Сеянка...

Андрей Оноприев
   Мы сидим под навесом, что еще дед сделал прямо за летней кухней, чистим сеянку. Мы это я, двоюродная сестра Таня и бабушка Настя. Сидим мы вокруг стола, на котором горой навалена сеянка.
    Сеянка – это маленький лук, лучок можно сказать. Он вырастет из семян. А из нее, из сеянки, если ее посадить вырастает уже большой, обычный лук. Так вот, чтобы сдать ее на приемный пункт или перекупщикам, сеянку надо почистить, то есть обрезать подсохшие корешки и бодылку, и рассортировать на мелкую, среднюю и крупную.
      Крупную не примут, потому что из нее чаще всего вырастают трубки, то есть такой лук в виде трубы. А наверху у него зреет шар из семян. Поэтому крупную сеянку либо используют как обычный лук в пищу, либо для получения семян. Больше всего ценится средняя сеянка. Из нее получается средний и крупный лук.
      И мы сидим вокруг стола с ножами в руках и перебираем сеянку. Занятие это монотонное, трудоемкое, но руки уже автоматом всё делают сами. Но остаются свободными рот и уши. Поэтому мы с Татьяной периодически раскручиваем бабушку на рассказы и байки.

- Ба, - говорю я, - вот правда, что есть такой зверь, что может корову убить?
- Андрий, ты ж у нас товмач? – то ли спрашивает, то ли утверждает бабушка. Я обижаюсь.
- Ты тильки не обижайся – продолжает она, - бо товмач, це ж така дюже умная людына. Такый чоловик, або жинка, шо знають по иноземному. А ты у нас в англицкой школе навчаешься. Я потому и кажу шо товмач. Товмач, то товмач, а не знаешь про таку опасную змиюку, як Жовтобрюх. Вона маеть на кинце хвоста таку гарну шишку. И цей шишкою может вбить быка. И цей Жовтобрюх вин такый быстрый, може скакать як лошадь.
- Да ну ба? – встревает Таня. Она старше меня на два года, учится в пятом классе и наверное что-то про змей им уже рассказывали. – Как же он может скакать, он же без ног ?
- Вот ты слухай мине,  не пербивай, - бабушка недовольна. – Цей Жовтобрюх, вин подтягуе свою шишку, отталкиваеться вид ней и прыгаеть. И може делать це дюже швыдко. Як шо ты захочешь вид него вбегти, вин тоби зараз догнит. И тильки если ты будешь бегти на сонце, тильки тогда вин тоби не побачить. Бо вин на сонце слепне.
- А у него, что пузо жёлтое? – спрашиваю я.
- Да, вин весь такый чорный, а брюхо у него жовтое.
 
   Бабушка замолкает. И мы тоже. Каждый думает о своем. Я, например, представляю, что я пошел на речку ловить рыбу. Иду один такой по степи, вдоль берега. И вдруг вижу – на меня несется Желтобрюх. Я пытаюсь убежать, но он, отталкиваясь от своей страшной шишки, догоняет меня. И тут я вспоминаю, что надо бежать на солнце. Бегу, задыхаюсь, но зато страшный желтобрюх совсем ослепнув от солнца, отстает от меня и …

- Андрей, давай принеси еще сеянки, она возле теплицы, - меня вырывает из фантазии голос сестры. Я иду к теплице за сеянкой, набираю ее руками, нечищеную, в ведро. Приношу к навесу и высыпаю на стол. Мы продолжаем чистить. Теперь заводит Таня:
- Ба? А вот Катька Погребнячка рассказывала, что у нас в речке водится сом, которому уже сто лет и он может Человека съесть!
- Та ты бильш её слухай, - отмахивается бабушка. – Сейчас ричка маненька, вин бы уж усю рыбу бы тут сожрав, та и пивстаницы також. Вот у семидесятом роци, Билая наша була в два раза бильше, и наш дед пийшов до рички смолить. Колы дывиться и бачить, якось бревно зачепылось на перекате и лежить. А печку надо же топыть. Вин думае – ось як гарно. Пийду вытащу бревно. Хай воно пидсохне, а потим я его попиляю, та и на дрова поколю. Пидходить вин до того бревна. А вон як дернется, да хвостом по воде. Дед спужався, бо це був такый здоровый сом!. Вин побиг до суседей, воны з вилами назад, да тильки вже и немае його. Соскочив видать с переката и уплыв… Та ще було, что утей, та гусей, таскав другый сом. Потим его Васыль Несветайло впиймав. Но вин був метра полтора. А тот шо дид бачив, тот метра три. Оце було – знаю. А то шоб сом людину сожрав, так то сказки.
    Опять все замолкают, думают. Воздух постепенно раскаляется и к полудню становится жарким невыносимо. Поэтому меня бабушка отпускает на речку к пацанам, а Таня бежит к подружкам…