С самого Благовещенья души крутояровских крес-
тьян пронизаны светом, теплом, радостью. Ранняя вес-
на да тёплое Благовещье – уже радость: к скорой травке.
А у ж от Благовещенья всего одна седьмица до страстной
недели и две до Пасхи... Не каждый год складывается
так. Потому и радость.
На Благовещенье – запрет на всякие работы, как на
Святки. Всё нужно сделать накануне. Поэтому 7 апреля и
готовили пищу, набивали постели новой соломой, а зим-
нюю сжигали, готовили-пережигали «благовещенскую»
соль, собирали золу из печи и от постелей, всю ночь не га-
сили в избе огней.
7 апреля, на Благовещенье, принесла Аграфена Пого-
релова из церкви освящённую «благовещенскую» соль и
просфоры, согнала кур с нашестов, чтобы к Пасхе нанесли
яичек; Кулыгины выпустили на волю пойманных прежде
лесных птиц.
Всё Крутоярово с заходом солнца погрузилось в су-
мерки и растворилось во тьме. Ни огонька. После Благо-
вещенья никто в избах не зажигает огней.
В Вербное воскресенье принесли хозяйки из церкви
пучки освящённой вербы: мальчишки отхлестали девчо-
нок вербами и...
Занятия в церковно-приходской школе к этому вре-
мени закончились. Детей распустили до следующего учеб-
ного года и...
Началась страстная неделя!
Самая томительная, сладкая и долгая. Каждый день
страстной седмицы (недели) – Великий; Великий поне-
дельник, Великий вторник и так далее. А заканчивает-
ся страстная неделя Светлым Христовым воскресеньем,
Пасхой. Окончание Великого поста, приближение праз-
дника, предвкушение скоромного и составляет причину
сладкой истомы.
Во вторник, 14 апреля, Аграфена с Дарьей тайком
от мужиков кормили утром корову с телятами «сочёным
молоком» – толчёным конопляным семенем, добавлен-
ным в пойло.
В среду пригодилась и мартовская водичка: вода из
натаявшего первомартовского снега, которая до сей поры
стояла в закрытой бутылке в погребе. Её подсолили про-
шлогодней «четверговой» солью и обрызгали ею скотину.
Всё Крутоярово чистилось и приводило себя в поря-
док с понедельника страстной седмицы. Но как-то так уж
повелось: в понедельник рано мыться и чистить избу – до
Пасхи ещё вон сколько!
Во вторник – ещё успеется! Среда – самый раз, но ока-
залось много подготовительной работы. А вот Великий
четверг, Чистый четверг – отступать некуда: после чет-
верга избу не метут до Светлого Воскресенья.
Скоблят ж е н щ и н ы половицы и столешницы, меняют
половики и занавески, пережигают «четверговую» соль,
которая от всех болезней и порчи.
Гаврила Погорелов рано утром в четверг, до восхода
солнца, потряс в сарае соху, взял подготовленные зара-
нее горшок и кувшин без дна и надел на колья в огороде –
для предохранения кур и цыплят от коршунов и других
хищников.
Аграфена облила утром детей водой, принесённой но-
чью из реки. Дети с визгом носились по двору. Затем все
домочадцы умылись водой, в которой лежала серебряная
монетка, – «через серебро».
Так началось утро Чистого четверга, а затем каждый
из Погореловых занялся своим делом: Ванятка кормил
петуха с печной заслонки, а кур – из обруча; Пантелей с
Данилой окуривали можжевельником хлева и скотину;
Гаврила топил баню, Аграфена с Дарьей занимались ку-
личами и избой.
Вечером Дарья с Аграфеной отправились в церковь
освятить «четверговую» соль и свечи.
Великая пятница была постной и суровой.
И наконец-то, с субботы на воскресенье, в полночь,
зазвонили колокола, захлопали выстрелами ружья охот-
ников, заполыхали бочки со смолою, посыпались, как
груши, бесы с колокольни.
Толпа в ограде церкви качнулась и выдохнула: «Хрис-
тос Воскресе!»
Ликуя и нарастая, тысячи голосов, не растворяясь в
колокольном звоне, неслись навстречу утренней заре, но-
вому дню: «Христос Воскресе!»