Пюхтица

Анжела Стальная
          Крестилась я поздно, но осознанно, в 34 года, вместе с дочкой, которой было
5 лет. Стала активно интересоваться духовной литературой, ходила с детьми на службы.
Сын маленький был крещён, ещё бабушкой. Тогда я это восприняла, как должное (как бы га-
лочку поставила), все маленьких крестят, болеть меньше будет. И только позже духовно
созрела сама. Во мне как бы большой вакуум стал наполняться светом православной жизни.

          И вот, поехали с детьми, вместе с православной школой, куда я их несколько лет
водила, в паломническую поездку, на 3 дня, в  Пюхтицкий Успенский женский монастырь. Но,
ни самая подробная информация, ни цветные фотографии - ничто не заменит самого первого
впечатления. Постаралась сохранить в сердце плавно поднимающуюся вверх дорогу, которая
подводит к Святым воротам; монастырскую стену, сложенную из серого,дикого камня; возне-
сённые высоко к небу зелёные главы Успенского храма, увенчанные золотыми крестами.

          Святая Гора (эстонцы называют её Куремяэ - Журавлиная гора)окутана таинствен-
ным очарованием, умиротворением, в нас как бы пропадает звук вечно подгоняющего нас
времени, и обретается возможность наконец побыть наедине с собой. Этот оазис правосла-
вия находится в Эстонии. За кладбищенской оградой по правую руку растёт дуб и другого
дуба в окрестностях нет, он единственный, от него ощутимо веет древностью. Низ как бы
расколот, когда-то в него попала молния. Но каждою весну  крона зеленеет. Древний его
ствол и корявые толстые ветви вот уже несколько веков молчаливо и верно хранят память о
совершившемся рядом чуде. По преданию, в XVI веке пастух-эстонец был свидетелем явления
Божей Матери, на святой Горе. Затем и приведённые им односельчане рассказывали, что
возле дуба, там, где являлась Богородица, нашли некий старый православный Образ. Они
отдали его русским крестьянам из соседней деревни Яам, а те сразу поняли, что перед 
ними - икона Успения Божией Матери. Она и сейчас находится в Успенском соборе.

          Ещё одна достопримечательность - это Святой источник у подножия горы. После
службы, многие спускаются к нему, с молитвой набирают воду. А рядом небольшая купальня.
Сначала заходят мужчины, и с песнопениями, трижды окунаются с головой, перекрестившись.
Затем, женщины. Полотенец не берут, обсыхают (мы летом были). И по дороге назад - это
чувство чистоты и свежести не покидает ещё долго.

         Монастырское хозяйство - натуральное, держится трудами насельниц. Монастырь
арендует у государства 75 гектаров земли. С них надо накосить сена для скотного двора,
надо вспахать, обработать, засеять; надо вырастить урожай пшеницы, ржи, овса, ячменя,
клевера, собрать его и на целый год обеспечить обитель хлебом. На делянках надо за-
готовить дров и привезти их в обитель. А уход за лошадьми? В хорошей, тёплой конюшне
их пять, холёных и гладких. На скотном дворе есть овчарня, хлев, где мирно жуют сено
18 дойных коров и большой курятник. Многие послушницы и монахини трудятся на кухне,
в пекарне, работают в швейной, переплётной, золотошвейной мастерских, занимаются
реставрацией икон.

         Без работы никто не сидит, паломникам тоже дают посильные послушания. Мы,
например, с дочкой, клумбу с цветами пололи, сын дрова к поленницам носил с другими
мальчиками. Там работа воспринимается иначе, всё как-то легко, быстро и абсолютно не
в тягость. И не забудем о постоянном, главном и общем для всех насельниц обители
труде - труде молитвенном. За нас всех, за мирян. Всего примерно 160 послушниц и
монахинь, от 24 до 83 лет; с разным образованием, от 4-х классов сельской школы, до
дипломов об окончании высшего учебного заведения. В до монастырской жизни с разными
занятиями: крестьянки, ткачихи, медицинские сёстры, инженеры, бухгалтеры... Общее у
всех одно: горячая, искренняя Вера в Бога и  призвание к монастырской жизни.

         На Святую Гору приводит только ПРИЗВАНИЕ.