Экстренная хирургия

Георгий Тарасов
 Бля , мужики . это ****ец…Это…Я, бля…Это ж охуеть что будет , ну бля , просто аут…Вы только подумайте , а ? Ведь просто пиииздееец…Ну , бля…
 Юра !   Я так понял ты о грядущем дембеле ? Да ?
 Неее, бля , хули ты понимаешь ? Я , бля…
 Виноват , неточно выразился – речь о том , что жизнь на гражданке будет лучше , чем сейчас , да ? И у тебя дух захватывает от возможностей , которые перед тобой откроются ?
 Козёл…Да.
 Надо Юру знать , чтоб не впасть в прострацию – мне просто лениво было ждать , когда закончится вводная – все , что я нашептал – он бы сам сказал . Минут через пять – причем приличным литературным слогом – он обычно так и говорит…
 А ясно было одно , но зато уж досконально – что- то кольнуло его в глаз и увидел он ,что - то , что будет – шире степи , ярче мечтаний – перед ним – вся вселенная – точное , гарантированное освобождение от рабства . А вводная – оттого , что кольнуло неожиданно…Озарение…Он вдруг отчетливо и предельно ясно увидел , что хлам животного существования , пропитанный страхом , усталостью и ненавистью , слетит с нас и начнется – Жизнь…Тогда нам казалось , что это – именно – так.
 Ночь…Сумрак сгустился под высоченным потолком – только лампа над койкой и в сумраке –медно – золотые шторы , чуть не задернуты и видения , образы , все равно скользят они по влаге глаз , даже не рождая слезы –ничто не поможет – это называется – Ждать…Ты не пускаешь в душу отчаяние – обманом и хитростью , ты уводишь от него мозг – руки движутся и голова симулирует размышления , ты даже делаешь что-то полезное , но все это – бег от того , чтобы не услышать фамилии – Бесконечное…Вот тогда станет совсем страшно…Там у ожидания была другая фамилия – Дембель . В ночь с 30 июня на 1 июля я должен вылететь за ворота…Это – крайний срок…Было страшно , но – не совсем…Маячил – срок…А здесь сроков нет…Неизвестность…И я кружу и кружу по сумеречной комнате , осторожно опуская лапки , чтоб ненароком не наступить на фамилию Бесконечное… Бесконечное Ожидание…
 Заверещала мобила – звонок – это не оттуда , не от нее , мне это не надо…Я жду звяк вызова , чтоб рвануть к компу или телефону и коснуться – пока хоть так…Пока не кончилось Ожидание.
 Скосив глаза на экранчик –вижу – JURA …Можно прочитать  как Джура – все таки на востоке служили…И я зову его так уже четверть века…Полгода не звонил…
 Салям !
 Привет , брат…
Он здорово пьян , чуть не из мобилы разит и фоном щелкают флагеллантские бичи истерзанной совести .
 Вот ты мне скажи – пить бросить – имеет хоть какой- то смысл ? Вот у тебя были проблемы и ты…
  Юра , сто страниц текста пропущу и – как хирург хирургу – это гораздо труднее , чем думают люди и обещают психиатры .Рассчитывай , что лет пять будешь мучиться и дохнуть от безнадюги…А то и больше…
 Мне сорок шесть , я уже на пенсии , если я перестану людей резать – пенсия -7000 рублей ! И все ! Так на хера ?
 Оно того стоит…Знаю…
 Вот и спрашиваю , именно тебя – зачем ? Что такого будет ?Я ж могу не пить – два дня , неделю…И вижу , что все вокруг – все хуже и хуже…Что изменится ? Ведь просто я не буду пить , и – все…Но вокруг – то все таким и останется …
 Поганым ?
 Да , бля !
 Безнадежным ?
 Нууу…
 Хе…Держись тогда…Ты сейчас видишь то , что тебе показывают…А будешь видеть – Сам…Ты сейчас – Раб ! День , два , неделю – и она тебя зовет – брось , иди ко мне , что тут смотреть – видишь , как все погано…Она показывает тебе погань , чтоб ты взял ее за глотку , налил и выпил…Ты ее раб. А будешь – свободен…Нет ничего страшнее , чем смотреть на мир открытыми глазами…И очень страшно быть свободным – все надо решать самому…Тебе это надо ?
 Да нет , я понимаю , я ж не дурак , но как жить ? На семь тысяч…Да будь я хоть трижды трезвый – что придумать , чтоб выжить ?
 Пьяный – все равно не придумаешь…Будешь пропивать эти семь тонн, потом пропьешь тачку , потом из дома…все будет казаться – щас , подвернется…А подвернется – не разглядишь спьяну…Чтоб разглядеть – смотреть надо…Глазами…Широко открытыми…
 Да ведь все равно ничего не изменится – пью , не пью…
 Изменится…Тебе будет страшно…Очень страшно…Но ты не будешь бояться. Это и есть свобода.

 Бояться…Когда это он боялся…Про армию я не говорю – там ясно все , и уж про Юрика ни у кого язык не повернулся бы сказать , что он чего – то боится  - не то что там врагов каких , драк , труда , бойни , жуткого одиночества на ночном посту , недели в окопе , губы , тюрьмы , или еще какой обыденной хрени , а самого страшного в рабстве – того , что как бы ни было плохо – будет еще хуже и зависит это – не от тебя , и страха искушения – предай себя , своих , настучи , отступи , промолчи – и выторгуешь себе хоть чуть спокойствия . Он вышел за ворота части таким , каким и вошел – самим собой…
 Но было же и другое…Через восемь лет…
 Бойца принесли никакого – крови нет , пульса нет , снизу посечен осколками , нога почти оторвана…Дежурная бригада Елизаветинской больницы билась над ним девятнадцать часов – казалось кровавой бане не будет конца менялись все – сестры , врачи , санитары , анестезиологи , а Юрий Иванович Пустовой вел бойца до самой палаты реанимации. Думаете самое сложное для хирурга - резать ? Если клиент двинет кони , то все , кто ни попадя  , зашерстят бумагами – родственники , те , кто сидит выше хирурга , чтоб не иметь менингита , те , кто сидит ниже – освободить себе место , те , кто сбоку – чтоб краем не задело…Каждое свое движение хирург должен зафиксировать на бумаге . И память у него должна быть – хлеще всякого компа – никакому хакеру такой объем и быстродействие не снились – хирург режет и пишет в уме все , что он делает  . И отходит он от стола – куда вы думаете – рухнуть на дежурный диван и насладиться победой над смертью ? Он отходит к другому столу и пишет…Иногда дольше , чем спасает человека…Он старается сделать хоть что- то чтобы спасти себя…Если что…
 И боец стабильно обживал палату реанимации , а в дежурке лежала стопка бумаги в полсотни листов…И на каждом – Юрина подпись  - за все отвечаю – Я ! И только отвалившись от этого стола , он потянулся к телефону.
 Жора , ты на колесах ?
 Нууу…Да.
 Домой бы меня , а…
 Ага…Так…Минут сорок, может час…Жди…
 Я , понимаешь , тут…
 Я понял все…Стакан в рыло – я щас буду…
 Повезло , что под промежуточную разводку мостов попал –именно в те полчаса , когда Тучков сводили , что ночь – никого нет почти на дороге , что Юрка сам вышел из больницы – я б затрахался его с шестого этажа тащить , и что он даже догадался спирту с собой прихватить – он в тачке добавил и бред его я слушал всего минут пять…И уж совсем подарок небес , что он очнулся на финише и домой вошел на своих ногах…
 Он писал диссертацию по искусственным сосудам , а препарат уже ползал по палате интенсивной терапии и учился ходить на той ноге , что была почти оторвана взрывом гранаты…Тоже ведь подумать – позарез нужная работа и не ему же одному – когда ее писать , диссертацию эту ? Дежурство – три , пять клиентов за смену тяжелых , как правило , - огнестрел , ножевые , рваные – на дворе – девяностые , а после дежурства – сиди , пиши…И то и дело – Юрий Иваныч , слава богу , вы еще не ушли !!! Там такое !!! Рефлекс уже выработался на резко открывающуюся дверь – все внутри сжимается…
  Сжалось и сейчас – два здоровенных бойца ввалились в кабинет , по-хозяйски все осмотрели , и открыли дверь – в нее вплыл очень породистый отменно одетый небольшой и пожилой…Ясно – кто…По говору – грузин…
 Здравствуйте , Юрий Иванович…
 Здравствуйте .
 Как там парень тот…с гранатой ?
 Нормально . Выживет.
 Да…Как все – таки несправедливо в этом мире…Такие люди хорошие умирают , а кто не нужен совсем – живут…
 Проясните.
 Он нехороший человек , Юрий Иванович . Он совал гранату в окна ларьков и просил денег…Однажды не дали . Он бросил гранату на пол…Продавец ее успел выбросить ему под ноги…Если б он умер – все было бы справедливо…Как жаль , что он попал к Вам – ведь только Вы и могли его спасти…
 Как интересно…Я не знал . Разве так бывает ?
 Бывает , к сожалению . Выродок…Такой не должен жить…
 Возможно. Но не убивать же .
 Нет , конечно . Зачем убивать ? Вот если бы он не выжил – от этого всем бы было хорошо…Всем.
 Мне – вряд ли. Ни жарко , ни холодно.
 А вы в окно посмотрите – папа бросил на стол автомобильные ключи .
Юра стоял у широченного окна и смотрел на пандус приемного отделения – перегораживая въезд стояла там сверкающая Volvo- 360 . Мыслей не было – было противно . Нет , одна все – таки была – как отказать и не нарваться…
Как там Жора тогда ? Стрем – считай до десяти –или стрем утихнет или сам стрематься перестанешь…Тоже , знаток восточных мудростей…Ха…Восточных…Девять , десять…Ясно…
 Юрий Иванович повернулся от окна к сидящему и прислонился к раме…
 Я так понимаю , в вашей работе слово очень много значит ?
 Очень . Вы правильно понимаете .
 Видите ли , я не просто слово давал . Клятву . В ней сказано – не навреди .
 Я понял Вас.
 У меня к Вам просьба.
 Все что в моих силах.
 Там на пандусе машина чья-то стоит – скорой не проехать .Можете помочь ?
 Это в моих силах . Через пять минут проезд будет свободен .
 Спасибо .
 Вы хороший человек , Юрий Иванович .Живите как можно дольше . Удачи Вам. До свидания . Если со мной случится беда , я хочу попасть к Вам на стол…
 Пусть не будет беды .
 Да .
 Так же , как и три месяца назад , дежурный хирург стоял у окна и смотрел вниз – на залитую солнцем пену майской листвы больничного двора и тот самый пандус , по которому все еще хромая , и чуть кривясь , но опираясь только на одну канадку , спускался его пациент…Неважно мне , кто он , он сейчас завернет за угол больничного корпуса и исчезнет из моей жизни навсегда . Я буду помнить одно- мне принесли кусок мяса без крови , а уходит от меня человек на своих двоих…Пусть и хромых …Все показания – в норме , это ненадолго…Пройдет и хромота…Ради такого я и хотел жить…
Они все приходят ко мне  - вереницей проходят и я не помню их лиц – только то , что касалось меня – их раны , переломы , разрезы и осложнения…Я знаю их так , как они не знают себя – изнутри…Недавний пациент завернул за угол , но рука , потянувшаяся к склянке со спиртом замерла…Повисела в воздухе и стала орудовать кофеваркой …Потом всплыло породистое кавказское лицо и в глазах его была полная решимость делать все до конца – чтобы уж ни один врач помочь не смог . Пожалуй , все – таки спирт , подумал Юра и услышал слабый , приглушенный окнами треск…Ого…АКМ , два ствола , по пол магазина , примерно…Он нацедил грамм  сто пятьдесят и мгновенно , по армейской привычке высвистал . Суета началась через минут десять , еще через пять позвали . Он постоял над столом , делая вид  что вникает , потом выписал свидетельство о смерти . Жизнь остается с теми , кто не любит неоконченных дел…