ и ещё кто-то там. Так, субтильные ребята, если в плане духовности, что называется. Бойцов основных было два на самом деле. И вот они-то и отличились. Терпели недозрелую панкоту, которую тоже вряд ли любили (ДятлЪ просто на дух не переносил). Сеты всех групп – примерно по полчаса. Выступило групп так пять разномастных – итого, если с саундчеками, два с половиной часа, ну, может быть, чуть-чуть побольше. Ионыч, ДятлЪ, дружки их тюменские (эти парни с Тюмени были, про которых я тут выше обмолвился, хотя один, кажется, с Новосибирска был, надо будет у Вики Вахрушевой когда-нибудь узнать поподробнее, она тоже там Анжею помогала со впиской)… В общем, патриоты раз по пиву, два по водке, а на третий самогонки – и все бесстрашные, как львы, особенно в бой рвался, как ни странно, ДятлЪ. Правда, один из тех парней, Дёмыч (вот он-то, кажется, не из Тюмени тоже был) – этот, как медведь в мультике «Волк и телёнок», пытался Лешака с Дятлом отговорить от их затеи: мало ли, что там будет (хотя потом тюменцы и Дёмыч на каком-то сайте божились и клялись, что про то высказывание насчёт софита слыхом не слыхивали ничего).
  Подходит сет DAY TRIPPERS. А мир-то не без добрых людей, как известно, и Анжею уже кто-то сообщил, что Ионыч прибыли. Он выходит на сцену уже не сильно добрый, и публика понимает, что сейчас тут кого-то будут хорошо так валтузить. Понятно, кого. Саундчек пропускаем – пока Лешак с Дятлом к сцене добирались, там уже всё было отстроено полностью, Анжей этот процесс контролировал очень чётко. Так что сет начинается. Анжей заявляет всем: «Привет от старых штиблет». Как бы ничего, если он на самом деле сильно злой, может так "поприветствовать", что уши завянут. Спайсушка даёт счёт хай-хэтом – и понеслась по кочкам. Панки перед сценой прыгают, слэмить пытаются даже, и в этой не очень большой, но активной толчее к сцене храбро ломятся Лешак, ДятлЪ и их дружки. Лешак добирается до сцены и пытается сбить поляка с ног, но не тут-то было: Ник Деисайд подбегает туда, и они с Анжеем в момент сбивают Лешака с ног и начинают ему руки крутить. Мамочка в этот момент героически напинывает Дятла по «вывеске» и по груди, не давая выбраться к сцене. Ионычу напяливают на бестолковку мешок из-под муки и накидывают на шею петлю, после чего бедняга взмывает под потолок. Туса перед сценой в шоке, естественно. Группа продолжает сет, Лешак дёргается на верёвке, ДятлЪ и компания лезут на сцену, периодически получая от Ника и Анжея по башке то микрофонной стойкой, то с ноги. К середине выступления охрана эту шоблу из зала всё-таки удаляет, и сет завершается, после чего Лешака всё-таки спускают вниз. Он, конечно, остался живой – его на цирковой лонже закрепили (в мешке сзади дырка была для этого), просто лонжа была так закреплена, что её из зала не видно было: такие штуки в хоррор-шоу используют, чтобы повешение выглядело правдоподобнее. Даже без мешка это смотрелось бы вполне себе «весело». Обрыв лонжи был исключён: софит надёжно закреплён, лонжа крепкая, выдержит центнера два с половиной только так. Анжей же не хотел убивать Ионыча на самом деле (ещё срок потом – на хрен надо). Он просто хотел показать, что не трепач – и показал.
  Организаторы, естественно, не в меньшем шоке, чем публика – даже Ник Рок-н-Ролл за кулисами нервничал в полный рост. А после концерта он к Анжею подошёл и попросил его больше таких номеров не откалывать. Анжей извинился, конечно – организаторам он зла не хотел ни в коем случае. И пообещал Нику, что больше так не будет.
  Годом позже (почему некоторые путались в датах, связанных с инцидентом) скандал был окончательно исчерпан, поскольку был разговор в Москве с одним человеком неплохим, который сказал, что вопрос исчерпан окончательно. Лешака с тех пор на концертах «Music & Drive Association» видели от силы раза два или три за всё время, и к сцене он уже не подходил. Что же до Дятла и его дружков, то они сами же рекомендовали всем своим знакомым больше не то, что не бузить – вообще не появляться на этих концертах, чтобы не пиарить это дело. Сразу после Тюмени. Хотя нельзя сказать, что сразу вся «Белая Гвардия» этому примеру последовала – практика хулиганства на концертах «MDA» время от времени продолжалась и после этого. Да и новые люди приходят. Не одного Лешака Водецкий раздражал.
  Ещё одним выдающимся деятелем этого «чёрного списка» был Евпатий – нацист из Москвы, тоже музыкант. Его настоящее имя – Денис Герасимов. Этот прославился систематическими дебошами ещё больше Лешака. Тоже не раз влипал в драки, а уж, сколько оскорблений в разговорах он бросал в адрес Анжея, можно не считать. Со своими приятелями Евпатий колобродил по полной, стоило ему попасть на концерт «MDA». До серьёзных последствий дело всё-таки не дошло – после Тюмени ещё один скандал такого масштаба был поляку совсем ни к чему, так что всё решилось уже куда банальнее – на кассе и охранникам показывали харю Дениски, давая понять, что его здесь быть не должно. В клубах сразу понимали, что Анжей просто так не треплется, да и Земля слухом, знаете ли, полнится. Итог проще пареной репы – Евпатию просто не получалось бузить. Хотя за несколько лет упорной борьбы с «этим польским уродом» была масса событий, и драки среди них, повторюсь, тоже были – охрана «Точки» не одну такую драку разняла.
  Долгое время в такой же жёсткой конфронтации с «MDA» состоял и национал-бард Александр Непомнящий. Этот, впрочем, в драки редко лез, а под последние годы стал куда больше уделять внимания молитвам. Хотя резких высказываний и после ухода с «театра венных действий» он написал немало. В поздние годы Непомнящий как-то формально дистанцировался от этой борьбы, но данный факт объяснялся проще некуда: не до «MDA» стало. Тем не менее, замечу, он «до упора» находился в «чёрном списке» агентства, как и Евпатий, ДятлЪ и вся остальная гвардия патриотическая.
  Кстати, именно из-за этого рождались легенды в стиле «стрельбы по публике» (была – из страйкбольного оружия) или фэйс-контроля на предмет патриотической символики и «гимнастов» (не было, была рекомендация админов клубов, что в таком лучше не стоит приходить). Это не способствовало полному прекращению драк и протестов – хотя драк всё же поубавилось, а пикеты проходили на безопасном расстоянии. Хотя бывало и после прекращения «большой войны» всякое – чем обычно страдали молодые да ранние.
  Бывали и курьёзы посильнее – чего стоили рассказы про актёра Александра Михайлова, который… молился за участников акций «MDA», как за заблудших. Так сказать, «Мне вас жаль» в оффлайне. Про Интернет и прямое «мне вас жаль» – немного попозже. Сейчас про молитвы. Так вот, с Михайловым – то Богу с Богиней больше ведомо, а не мне, а вот то, что такие акции были, это факт. То есть реально были такие случаи, когда собиралась инициативная группа – и под самую дату какой-нибудь акции. Реально люди вставали на колени и молились. Песнопения духовные были – как в 2006 году, когда «Against The Fake Antifascists» проводили. Анжей тогда взял матюгальник и спел «Интернационал», ему там даже подпевали. Там-то на колени, разумеется, никто не вставал, но акции с молитвами именно в таком формате (на коленках) были. Подтверждённых случаев таких, конечно, было мало.
  Что же до медийной войны, то с этим делом всегда не было проблем. Статьи в бумажных СМИ и в Интернете, «анти-сайты» (и такое попадалось в Сети). И даже оскорбления на форумах, ведомых самими участниками «MDA», хотя чаще всего таких «шутников» после первого же «вяк» ждало торжественное препровождение в бан. Но не перевелись ещё на Руси трололо храбрые и патриотичные, как говорил Анжей. Поэтому работы модераторам хватало всегда. Ну, а сколько было написано про Анжея и его агентство, да и не только про него, на «верующих» сайтах… Это было нечто весьма ужасное. Как говорится, теперь Волшебный Кролик мог с чистой душой уходить на пенсию. Ибо то, что сочиняли про Анжея, было намного страшнее.
  - Ты ведь помнишь, Урфина Джюса, – говорил он мне как-то раз, когда мы сидели у него в студии. – Ну, помнишь, пир этот, когда Балуоль мышей и пиявок делал по особому рецепту? С нами такая же история была абсолютно. Кто-то вдавался в подробности, что тот самый револьвер предназначен для страйкбола, и больше выбитого глаза травму вряд ли реально сможет нанести? Разумеется, нет. Что нас не представляют выездной скотобойней, мне представляется странным. Про SKELETON SKELETRON что писали, ты знаешь. Вон, посмотри на форуме сайта их, там есть в архивах переписка Борботько с какими-то уродами по поводу той истории с татуировками. Так же и по поводу драк. Я на концерте пнул под ж**у какого-то придуря, который на сцену полез, чтобы меня от микрофона оттолкнуть – на «Радонеже» эфир сразу, и там чуть не репортаж из палаты, весь в гипсе и с гирей на ноге прямо. Про Бабкину тоже эти истории – ей Ник не дал ему по «вывеске» треснуть как-то раз (не сошлись в толкованиях одного места из Святого Августина). Ну, дали ей банан на нашем форуме после первого же поста – чтоб не хамила. Так бучу развернули хуже, чем после Тюмени…
  Но вернёмся к нашим баранам. Так вот, было кое-что ещё помимо того, о чём я тут рассказывал. Из области медийной войны. Угрозы. Дело в том, что на соцсетях, а кому и в форму связи на той же «Прозе-Ру» писали угрозы найти и «парезать суку» (орфография авторов). Рассказывалось, как там кто-нибудь в Омск приедет, найдёт там этого «урода» и «того, значит», как усмехался Анжей, всегда приводивший в подобных случаях анекдот про Леопольда и «мышку-наружку». Приводить угрозы в исполнение хватало тупости только у тех, кто совсем тронулся умом, обычно «предъявы» шли по другим поводам – чаще всего надуманным. Ну, или оборзевшие нацисты. К счастью, до серьёзного исхода не доходило. Но бывало всякое.
  На концертах, к слову, был ещё один «геморрой»: «квинсота». К числу «врагов с оружием в руках, вина которых не требует доказательств», они не относились, конечно, но это-то и составляло проблему: в фильтрацию они не попадали, а выступлению группы могли помешать. К тому же они частенько портили настроение остальным посетителям концертов, не говоря уже о провоцировании драк и порче имущества концертных точек. Стоит ещё раз отметить, врагами они не были. Даже дружили с людьми из агентства. Но с этим надо было что-то делать. Впрочем, в «чёрный список» такие люди попадали только личным порядком, и случаи такие были редкими. Если, например, человеку уже не раз было сказано, чтобы не вылезал на сцену и не мешал группам выступать. Или просто для пущего бардака что-нибудь портил и драки провоцировал. Больших конфликтов с этой средой не было – от силы неприязнь «квинсов» (и взаимность от визави) по отношению к «попсовым» для «реальных пункеров» HEART OF GLASS. Самый крупный конфликт – к счастью, никогда не доходивший до кулачных боёв, – был у Анжея с Улан-удинским ОРГАЗМОМ НОСТРАДАМУСА, он продлился до самой смерти их фронтмена Угла. Но в целом это был, скорее, просто «зуд», а не головняк. Проблему это могло вызвать только в случае, если на площадке в прошлый раз учинили погром пьяные «квинсоиды», и «точка» отказывала в возможности проведения концерта. К району 2007-2008 годов об этой проблеме в Омске можно было говорить в прошедшем времени, так как «квинс» тогда начал распадаться: кто уходил в «обычные» люди, а кто – в покойники. В центровых городах Анжей на тот момент считал «квинсоту» нежелательным контингентом, так как из-за них на концерты могла отказаться ходить вменяемая публика. Да и просто лучше было дистанцироваться от них, чтобы не смешивали (хотя бюргерам и «БЛТЧК-школоло» это не мешало и дальше этот «коктейль» смешивать и взбалтывать по своему вкусу).
  «Блатячка», уж коли мы к ней перешли, была головняком не только для Анжея, не желающего присутствия на своих концертах явно посторонней, да ещё и агрессивной публики, идущей сюда драться и портить «ниферам» настроение. Здесь, как сам поляк говорил в таких случаях, использовался «сплошной фильтр». Распознали, как «БЛТЧК» – на следующий концерт тебя просто не пустят. Нередко к этой публике действительно относились жёстче, чем к фашистам, поскольку у фашистов хотя бы идеология есть, а у «блатняка» – желание вытрющиться покруче и «опустить» тех, кто не с ними. Но и для них не существовало чётко прописанного дресс-кода. Служба безопасности агентства распознавала эту категорию по повадкам, и подобным компаниям при любой удобной возможности перекрывался вход на мероприятия. По большей части немногочисленные проблемы с наиболее агрессивными гопниками и прочей подобной публикой были на улице, а у зарегистрированных в соцсетях – в Интернете, когда тебе приходилось периодически удалять из личной переписки и комментариев к фотографиям подписи оскорбительного характера и угрозы. Но в Интернете этими угрозами занималось «школоло», которому делать больше нечего, и оно просто сливалось в «чёрный список», а в сообществах получало «бананы».
  Реальных случаев жёсткого насилия всё же было намного меньше, чем об этом говорили оппоненты Анжея, и не все они были на религиозной почве. Если с подобных претензий не начинал сам оппонент, конечно. Стоит заметить, что для легенды хватало и того, что было, а также жёстких заявлений в медиа и в Интернете. Это и становилось причиной для церковных чинов и их светской поддержки объявить, что в «MDA» якобы действует секта. А так как агентство часто собирало вокруг себя своеобразную публику, то подозрения на «сектантов» для «некоторых» только находили подтверждение, и этого хватало только так для создания мифа. И символика тоже давала себя знать. Как говорил Анжей, это было «издержками акционизма», но об этом – как-нибудь в другой раз. Да и не только же из-за Анжея это всё рассказывается.