Нежный цветок кактуса, мелодрама, Иван Тургенев

Ольга Вивчарова
(биографическая мелодрама)

Вивчарова Ольга Борисовна, 8-909-444-25-92
violats@rambler.ru

Безлюбовная атмосфера
семьи Тургеневых вылилась
в болезненную страсть
писателя к Полине Виардо.

ТРИТМЕНТ

Молодой подающий надежды русский литератор Иван Тургенев знакомится с приехавшей на гастроли певицей Полиной Виардо. Полина просит своего нового друга давать ей уроки русского языка, знание которого столь необходимо для пения русских романсов. Иван принимает приглашение как высшую награду. Вскоре о влюбленности Тургенева говорит весь Петербург. Муж певицы относится у «приятелю» жены благосклонно. Дружба с Тургеневым сулит вполне определенные материальные выгоды.
Иван Тургенев устремляется за обожаемой Полиной в Германию, Францию, наперекор воле матери, властной помещицы Варвары Лутовиновой.
Корни болезненной зависимости Ивана от матери кроются в детстве.  Причиной тому - нездоровые семейные отношения Лутовиновой с мужем, бравым офицером Сергеем Тургеневым, женившимся на матери Ивана по расчету.
Тургенев испытывает постоянную потребность быть рядом с Полиной, не в силах противостоять своему чувству. Наладить личную жизнь не удается. Случайные знакомства с Марией Толстой, Марией Савиной, начинавшиеся так романтично, заканчиваются возвращением к Полине. Свою дочь, от крепостной Авдотьей Ивановой, писатель отдает на воспитание в семью Виардо.
После смерти Луи Виардо, писатель принимает решение окончательно поселиться в  доме Полины. Он жалуется адвокату Кони: "поневоле приходится получать ласковое отношение к себе, как милостыню и быть  в положении старого пса, которого не прогоняют по привычке или из жалости… Но и в этом недвусмысленном положении он находит отраду души: писатель умирает на руках любимой женщины.

Развернутый синопсис

1843 год. Двадцатипятилетний Иван Тургенев, подающий большие надежды русский литератор, знакомится на охоте с приезжим иностранцем, директором театра Луи Виардо. Тот обещает представить его своей жене Полине.

Концерт Полины в здании Благородного Дворянского собрания. Дают «Севильского цирюльника» Россини. Полина исполняет партию Розины. Специально для русских слушателей в сцену «урока пения» включен романс Алябьева «Соловей», который Полина поёт на русском. Чарующий голос, дивный артистизм Полины покоряют Тургенева. Все шепчутся, обсуждая «жестокую» некрасивость» примы. Тургенев этого не замечает.
Полина просит своего нового друга давать ей уроки русского языка, знание которого столь необходимо для пения русских романсов. Иван принимает приглашение как высшую награду.
Май 1845 г. Встреча Тургенева перед отъездом с друзьями на квартире Авдотьи Панаевой. Тургенев чрезвычайно возбужден, говорит не столько о вокальном таланте Виардо, сколько о силе своих чувств к ней. «Господа, я так счастлив сегодня: что не может быть на свете другого человека счастливее меня!» Оказывается, накануне у Ивана болела голова, и примадонна собственноручно протерла ему виски одеколоном, что вызвало восторг писателя. Громкогласные признания Тургенева мешают игре в преферанс. Один из игроков – Белинский – саркастически произносит: «Ну, можно ли верить в такую трескучую любовь, как ваша?» Тургенев обижено замолкает. Но через некоторое время снова находится в каком-то любовном  экстазе, превознося очередному слушателю прелести своей «мадам».

Луи и Полина прогуливаются по набережной. Луи Виардо подозревает, что Полина слегка увлечена этим «превосходным  охотником,  хорошим  собеседником  и  посредственным  стихотворцем…». Вроде как, тот не требует от Полины взаимности. Он осыпает ее комплиментами: восхищается голосом, музыкальностью и артистизмом, называет «своей музой». С другой стороны, между Луи и Полиной - двадцатилетняя разница  в возрасте, и он боится, что проигрывает перед молодостью, красотой и эрудицией Ивана. Луи Виардо смущен натиском Тургенева, но «отказать ему от дома» не решается.

Январь 1847 года. Гастроли Полины в Германии. Очередной приезд Тургенева. Семья Виардо встречает Тургенева, как родного. Полина с ним нежна, Луи Виардо дружелюбно улыбается, а их дочь Клаудия бросается на шею к «мсье Жану». Тургенев  снимает дом по соседству, но всё время проводит в доме своей возлюбленной.
Разговор Полины и ее мужа в отсутствие Тургенева. Луи Виардо говорит, что не будет препятствовать встречам жены с новым обожателем. Дружба с Тургеневым сулит вполне определенные материальные выгоды. Полина скептически кривит пухлые губки. Муж требует от нее проявить максимум благоразумия.
Торжественный прием в доме Виардо. Полина, представляя Ивана своим парижским знакомым, произносит: «А это наш русский друг, познакомьтесь, пожалуйста». Тургеневу приходится ловить на себе косые взгляды. Он несколько смущен своим неоднозначным положением в доме Виардо, но не в силах уехать, оторваться от «живительного источника», питающего его чувства.

Оставшаяся в России, мать Ивана, властная помещица Варвара Петровна Лутовинова, вне себя от ярости. Его новую пассию она называет «проклятой цыганкой» и пишет сыну, чтобы возвращался: «Я не стану более финансировать поездку». Иван отвечает, что не в силах подчиниться ее воле.
Мать негодует: как же так?! Мягкий, добрый, душевный Иван целиком находился в ее зависимости. Да, она бывала с ним резка, и часто приказывала пороть розгами. Больше всего раздражало Варвару в Ванечке бесхитростная правдивость, которую он демонстрировал в самые неподходящие моменты.
Флэш- бэк. 1825 год. В имение матери и отца Тургенева приезжает светлейшая княгиня Голенищева-Кутузова-Смоленская. Почтенной даме в преклонном возрасте, несколько экзотической внешности, были представлены трое детей Тургеневых: Николай, Иван, Сергей. Один из них, Иван, вместо того, чтобы приложиться к ручке великой княгини и отойти, уставился на нее широко раскрытыми глазами и громко произнес: «Ты очень похожа на обезьяну!»
Ванечка был высечен. Но порка не произвела желаемого действия.
Мать вспоминает, что первый громкий протест Ивана против нее был вызван инцидентом с крепостной Лукерьей.
Флэш-бэк. Зима 1834 год. Иван возвращается в имение, узнает о том, что  его одногодка и подружка, участница всех их  детских игр крепостная Луша, а теперь - лучшая кружевница - продана барыней в отместку за непослушание соседке. (Эту полоумную помещицу за дикий нрав называли Медведицей).
Иван восстает против матери: прячет Лукерью, а потом - оказывает неповиновение прибывшими в имение полицейскими. На него заводится уголовное «Дело о буйстве дворянина Мценского уезда Тургенева».

В болезненной разлуке Варвара Петровна изводит сына письмами. Так случалось и раньше, во время учебы Ивана а Москве.
Флэш- бэк. Январь 1842 год. Иван живет в Москве, Варвара Петровна- в своем родовом имении. Мать пишет сыну регулярно. В отношении почтовой корреспонденции Варвара Лутовинова щепетильна до смешного. Получение и отправка почты была торжественным отработанным ритуалом.  Раздается несколько ударов колокола, висевшего на высоком столбе неподалёку от барского дома. Затем по коридорам пробегают почтальоны, звоня в маленькие колокольчики, а «министр почт» (смышленый крепостной мальчишка лет четырнадцати), одетый по форме, подносит на серебряном подносе письма своей госпоже. Во время этой церемонии играет крепостной флейтист. Если на одном из конвертов стояла траурная кайма или черная печать – звучит грустная музыка, чтобы предупредить Варвару Петровну о печальном содержании письма. Если же печати на письмах красные, флейтист наигрывает веселую мелодию.
Естественно, Варвара Петровна требует от сына Ивана  регулярных ответов на собственные послания. А сын игнорирует настойчивые просьбы матери, посылая вместо писем новые «белые» стихи (которые раздражали мать), или попросту забывает ответить.
Однажды, в бесплотном ожидании писем, Варвара Петровна приказала жестоко высечь «министра почт», так сказать, повинного в ее переживаниях.
Лето-осень 1850 г.
Иван узнает о затруднительном материальном положении своего родного брата, Николая. В отместку за необдуманную женитьбу на служанке- немке, мать хочет лишить его наследства. Сын богатейшей помещицы, выполняя волю матери, оставляет военную службу и живет с семьей в Москве. Терпит нужду в ожидании «матушкиной милости». Иван обращается к матери с просьбой простить брату.
Мать преподносит сыновьям «дарственные» на два имения. Словно с издёвкой, документы составлены неверно, не скреплены печатями, и поэтому не имеют никакой юридической силы. Помимо этого, оба имения «вычищены дотла»: мать приказала продать в «дареных» имениях весь урожай, а деньги выслать в Москву, на свое имя.
Иван заявляет матери, что это ни что иное, как насмешка с ее стороны.   
В ответ мать разбивает вдребезги портрет Ивана и отрекается от собственных «неблагодарных» детей.

В доме Николая Иван видит портреты отца и матери. «Какие они разные!- восклицает Иван. «И так тяжело смотреть мне на их лица!». На портрете мать – вполне привлекательная женщина с черными вьющимися волосами и выразительными глазами, хотя круглолица и простовата для дворянки.  Художник намеренно заретушировал кожу лица, испорченную оспой, сделал правильной форму «утиного» носа. Один только взгляд Ивана на молодого отца причиняет ему боль. «Как обманчива внешность!» Этот стройный молодцеватый офицер с очаровательно-нежными, какими-то женскими чертами лица, со взбитыми русыми кудрями, сам того не зная, нанес сыну незаживающую сердечную рану.
Флэш- бэк. 1833 год. Юный Иван Тургенев трогательно и пылко влюблен в княжну Катеньку Шаховскую. Ему- 14, ей- 18. Неожиданно он узнает, что у его Екатерины уже давно есть постоянный любовник.
Происходит «объяснение» Тургенева и Шаховской. «Сердечным другом» молоденькой Кати оказался не кто иной, как Сергей Николаевич — известный в округе донжуан и… отец Тургенева. Юноша в отчаянии: молодой человек никак не мог понять, почему Катенька предпочла ему отца. А ведь он любил ее с какой-то особенной ласковой нежностью. Катенька пытается что-то объяснить, берет Ивана за руку… Он резко отдергивает руку. «Я почувствовал себя так, будто неожиданно наткнулся на что-то мерзкое, похожее на раздавленную телегой лягушку».
Николай просит брата простить отца, которого уже шесть лет, как нет в живых. И осуждать его сложно. Тургенев-старший был несчастлив с Варварой Петровной. Брак с богатой помещицей, старше его на шесть лет, был явным мезальянсом. Поговаривали, что она буквально женила на себе красавца-военного, по делам службы попавшего  в Спасское.
Флэш- бэк. Лето 1815 года.
В Спасское приезжает для закупки лошадей бравый молодой поручик Сергей Тургенев. Его встречает хозяйка дома, Варвара Лутовинова. Все силы прикладывает  двадцативосьмилетняя, и до сих пор незамужняя помещица, чтобы заинтересовать поручика. Они гуляют под ручку по аллеям ухоженного парка, любуются урожаем экзотических фруктов в барских теплицах, вместе обедают и ужинают. Чтобы заполучить красавца, стареющая дурнушка Лутовинова пускает в ход недюжинный ум, ловкую изобретательность и находчивость. Однако всё тщетно.  Отец Сергея встает перед сыном на колени. «Женись, женись на Лутовиновой!». В будущем браке он видит спасение собственного состояния. Наконец Сергей делает Варваре долгожданное предложение. И тут же отправляется кутить с друзьями по полку, пропивая холостую жизнь.
Иван вспоминает, как откровенная нелюбовь отца к матери, оскорбленное женское самолюбие, вызывали в ней бурю негодования, которую она срывала на крепостных.
Флэш- бэк. Осень 1825 год.
Утром уезжает из имения отец. Варвара Петровна с ним почти не разговаривает, якобы озабочена эпилептическими припадками, которые часто случаются у младшего сына Сергея.
Днем Иван и Николай -на уроке словесности. В комнате появляется мать. Она задает несколько вопросов учителю, потом, покрутившись, садится на стул. Берет в руки и листает одну из книг, лежащих на столе. Молодой учитель, восторженно рассказывавший  о Ломоносове, Хераскове, Державине, в присутствие Варвары Петровны запинается, краснеет. Варвара Петровна смотрит на него долгим взглядом, которого тот не выдерживает. Потом, и, незаметно пожав его руку, выходит их комнаты.
Ночью маленький Ванечка становится свидетелем непонятной для него сцены. В комнате его учителя – неровное пламя свечи, раздаются приглушенные голоса. Спорят учитель и его мать. Голос Варвары Петровны угрожает учителю расправой. Через некоторое время простоволосая хозяйка дома, в ночной рубашке и накинутом поверх нее халате и в китайских мягких туфлях, сердитая и растрепанная, выходит из комнаты. Ванечка, спрятавшись под лестницей, провожает ее взглядом. Варвара Петровна захлопывает дверь своей спальни. 
Наутро Иван замечает, как из дома выходит учитель. Он почему-то в деревенских лаптях,  в руках- узелок с едой. Учитель садится в телегу. Ванечка в слезах просит учителя не уезжать. Тот, гладя по голове молодого барина, вытирает его слезы подолом холщовой рубахи.
Разговор с матерью ничего не дает. Отхлеставши, по своему обыкновению, отпрыска по щекам, смущенная Варвара Петровна просит сына «никому не говорить о привидевшемся ему ночью происшествии». 
Ноябрь 1850 года.
Иван Тургенев в Петербурге. Он получает срочное известие, что мать в Москве. Она при смерти. Иван въезжая в имение, встречается с похоронными дрогами, только что вернувшимися с кладбища. В комнате покойной- старательно вправленный в рамку, некогда разбитый портрет Ивана.
На полке он находит дневник Варвары Петровны. Обливаясь слезами, Иван читает посмертную исповедь своей матери, любившей его как-то по-своему жестоко, по-лутовиновски.
Май 1851 года
Тургенев, вступивший в права законного наследника, в качестве хозяина, приезжает в Спасское-Лутовиново. У колодца он замечает девчонку лет восьми, которая вытаскивает тяжеленное ведро. Он не сразу узнает в ней свою повзрослевшую дочь, Пелагею.
Тяжелая встреча с матерью девочки, крепостной, жгучей красавицей Авдотьей Ивановой. Когда-то он любил ее, хотел сделать своей женой… Но роковая встреча с Полиной предрешила участь их союза. Авдотья робко кланяется и благодарит барина за деньги, которые Тургенев  выплачивает ей через поверенного в делах. Иван находит предлог, чтобы поскорее уйти прочь.
Иван гуляет по аллеям парка, любуется на неподвижную гладь Спасского пруда. Он вспоминает, как разочаровавшись в «благородных девицах», искал любви у простых и доверчивых крепостных крестьянок.
Флэш- бэк. 1840 год. Молодой барин, возвращаясь с охоты,  наблюдает за несколькими крестьянками, собирающими ягоды. Они, не избалованные добрым отношением своих замотанных работой и бедностью мужей, с радостью принимают знаки внимания от ласкового барина.
Лежа на сеновале в объятиях красавицы Авдотьи Ивановой, Тургенев думает: «Как легко им доставить радость, зажечь в их глазах теплый огонек!» Он хочет отдать ей всю свою нежность, которая наконец-то будет оцененной! От обучает Авдотью грамоте. Она легко все запоминает. Вскоре Авдотья читает по слогам. Иван кивает, иногда посмеивается над ее ошибками при чтении. 
Флэш- бэк. Май 1842 г. Иван получает известие от Авдотьи о рождении дочери. Тургенев мчится в Спасское-Лутовиново. Наперекор воле матери, он поселяет незаконнорожденную дочку в своем имении и просит мать заняться ее воспитанием. Варвара Лутовинова резко осаждает сына. Однако он непреклонен: хочет жениться на Авдотье, родившей ему дочь Пелагею, планирует дать ей хорошее воспитание и, прожить счастливую жизнь с ее матерью.
Май 1851 года. Иван Тургенев вместе с дочкой Пелагеей прогуливается по именью. Он немного сожалеет, что все его мечты о счастливой жизни с Авдотьей пошли прахом. Иван чувствует себя стесненно и неуверенно в роли отца. Девочка тоже не идет на контакт: она молчалива, грубовата, просторечна и, как кажется Ивану, глуповата.
Отец с дочерью входят в теплицу с диковинными растениями, взлелеянными покойной Варварой Петровной. Розалии, рододендроны, пальмы, мандариновые деревья продолжают расти и плодоносить. Иван Сергеевич замечает на высокорослой уродливой опунции (прим. – вид кактуса) тугой длинный молочно-белый бутон. Он спрашивает смотрителя: когда раскроется цветок кактуса? На что получает ответ: он раскроется ночью, он будет благоухать примерно несколько часов.
Разбуженный любопытством, Тургенев заходит в теплицу утром. Вместо сочного бутона на колючем стволе- полуувядший раскрытый цветок. Он осторожно срывает его, вкладывает между листами бумаги и посылает вместе с письмом Полине Виардо с припиской: «Мое чувство к Вам раскрылось неожиданно, словно этот нежный цветок. Но, оно,  в отличие от последнего, с каждым днем будет расти и благоухать, и увянет лишь с последним моим вздохом».
Он возвращается к Виардо. Правда, не один: везет к Полине свою дочь, Пелагею, чтобы доверить ей воспитание этой полудикарки. При этом, желая угодить любимой женщине, Тургенев велит дочери  именоваться Полинет.
Согласие Полины и Луи Виардо воспитывать дочь Тургенева, еще больше укрепило чувство писателя к певице. Несмотря на то, что Тургеневу нужно будет платить «кругленькую» сумму за  содержание и воспитание дочери, он всё равно считает обожаемую Виардо «ангелом милосердия». Пелагея-Полинет вовсе не разделяет отцовской привязанности к благодетельнице, встречает ее настроженно-враждебно.
март 1853 года
В Спасском – бесконечно долгая зима. Тургенев томится здесь уже год. Он под домашним арестом за публикацию крамольного некролога на смерть Гоголя. Поместье занесено снегом. Крестьяне голодают. Неумелый хозяин огромного, но запущенного имения  в отчаянии от свалившихся на его голову чуждых хозяйственных проблем. Тургенев мучается безысходности ситуации и одиночества.
Неожиданно Иван получает письмо от друга Панаева. Он пишет, что «Виардо «производит фурор в Петербурге, когда она поет — нет мест». Тургеневым овладевает любовная горячка. Он просит друзей достать ему фальшивый паспорт, переодевается и незаконно выезжает из Спасского.
Долгожданная встреча с Полиной. Тургенев в костюме мещанина присутствует в зале. В «Пророке» Мейербера Виардо она исполняет одну из лучших своих ролей — Фидес. Она восторженно щебечет, рассказывая ему о своих успехах: один за другим следуют ее концерты, в которых она часто поет романсы Даргомыжского и Виельгорского. Иван понимает, что зря рисковал, спешил на встречу. Она занята только творчеством и явно охладела к нему. Несколько лет разлуки превратили ее любовь в вежливо-безразличную дружбу. Тургенев, пробыв с Полиной несколько дней, возвращается в Спасское, опустошенный и разочарованный. Не успев приехать, он садится за стол, чтобы снова писать своей Полине.
весна 1854 года. Наконец-то получено извещение об окончании ссылки. Тургенев гостит у своего двоюродного брата Александра Тургенева. Ему представляют его дочь Ольгу. Тургенев умилён ее граций и свежестью. Они несколько раз встречаются, гуляют по Петергофскому парку. Девушка с увлечением слушает рассказы Ивана Сергеевича. Кажется, она влюблена и очарована. В какой-то момент Тургенев берет ее руку в свою и неожиданно замечает в этих тонких нежных пальцах сходство с рукой Катеньки Шаховской. Пронзительное чувство отвращения охватывает Тургенева. Он просит простить его и оставляет Ольгу.  Девушка, не в силах понять причину разрыва, тяжело заболевает.
Ноябрь 1854 г. Тургенев пишет Анненкову: «На старости лет (четыре дня назад мне исполнилось 36) я едва не влюбился. Не буду скрывать от вас, что поражен в самое сердце. Она очаровательна, умна, проста, я смотрел не нее, не отрывая глаз». Так он грезит о новых встречах с Марией Николаевной Толстой. Её брат, писатель Лев Николаевич, поощряет эти отношения. «Сестра, впервые со времен своего неудачного замужества, в обществе Ивана расцветает, как роза». Однако Тургенев вновь мечтателен, нерешителен и полон только платонических чувств.
Октябрь 1856 год. Рождение у Полины Виардо в сына Поля. Тургенев бросается во Францию.  Никогда рождение детей в семействе Виардо не вызывало у Тургенева такой бури восторга, как при рождении Поля. Он говорит Полине: «Этот мальчик – мой сын!» Но мадам Виардо не разделяет его ликования. Случайно писатель узнает, что отцом ребенка вполне может быть известный художник Анри Шеффер, писавший портрет Полины. Тургенев разгневан: он припоминает Виардо все ее «невинные связи»: с композитором Шарлем Гуно, немецким дирижером Юлиусом Рицем. Полина, не на шутку рассердившись,  прогоняет Ивана.
Зима 1856-57 гг.
Тургенев в собственной квартире в Париже. Холод, одиночество. Он уничтожает все свои записи, планы задуманных произведений.
Лето 1857 года. Тургенев ищет уединения в немецком городке Зиннциге. В каждой девушке ему мерещится Полина, каждой уличной певице он щедро подает. Прогуливаясь ночью по улочкам городка, он ощущает сильный, знакомый, но в Германии редкий запах. Он замечает небольшую грядку конопли: она пахнет степными просторами России. Сердце писателя наполняется тоской по родине. Он возвращается на квартиру с твердым намерением уехать.
Май 1859 года. Встреча в Лондоне с Герценым. Тургенев с горечью рассказывает об изменениях, происходящих в журнале «Современник». Чернышевский и Добролюбов, «новое поколение», в глубокой оппозиции с Тургеневым. Они не разделяют его «высокохудожественных взглядов», критикуют за «нерешительность», «вялость» героев его произведений. К этой коалиции примыкает и Некрасов, ранее горячо поддерживавший Тургенева. Герцен согласен: в России еще не пришло время «решительных перемен», и после разговора с Тургеневым появляется заметка в «Колоколе» : «Опасно! Очень опасно!». Догадавшись, кто сообщил Герцену о расколе «Современника», в Лондон спешит Чернышевский, высоко признававший авторитет Герцена. Доказать правоту своей позиции Чернышевский не смог, однако и на примирение с Тургеневым идти категорически отказался.
Тургенев заканчивает роман «Накануне» и относит его в редакцию «Русского вестника». Благожелательно настроенный к правительству, редактор Михаил Катков, выплачивает Тургеневу огромный гонорар, чем еще больше увеличивает пропасть между бывшими соратниками «Современника».
Июль 1860 г. Тургенев, сдружившийся с братом Льва Толстого, Николаем, сопровождает его для лечения на Соден, Гиерские острова. Неожиданно он получает известие о том, что маленький сын Виардо недавно перенес тяжелую болезнь. «Мадам Виардо видеть меня желают, - стыдливо оправдывается он перед Николаем, - а для меня ее воля- закон. Её сын чуть было не умер, и она много натерпелась. Ей хочется отдохнуть в спокойном, дружеском обществе».
Куртавнель не приносит долгожданного облегчения. Виардо милостиво, но холодно предлагает ему погостить «дней десять». Но Тургенев не чувствует унижения. Задумываясь о грядущей старости, он перечитывает трактат Цицерона. Его огорчает то, что дочь Полина, с виду - настоящая француженка, совсем не помнит родного языка, не любит ни музыки, ни поэзии, ни природы. Мрачные мысли усугубляются известием о смерти Николая Толстого на Гиерских островах.
1862 год. В Спасском Тургеневу тоже нет покоя. Долгожданная отмена крепостного права на деле «буксует». С тоской смотрит он  в окно, как собравшиеся крестьяне спорят с управляющим. Тургенев выходит на крыльцо. Крестьяне, кланяясь ему, продолжают галдеть и махать руками. Иван Сергеевич спрашивает у управляющего о причине спора. «Отказываются выкупать у земли у вас,  Иван Сергеевич! Тургенев, махнув рукой, уходит в дом. Он решает подумывает о том, чтобы передать имение в управление своему дяде Николаю.
1963 год. Крестьянин Федор Бизюкин возвращается после окончания земледельческой школы домой. Придя в родное село, он не находит дома отца. Всё снесено. Бизюкин входит в крошечный домик, сени которого перегорожены пополам, на «две семьи». Отец отвечает, что переселением, «уплотнением» и выделением бесплодных песчаных земель, занимался Лупоглазый (новый управляющий) Самые лучшие земли отошли помещику, худшие- крестьянам.
Бизюкин на следующий день, завидев старого слугу Тургенева, Порфирия Кудряшова, спрашивает, чем занимается барин, почему не видит такой явной несправедливости. На что Порфирий отвечает: «А барин-то пишет о «русских людях из будущего». Охоту с собаками оставил, продает понемногу имения. Спасское пустеет, разрушается, как и он сам…»
В это время Тургенев передает последние бумаги своему дяде, управляющему, прозванному крестьянами «Лупоглазым». Убедившись, что имение в «надежных руках», он отправляется в Париж.
24 апреля 1863 года. В Лирическом театре Парижа Виардо прощается с публикой. Она будет в последний раз петь «Орфея» Глюка. Она жалуется Тургеневу: перенесенный коклюш подорвал ее голос. Певица собирается организовать в Баден-Бадене школу вокального искусства.
 Лето-осень 1867 В недавно выстроенном особняке Тургенева в Баден-Бадене Иван и Полина увлеченно они работают над совместным детищем: опереттой «Последний колдун». Тургенев сочиняет либретто, музыку – Виардо. Кажется, эти немолодые люди снова влюблены и счастливы.
Рабочие сооружают сцену, вешают зеленый занавес. Виардо показывает Тургеневу собственноручно выполненные эскизы костюмов к спектаклю. В зале комнате, отведенной для репетиций - оживление: приглашенным хореографом ставятся балетные сцены. Среди участников сцен- дети Виардо, дочь Тургенева Полинет.
Репетиция спектакля. Костюмы и декорации привезли из  Парижа. На сцене – слегка смущенный Тургенев. Сегодня он - в роли Кракамиша. Партию Лелио исполняет сама Виардо. Дирижирует опереттой приглашенный композитор Брамс.
Лето 1979 года.
В Париже Тургенева навещает известный адвокат Кони. В комнатах Тургенева- полная заброшенность. Густая пыль на закрытом рояле, оторванная палка от штор, висевшая поперек окна. Эстет и педант Кони морщится. За обедом адвокат делится с Тургеневым намерением жениться. Иван Сергеевич его горячо одобряет. Он сетует, как тяжела одинокая старость, «когда поневоле приходится получать ласковое отношение к себе, как милостыню и быть  в положении старого пса, которого не прогоняют по привычке или из жалости…»
конец 1879 года Тургенев вновь в России. Он на премьере спектакля «Месяц в деревне» по его же пьесе. С восхищением наблюдает за игрой молодой актрисы Марии Савиной. После 3 действия он идет за кулисы, просит Савину приблизить лицо к газовому рожку и восклицает: «Верочка… Неужели эту Верочку я написал?!» Какой у вас большой талант!» Забыв о своих 62 годах, он опять попадает в плен молодости, женственности и большого таланта. Савина увлечена писателем. Их разделяет целое поколение, но они оба, словно не замечают этого.
Неожиданно он получает письмо от Виардо: она просит его помощи в организации очередного спектакля. Тургенев словно забывает о Марии. Свой отъезд он объясняет просто: «Госпожа Виардо зовет меня, и я должен ехать!» Мария настаивает на совместной поездке.
Встреча в доме Виардо. Марией овладевает ревность: ее избранник продолжает смотреть на Полину влюбленными глазами. Ощущая себя лишней и обманутой, Мария принимает решение вернуться в Россию. Тургенев – в замешательстве. Но, проводив Марию, словно освобождается от лишнего груза, и вновь ощущает себя счастливым.
Лето 1883 года. Больной Тургенев лежит в постели на втором этаже своего дома в Париже. Он в полузабытьи. До него доносятся звуки голоса Полины. Он начинает прислушиваться. Узнает строки из собственного либретто, написанного им для Полины.
Флэш-бэк.  Перед глазами Тургенева, впадающего  в беспамятство, проносятся картины русской природы: нагретая солнцем бескрайняя степь, ракитовые заросли, камыши у пруда, яблоневый сад. Он видит себя на охоте: в высоких сапогах, с ружьем. Собака по его свисту бросается в озеро за подстреленной уткой.(одновременно за кадром звучит голос Полины)
«…Где-то далеко, за тридевятые землями, живет в большом лесу колдун по прозванью Кракамиш. Он был некогда очень могуч и грозен; но волшебство его выдохлось... Великан и силач, способный ворочать горами, как сахарными головами, превратился в карлика...
Тургенев снова оглядывает полутемную комнату: мрачные стены давят на него. Он вздыхает и закрывает глаза.
« Проказливые эльфы, лесные духи - заклятые враги Кракамиша: им очень не по нутру, что он вздумал поселиться в их родном лесу. Они всячески досаждают старику…
Флэш-бэк Тургенев видит себя в редакции «Современника». Он спорит с молодым горячим Чернышевским. В сторонке стоит, посмеиваясь, Добролюбов, ест черешню. Нерешительно входит Некрасов. Помявшись, подходит к Добролюбову, что-то спрашивает. Тот протягивает ему пару черешен. Некрасов с благодарностью берет их, ест, не в силах взглянуть в сторону Тургенева.
(голос Полины)
«У Кракамиша - дочь Стелла, которой он готовит блестящую будущность. В этот же лес часто ездит охотиться принц Лелио. Он увидел Стеллу и ранен в самое сердце..."
Флэш-бэк Двадцатипятилетний Тургенев с замиранием сердца ждет, когда откроется занавес. Он видит на сцене молодую Полину. Она поёт. Сердце его так же бьется, как в молодости. Гром аплодисментов. Полина, принимая цветы, убегает за сцену. Он протягивает руки, чтобы остановить ее.
С губ больного Тургенева срывается крик: «Стой!»
(звучит голос Тургенева, он читает одно из своих последних стихотворений в прозе «Стой!»)
«Стой! Какой я теперь вижу- останься навсегда в моей памяти!...Вот она- открытая тайна, тайна поэзии, жизни, любви! Вот оно, вот оно, бессмертие!»…
Внизу, на первом этаже здания, перед притихшими ученицами вокальной школы, сидит Полина: постаревшая, сухонькая старушка. Услышав стон наверху, она испуганно смотрит на дверь комнаты Тургенева. Откладывает книгу, из которой читала. 
«Другого бессмертия нет- и не надо! в это мгновение ты бессмертна…»
Полина в сопровождении учениц спешит по лестнице на второй этаж, распахивает дверь комнаты, подбегает к Тургеневу. Полина, плача, приникает к его руке. Он неподвижен, глаза его открыты.
Флэш-бэк Молодая Виардо, улыбаясь, идет навстречу Ивану. Он закрывает ей глаза рукой. Приближает к лицу букетик фиалок. Полина улыбается, открывает глаза.
«Ты – щепотка тепла. Женщина, дитя…В это мгновение ты стала выше, ты стала вне всего происходящего…Стой! Дай мне стать участником твоего бессмертия, урони в душу мою отблеск твоей вечности…»
Полина кладет дрожащую руку на лоб Тургенева, закрывает его глаза.
Жара. Бескрайняя степь. Где-то  в вышине, звенит жаворонок. По дороге едет крестьянская телега. Маленький мальчик в белой длинной рубашке, заметив жаворонка, спрыгивает с телеги и бежит по дороге, что-то ему кричит.


Библиография:
1. В.Афанасьев, П. Боголепов. Тропа К Тургеневу. М.:, Детская литература, 1983 г.
2. Ю.В. Лебедев. Иван Сергеевич Тургенев. М.:, Просвещение, 1989г.
3. А. Тимрот. Тургеневские встречи. М.: Московский рабочий, 1970.
4. В.В.Розанов «Загадочная любовь: Тургенев и Виардо»
http://www.bibliotekar.ru/rus-Rozanov/73.htm
5. А.Попов Любовь длинною в жизнь.
http://www.proza.ru/2006/09/21-260
6.
Наталья Стронгина. Иван Сергеевич Тургенев и Полина Виардо.
http://www.harbor.ru/bl/istoria1201.htm
4. В. Седых. У Тургенева в Бурживале. 180 лет спустя.
5. Тургенев и Виардо воссоединились.
http://news.pravda.ru/culture/2004/10/14/68276_.html
6. О. Нестерова.
И.С. Тургенев «Последний колдун». Оперетта-фантазия. Музыка Полины Виардо.
http://www.art.oryol.ru/ogat_rep_2.htm
7. Николай Чернов. Реестр помещений в имении И.И. Лутовинова
http://turgen.pochta.org/
8. Полина Виардо-Гарсия
http://www.classic-music.ru/viardot.html