Настоящий герой

Роман Есиков
Роман   ЕСИКОВ

НАСТОЯЩИЙ ГЕРОЙ

... И, друзей успокоив и ближних любя,
Мы на роли героев вводили себя.
В. Высоцкий.


Борина мама вернулась с работы сильно уставшей. Усадила ребенка ужинать и прилегла на диван отдохнуть.

Покушав, Боря пошел играть в свою комнату через зал, где на диване отдыхала мама. Она читала толстую зеленую книгу, одну из двенадцати одинаковых, стоявших на третьей полке книжного шкафа. Маленькому Боре было непонятно: «Зачем покупать 5, 6,10, 12 одинаковых синих или красных, или зеленых книг, выставлять их в шкафу в ряд, читать по одной и снова ставить на место? Было бы красивей и интересней ставить в шкаф разноцветные книжки, а уж если покупать много одинаковых, то выставлять их не в ряд, а вперемежку, как цвета радуги», - так думал Боря, глядя на собрание сочинений в семейной библиотеке.

Мама, читая ту зеленую книгу, вдруг всхлипнула и прослезилась. Боря понял, что мама читает грустную книжку, и ему захотелось узнать, что в ней.

- Мам, а что ты читаешь? - спросил Боря.

- Роман «Анна Каренина», - ответила, не отрываясь от книги, мама.

- Роман и Аня Каренина? - переспросил Боря,

- Нет, просто «Анна Каренина» - это роман, - ответила мама и, зная Борину привычку постоянно докапываться до сути слов, опережая его логические рассуждения вроде: «Аня Каренина не может быть Романом, потому что она девочка, а Рома - мальчик!» - или что-то в этом духе, она уточнила:

-  Боря, роман - это не имя, а такое литературное произведение. Ты же знаешь, что такое рассказ? - Боря кивнул, а мама продолжила объяснение: - Так вот, большой рассказ называется повесть, а большая повесть называется роман. Роман - это очень, очень большой рассказ! - резюмировала свои литературоведческие объяснения мама.

Боря внимательно все выслушал и пригорюнился от того, что ему не удалось проявить свои ум и смекалку, порассуждать и поставить мать в тупик своими умными вопросами. Он грустно вздохнул и спросил:

- А про что эта книжка?

- Про любовь!

-  Фи!.. - скуксился Боря и задал где-то, когда-то услышанный умный вопрос: - А кто главный герой?

- Анна Каренина! - ответила мама.

- А кто она? - не унимался Боря.

- Несчастная женщина, - вздохнула мама.

- А еще про кого эта книжка? - продолжал донимать вопросами Боря,

- Про Вронского!

- А он хороший?

- Да! Он офицер, любит Анну, у него есть лошадь по кличке «Фру-фру», - описала Вронского мама.

Боря тут же представил красивого офицера в зеленом мундире с золотыми погонами, на огромной гнедой белолобой лошади. Боре понравился этот конник, похожий на отца, и в мечтательной задумчивости он удалился в свою комнату. Потом за детскими играми и заботами Вронский был забыт...

*    *    *
Через несколько дней, а может, недель Боря вспомнил о Вронском.

Ирина Степановна, воспитатель средней группы детского сада «Звездочка», куда ходил Боря, бросилась разнимать драку мальчишек. Когда крики и визги утихли, а слезы и сопли драчунов подсохли, педагог поинтересовалась, из-за чего возникла драка.

-  Я сказал, что я буду д'Артаньяном! - взвизгнул Женька Варавкин и продолжил, захлебываясь: - А Гарик - Арамисом...

- Нет, я д'Артаньян! - перебил Игорек Ванюшин.

-  Нет, я! - взял более высокую ноту в споре Генка Халов, и тут же все трое начали снова кричать и замахиваться друг на друга кулаками.

- Прекратите орать! - гаркнула Ирина Степановна и, перейдя на более спокойный тон, примирительно объяснила: - Ребята, и Атос, и Портос, и Арамис - герои и друзья д'Артаньяна, но они стали мушкетерами раньше, чем он. И если вы играете в мушкетеров, то сначала должны появиться Атос, Портос и Арамис, а уж потом д'Артаньян. И не надо ссориться! Ну что, не будем ссориться и драться? - игриво спросила воспитатель и после того, как мальчишки, «угукнув», кивнули, начала распределять роли: - Игорек пусть будет Арамисом, Андрюша - Атосом, Геночка - Портосом, аЖеня -д'Артаньяном...

- А остальные будут гвардейцами кардинала! - злорадно возликовал Женька Варавкин.

- Почему гвардейцами кардинала? Мы тоже хотим быть героями-и-и... - захныкал Моня Кац.

-  Не плачь, Моня! - начала успокаивать смуглого курчавого мальчика Ирина Степановна и, сердито взглянув на Женьку, с упреком сказала: - Нехорошо, Женя, так поступать с друзьями! -  и  обратившись к другим, добавила: - Ребята, а вы можете играть в других героев из других книжек и фильмов! Моня, вот ты кем хочешь быть?

- Я буду граф Монте - Кристо! - шмыгнув носом, протянул Моня,

- А я - доблестным рыцарем Айвенго! -сказал Вова Цветочкин.

- А я – Алдаром  Косе! - усмехнулся Муса Алтынбаев.

С криками - «А я,.. А я...» - «герои» фильмов и книг разбирались, как горячие пирожки в базарный день. Ирина Степановна только и успевала кивнуть очередному претенденту на «героя», как он тут же кричал: «А я...!». Наконец, когда почти все «роли» были поделены, она посмотрела на Борю. Тот встал, как солдат по команде «смирно!», и, сунув правую ладонь меж пуговиц рубашки, с гордостью отчеканил:

- Я - Вронский!

Мгновенно наступила тишина, которую нарушил звук удара об пол тела Ирины Степановны, упавшей со стула в обморок...

(2003)
Опубликован в альманахе "Провинция-2005"