Дамаянти Эллы Крыловой. Эссе

Александр Носков2
"ДАМАЯНТИ" ЭЛЛЫ КРЫЛОВОЙ. Эссе.

     "Дамаянти" - одно из лучших и характернейших стихотворений Эллы Крыловой.  Поиск духовного пути, мировоззренческой опоры давно и прочно обратили её взор к востоку, к сокровищнице индуизма.   
     "Дамаянти"- это   полная противоречия попытка приобщения современного европейца к ценностям иной культуры, иных традиций, иным представлениям о соотношении человеческого и божественного начал.   Обаяние культуры Индии, индийской мифологии, где человек не противостоит божеству. Он сливается с ним. Хотя бы в акте созерцания. Здесь человек не объект воздействия божества, отягчённый грузом моральных обязательств, но един с божеством в потоке жизненного процесса, обменивается с ним дыханьем. Любовь - Божественная любовь,  Божественный акт творения. От этого радость жизни. Боль, муки, смерть, скорбь - сакральны и потому не омрачают радости бытия. Сродни вечерним сумеркам.

       Обнажённая бронза
       Мира нежная плоть!

       Мир выдёргивается из-под ног, как узорный ковёр.

       Увидеть дозволь, о, дозволь
       ещё хоть один рассвет!

Это начальное из 10 песен поэмы. Ключевое.
Второе - Исповедь Кающейся Марии Магдалины, соблазнённой возможностью быть просто женщиной, женской субстанцией, испытавшей силу земного магнетизма, субстанцией с её земными страстями, таинствами любви, силой плотского чувства, а  не витающей над всем этим с улыбкой первозданного и неотъемлемого счастья.
      
Так и сердце мое:
не склоняюсь под гневом бессмертных,
но, увидев воробушка
мертвое тельце,
плачу от горя.

Зто уже из третьего стихотворения. Всё объясняющее и делающее весомым.
Видимость "Песни песней"  затушёвывается, уступая место античной лирике, песням Сафо.
Далее все стихи, это разбитый на периоды плачь о несвободе человеческого выбора. Красоты необыкновенной, адекватной страстям и таинствам индийской храмовой скульптуры.
Что же в итоге, чем Сердце успокоилось?

Взгляд мой
ко мне же вернулся.

Страсть в её христианском прочтении отступила. Но....

И мерцает родник,
словно око
одинокого бога
в густых тростниковых ресницах.

Вот подлинно финальные строки, прихотью поэта перемёщённые в предпоследнюю, девятую сцену, этого действа.

    "Дамаянти" Эллы Крыловой -  театральное действо, эпический спектакль, где слова звучат музыкой, образы- выкристаллизовываются в танцевальные фигуры,  одинокая фигурка танцовщицы, окружена молчаливой толпой зачарованных зрителей.

Воспоминания остались....

23. 03. 2010.

Текст "Дамаянти" Эллы Крыловой см. ссылку.

http://www.poezia.ru/article.php?sid=78490