Библиография Хазар. Неавторизованные. Рус

Олег Данкир
Альбом "Абоба-Плиска". Известия Русского археологического института в Константинополе. София, 1905. Альбом рисунков, помещенных в Отчетах Императорской археологической комиссии за 1882—1898 гг. СПб., 1906. В северо-восточной Болгарии находили обломки котлов с внутренними ушками еще в первые годы раскопок в Плиске [Альбом "Абоба— Плиска", 1905]. Это обстоятельство и послужило основанием для предположения о принадлежности котлов древним болгарам, хотя обнаруженные в Плиске впоследствии целые сосуды заметно отличались от нижнедонских. (Винников, Плетнёва.)

Афганистан в конце ХХ века. Это реферат с сайта: Банк рефератов по истории istreferat.popal.ru

Бабур-нама. Считается, что изначально хазарейцы были монгольским племенем, переселенным в Бадриз в XIII веке эмиром Аргуном, монгольским наместником Хорасана для создания этнической опоры своей власти, как сообщает нам важный исторический источник «Бабур-нама». anthropology.ru (Кожанов Н.А.)

Баварский географ. («Geographus Bavarus») долгое время ошибочно датировался XI-XII вв., а его создание связывалось с одним из баварских скрипториев. И то, и другое оказалось неверным. Записка (по крайней мере, ее единственный известный список) возникла в швабском монастыре Райхенау в верховьях Рейна, на юго-востоке Германии. Правильнее назвать этот источник не «Баварским», а «Швабским географом». Выяснилось также, что памятник много древнее и возник еще во второй половине IX века. В рукописи небольшой текст носит название «Описание народов и областей к северу от Дуная» и представляет собой перечень более полусотни племен и народов Центральной и Восточной Европы, у границ Франкского государства или вдоль торговых путей далеко за его пределами. Племена в основном славянские. Ближе к концу находим упоминание о Руси рядом с хазарами: «хазары (Gaziri)? 100 городов, Русь (Ruzzi), ... луколяне (Lucolane), венгры (Ungare)» и проч. Ученые разных стран выдвигают различные аргументы, предлагая тот или иной вариант прочтения загадочной фразы: “Caziri, civiyates С. Ruzzi. Forsderen. Liudi. Fresiti. Serauici. Lucolane. Ungare ”(в переводе: “Хазары. Городов 100. Русси. Форсдерен. Люди. Фрезити. Серависи. Луко-лане. Унгаре”. Племена волынцевской и развившихся из нее роменской, боршевской и окской культур заселили обширную территорию — лесостепные и отчасти лесные земли левобережья Днепра, верхнее течение Оки и Воронежское Подонье. Есть предположение, что сведения о славянах и Руси получены от будущего моравского архиепископа Мефодия, который после конфликта с баварскими епископами пребывал в изгнании в начале 870-х гг. и занесен вместе с учениками в числе здравствующей братии монастыря Райхенау в так называемую «Книгу побратимов». Брат Мефодия, св. Константин-Кирилл, также упомянут, но уже в качестве покойного. Весьма вероятно, что сведения о далеких славянских и не только славянских племенах, о Руси могли быть получены от Мефодия, которые собрал их в ходе миссионерской деятельности славянских первоучителей. Такая гипотеза увязывает два синхронных и по сути тождественных процесса: кирилло-мефодиевскую миссию в Великоморавском государстве и так называемое «первое крещение» Руси из Константинополя ок. 867 г. (известно по византийским источникам). Киев и мораво-баварское Подунавье уже в IX в. оказались соединены торговым путем «из немец в хазары». (Самойлова) Пашкина) (Херрман. Ruzzi)

Бундахишн. Известно, что еще задолго до Фирдоуси, в древности, начал формироваться прототип «Шах-намэ» («Книга царей») — жанр хроники, так называемая «Книга владык» («Хвадай-намак»), например, официальная пехлевийская хроника VI века — история иранских царей династии Сасанидов (III—VII вв.). При дворах сасанидских царей велись и тщательно сохранялись хроники всех царствований. Один из сводов истории Ирана («Книга владык») был составлен по указу Ездигерда III, последнего иранского царя сасанидской династии, погибшего потом при нашествии войск Арабского халифата (VII в.). Эта история (легендарная ее часть) отражается и в зороастрийской книге «Бундахишн», что не случайно, ибо зороастризм являлся государственной религией Сасанидского государства.

Былина русская. В русской былине «Бой Ильи Муромца с Жидовином» его побил Илья Муромец. Там он назван Нахвальщиной, похвалялся своей силой. „Из этой земли из Жидовския приехал Жидовин могуч богатырь». (Вернадский)

Бытие. 10, 3. К Яфету обычно возводились родословные северных народов. А хазары возводятся к Тогарме. Магогом, согласно Книге Бытия, X. 2-3, звали оклеветанного дядю Тогармы. Сыном Тогармы был Хазар. Иосиф происходил от сыновей Тогармы (седьмой) (Кестлер) (Новосельцев)

Венгры в Восточной Европе // Археология СССР Финно-угры и балты в эпоху средневековья М., 1987. (Кестлер)

Волжская Булгария в домонгольское время (Х - начало XIII веков). Казань, 1997. (Кестлер)

Волжская Булгария и монгольское нашествие: Сборник. Казань, 1988. (Бариев)

Вопросы этногенеза тюрко-язычных народов Среднего Поволжья: Сборник статей. Казань,1971. (Бариев)

Воскресенская летопись. СПб., 1908. (Бариев) (Новосельцев) (Артамонов)

Восточные источники по истории Дагестана: (Сб. статей и материалов). Махачкала, 1980. (Кестлер)

Галльская хроника. Около 440 г. аланский вождь Бохар получил для своей орды земли в Арморике, между нижней Луарой и Сеной. Имя Еохар может быть выведено из осетинского языка: ieukhar означает "едок проса" по-осетински. В "Галльской хронике" (около 440 г.) зафиксировано, что во времена поселения на новых землях аланы встретились со значительным сопротивлением, которое, однако, было сломлено. Имя реки Дон, притока Видены, может рассматриваться как свидетельство аланской колонизации в Арморике. (Вернадский)

Гениалогия тюрок. К 5-6 векам, вероятно, можно отнести и указания на давнюю связь хазар и русов в сочинении "Генеалогии тюрок" (они сложились в хазаро-персидской среде в VIII — X вв.), где Хазар и Рус — родные братья. (Галкина)

Дербент-Намэ. К древней истории восточного Кавказа. Тарихи Дербент-намэ (с 9 приложениями) / Пер. с азербайджанского Велимбекова. Тифлис, 1898 (примечания заимствованы у Казембега). (Артамонов)

Дербентские хроники. Хазары упоминаются в дербентских хрониках конца XI — начала XII в. (Ишутринов)

Документы Нойбауэра и Манна. Только два документа, обнаруженные в каирской генизе и опубликованные Нойбауэром и Манном, с очевидностью свидетельствуют о мессианском движении в Хазарии в XI и XII вв. Первый: «Во дни правителя, чьё имя было аль-Афдаль, восстали сыны притеснителей народа израильского и возомнили себя пророками, но ошиблись они в пророчествах своих. В горах земли Хазарской появился еврей, чьё имя было Соломон бен-Дуги. Имя сына его было Менахем, и был с ними один красноречивый муж, чьё имя было Эфраим бен-Азария Иерусалимлянин, известный как бен-Сахалон [Сахлун?]. Они написали письма ко всем евреям, живущим поблизости и вдали, во все страны, лежащие вокруг них… Во всех письмах говорилось, что пришло время, когда Бог решил собрать Свой народ Израильский ото всех земель в Иерусалим, святой град, и что Соломон бен-Дуги был Илией, а сын его Мессией». (Аль-Афдаль, фатимидский визирь, правил в Египте в 1094-1121 гг.) Во втором документе, повествующем о событиях ок. 1096 г., содержится следующее: «И все общины были взволнованы и обратились к Богу постом и милостыней. И так из области Хазарии, как они говорили, двинулось семнадцать общин в ‘пустыню народов’, и мы не знаем, соединились ли они с коленами или нет». Оба этих источника до сих пор не фигурируют в русских исследованиях по хазароведению, тем более — по «Палее Толковой». (Грищенко)

Дорогами тысячелетий: Сборник исторических очерков и статей. Книга первая. М.,1987. (Бариев)

Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования. 1975. М., 1976. (Астайкин)

Древнетюркский словарь. Л., 1969. (тексты, из которых видно, что ябгу ниже хакана, но выше шада). (Новосельцев)

Еврейская энциклопедия. Петербург, 1906-1913, тт. 1-16. В томе 1 содержится большая статья и литература о Халеви. (Артамонов)

Еврейский ученый Иехуда ha-Леви, писавший около 1140 г., ссылаясь на какие-то летописные книги, считал, что хазарский царь принял иудейство за 400 лет до него, т.е. около 740 г. Эту дату принял и пытался обосновать Д. Данлоп.

Жизнь и известия о Багратидах. В грузинском источнике "Жизнь и известия о Багратидах" говорится, что Ираклий оставил для осады Тбилиси "Эристава Джибго", т.е. джебу-кагана армянского историка, а сам пошел воевать с царем Хуасро (Хосровом). "Джибго этот после немногих дней взял Калу (цитадель Тбилиси), пленил упомянутого начальника крепости, наполнил ему рот драканами (драхмами), затем снял с него живого кожу и послал вслед за царем в Гардабан, в дом Вараза-Григола". Это приблизительно соответствует другому грузинскому источнику – «Обращение Грузии».

Житие Иоанна Готского. Из византийской житийной литературы прямое отношение к хазарской теме имеет «Житие Иоанна Готского», записанное в начале IX века.

Житие Стефана Сурожского. Из византийской житийной литературы прямое отношение к хазарской теме имеет дошедшее до нас в славянорусской редакции «Житие Стефана Сурожского», записанное в начале IX века.

Западнославянская этногенетическая легенда. Рус — князь, родоначальник и вождь племени русов, названного по его имени. Брат Чеха и Леха. Корни легенды уточняются. Герои фигурируют как три «хорватских брата» у краковского епископа Богухвала (умер в 1253 г.), а затем в «Хронике» Пшибика Пулкавы с Раденина, у Яна Длугоша и т.д. (Википедия)

Из истории ранних булгар: Сборник. Казань, 1981. (Бариев)

Известия византийских историков, объясняющие Российскую историю древних времен и переселения народов. СПб. 1770-1775. Ч. 1-IV. (Астайкин)

История Восточной Римской империи. Глава о хазарах. Вышла в Лондоне в 1912 году.

История Ирана с древнейших времен до конца XVIII в. Л., 1958. (Новосельцев)

История Казахской ССР. Т.1. Алма-Ата, 1957. (Бариев)

История на България: Първа Бългорска держава. София, 1981. (Новосельцев) (Комар В.)

Казанская история. М., Л., 1954. (Бариев)

Казачий cлoвapь-cпpaвoчник. Кaзap.

Картлис цховрэба. Древнеармянский перевод "Картлис цховрэба". Тбилиси, 1953. Тбилиси, 1955. На др.-груз. яз. Памятники древне грузинской агиографической литературы. Тбилиси, 1964. Вып. 1. Обширный свод грузинских летописей "Картлис цховрэба" сложился в XII в. В его состав вошло несколько сочинений очень сложного состава. Упоминания там о хазарах исторической ценности, как правило, не имеют. (Новосельцев)

Китай. Annals of The Former Han (Ch'ien Han Shu). Английский перевод гл. 96: A. Wylie, "Notes on the Western Regions, IASG, 10 (1881). Китай. Шиен Хан Шу. "История старшей Хань", скопированная в первом веке н.э. События в Центральной Азии, которые обладают значимостью для понимания причин западного движения как сарматов, так и гуннов, лучше всего прослеживаются в китайских хрониках. (Вернадский)

Китай. Annals of The Later Han (Heou Han Shu). Французский перевод гл. 118: Chavannes, "Les pays d'Occident d'apres ie Heou Han Chou", TP, 8 (1907). Китай. Хеоу Хан Шу. "История младшей Хань", скопированная во второй четверти пятого века н.э. События в Центральной Азии, которые обладают значимостью для понимания причин западного движения как сарматов, так и гуннов, лучше всего прослеживаются в китайских хрониках. (Вернадский)

Китай. Historical Records (Shi-ki). Английский перевод. F. Hirth, "The Story of Chang K'ien", IAOS, 37 (1917). Шики. "Исторические записки", начатые в конце второго века до н.э. и законченные между 74 и 49 гг. до н.э. События в Центральной Азии, которые обладают значимостью для понимания причин западного движения как сарматов, так и гуннов, лучше всего прослеживаются в китайских хрониках. (Вернадский)

Китай. T'ang-shu. Chinese chronicle by the anonymous authors. T'ang-shu reads: "K'o-sa [Khazars]. belong to the stock of the Turks." (cited in Peter Golden, Khazar Studies). Тан шу (T'ang-shu) перевод Бичурина, Собрание сведений. (Brook)

Китай. Гуаньму – Китайские сведения о древнем Китая в передаче Бичурина (История Китая). Эти сведения дают нам дату 555 г., когда эфталиты были разбиты тюркютами.

Китай. Ляоши. О фициальная история династии Ляо

Книга Велеса. (Киракошьян)

Легенда о Нибелунгах. Поэтическая легенда о девятилетнем мальчике, брошенном с отрубленными руками и ногами в болото, от которого потом произошли Ашина и гунно-тюркюты, в переводе с гуннского на древнетюркский, потом на китайский и, наконец, на европейские, превратилась в изложение сюжета, как если бы кто-либо составил пересказ «Песни о Нибелунгах», убрав из неё все удачи. Скорее всего Песнь о Нибелунгах является таким же отзвуком гуннской трагедии, как и легенда о волчице. Только западный вариант сохранился лучше, так как пергамент сохранился лучше, чем береста.

Мифы народов Мира. 1980. По-видимому, в древности этноним ас как название восточных народов использовался весьма активно и у западных народов. Так, в скандинавской мифологии асами называли основную группу богов, в то же время утверждалось, что асы происходят из Азии, намекая на идентичность слов асы и Азия.

Моджмал ат-таварих. Тегеран, 1939: На перс. яз. ("Собрание историй"). Анонимная компиляция начала XII в. (1126 г.). Начинается она с мифических царей Ирана, причем автор прямо говорит, чем он пользовался,— трудами Ибн Мукаффы, ат-Табари, Фирдоуси. Истрин цитирует из этого сочинения: «Рассказывают также, что Рус и Хазар были от одной матери и отца. Затем Рус вырос и, так как не имел места, которое ему пришлось бы по душе, написал письмо Хазару и попросил у того часть его страны, чтобы там обосноваться. Рус искал и нашел места себе». Затем следует история Сасанидов, тюрок, греков, евреев, арабов, мусульманских государств до Газневидов и Сельджукидов. Самое интересное в этом труде для нашей цели — объяснение различных титулов правителей и должностных лиц. Последняя часть — географическая, где изложение идет по климатам. Есть там родословная хазар. Здесь хазары вместе с турками, русами, булгарами, буртасами, славянами, китайцами и другими северными и восточными народами возводятся к Яфету и, ссылаясь на какие-то "Книги путей и стран", дает краткое описание страны хазар и их столицы г. Хазаран на р. Атиль. А затем излагается красочная легенда о взаимоотношениях братьев: Хазара, Руса и Славянина. Она также основана на данных, взятых у арабских географов IX—Х вв. о хазарах, славянах и русах, но персонифицированных в образах легендарных родоначальников этих народов. В качестве других братьев Хазара названы Турок, ас-Чин (китаец), все они для анонимного автора выступали как родственные северные народы. (Новосельцев) (Истрин)

Мокцевай картлисай. Фрагменты древнейших грузинских летописей вошли в состав "Мокцевай картлисай" ("Обращение Картли"), памятника, скорее всего, IX-Х вв. В них есть данные о хазарах VII в. (Новосельцев)

Надгробные надписи в юго-восточной части Крыма и на Таманском п-ове, входивших в Боспорское царство. Первые свидетельства о евреях на территории бывшего СССР относятся к 1 в. н.э. Это, в основном, документы об освобождении рабов их владельцами-евреями и надгробные надписи, обнаруженные в юго-восточной части Крыма и на Таманском п-ове, входивших в Боспорское царство.

Новгородская Первая летопись-М-Л., 1950. В Новгородской I летописи вместо «и прииде к Киеву» читается: «и приведе к Киеву», в значении «привел в зависимость от Киева» (Повесть временных лет). (Новосельцев)

Обращение Грузии. Перевод Такайшвили Е.С. В грузинских источниках взятие Тбилиси хазарами и мучительная казнь начальника крепости в 627 г. излагаются несколько иначе, чем в Истории агван. В "Обращении Грузии" говорится, что Ираклий оставил для осады Тбилиси "Эристава Джибго", т.е. джебу-кагана армянского историка, а сам пошел воевать с царем Хуасро (Хосровом). "Джибго этот после немногих дней взял Калу (цитадель Тбилиси), пленил упомянутого начальника крепости, наполнил ему рот драканами (драхмами), затем снял с него живого кожу и послал вслед за царем в Гардабан, в дом Вараза-Григола".(Артамонов)

Опыт моделирования этнического образа Аттилы по данным письменных источников// Историк и его дело (Серия памяти В.Е. Майера) Межвузовский сборник научных трудов. Ижевск, 2003. (Пузанов)

Палея Толковая. Предполагается, что Палея направлена против иудейского мессианства на Руси. Интерес к точному времени написания «Палеи» проявляли и проявляют не только русисты-медиевисты, но и гебраисты, т.к. общепризнано, что «Палея» является ответом на мессианское движение среди иудеев Восточной Европы.

Патерик Киевского Печерского монастыря. Изд. Археографической комиссии. СПб., 1911. Мессианское движение 1096 г. в среде византийских иудеев, охватившее различные области Империи, в том числе и Крым, нашло отражение в известном рассказе Киево-Печерского патерика о мученической смерти преп. Евстратия Постника, захваченного в плен половцами во время их набега на Киев летом 1096 г. и проданного затем вместе с другими пленниками некоему еврею из Корсуни (Херсонеса). Согласно повествованию Патерика, Евстратий за отказ принять иудаизм был предан мучительной смерти: на Пасху 1097 г. (5 апреля) он был пригвожден к кресту и спустя 15 дней умер. Автор патерикового "Слова" говорит о необычном "дерзновении" иудеев "по всей области Греческого царства", а также о расправе над ними вскоре после гибели преп. Евстратия. (Карпов Ю.) (Артамонов)

Персидское «Собрание историй» в начале XII века[1]: Рассказывают, что Рус и Хазар были от одной матери и отца. Затем Рус вырос и, так как не имел места, которое ему пришлось бы по душе, написал письмо Хазару и попросил у того часть его страны, чтобы там обосноваться. Рус искал и нашёл место себе. Остров не большой и не маленький, с болотистой почвой и гнилым воздухом; там он и обосновался. Место то лесистое и труднодоступное, и никогда ни один человек не достигал того места, разве что Гуштасф по приказу отца своего Лехрасфа в то время, когда Кей-хосров (упомянуты три эпических героя, священных для индоиранцев задолго до нашей эры) его послал к хазарам и аланам, и об этом будет сказано в своём месте, если захочет бог. Рассказывают также, что у Руса был сын, которому в схватке с каким-то человеком разбили голову. Он пришёл к отцу весь в крови. Тот ему сказал: «Иди и порази его!» Сын так и сделал. И остался такой обычай, что если кто-либо (русов) ранит, они не успокоятся, пока не отомстят. И если дашь им весь мир, они все равно не отступятся от этого. И один другому у них не оказывает доверия. Когда родится сын, отец кладет ему на живот меч и говорит: «Вот тебе наследство!» ...И Славянин пришел к Русу, чтобы там обосноваться. Рус ему ответил, что это место тесное (для нас двоих). Такой же ответ дали Кимари и Хазар. Между ними началась ссора и сражение, и Славянин бежал и достиг того места, где ныне земля славян. Затем он сказал: "Здесь обоснуюсь и им легко отомщу". (Славяне) делают жилища под землей, так чтобы холод, который бывает наверху, их не достал. И он (Славянин) приказал чтобы принесли много дров, камней и угля, и эти камни бросали в огонь, и на них лили воду, пока не пошел пар и под землей стало тепло. И сейчас они зимой делают так же. И та земля обильна. И много занимаются они торговлей... Этот сюжет отчасти напоминает[3] сюжет Повести временных лет о посещении апостолом Андреем с учениками — словен в округе будущего Новгорода, где апостол удивлялся парным баням словен[4][5]. (Википедия)

Полное собрание русских летописей. М., 1962. М., 1982. (Новосельцев) (Бариев) (Артамонов)

Польская летопись. В 1349 г. Джанибек вынужденно сдавал позиции. Анализ малоизвестной польской летописи показал, что Польша смогла овладеть “Русской землей”, лишь договорившись в 1349 г. с татарами — “nuncii Tartarorum venerunt ad Regem Poloniae. Et in fine eiusdem anni Rex Kazimirus terram Russiae obtinuit” (Котляр 1968).

Путь из Булгара в Киев: Сборник. Казань, 1992. (Бариев)

Рекомендательное письмо. Сохранился формуляр "рекомендательного письма" для евреев, путешествовавших по торговым, религиозным или другим делам из Руси в Иерусалим через Салоники; письмо это датируется предположительно концом XI в. Сама форма документа - формуляр, а не конкретное послание - указывает на устойчивые связи между салоникскими и русскими (прежде всего киевской) еврейскими общинами. Такие же, если не более устойчивые, связи соединяли киевских иудеев с их единоверцами, жившими в Крымской Хазарии. (Карпов Ю.)

Свод древнейших письменных известий о славянах (VI-IX вв.). М., 1995. Т. II. (Кестлер)

Сельская книга. Сельская книга памяти воинов, погибших в боях при освобождении села Верхний Салтов, села Украинка Волчанского района Харьковской области. - Харьков: Типография ВИ НГУ. 1998. По этой книге становится понятно, что некрополь Верхнесалтовского памятника занимает площадь около 100 га, где есть не менее 40 тыс. катакомб. (Крыганов)

Синкасарь. Записки Одесского общества истории и древностей. 5 Т. Одесса. 1863 г. Синаксарь - греческая рукописная книга религиозного содержания. В средние века он хранился в одном из христианских монастырей Сугдеи, и его владельцы время от времени делали на его полях пометки об интересных с их точки зрения событиях. В середине 19 века судакский Синаксарь был обнаружен на острове Халка в Средиземном море и опубликован в 1863 г. в пятом томе " Записок Одесского общества истории и древностей "

Сказание о царстве Казанском. М., 1959. (Бариев)

Скифы. Хазары. Славяне. Древняя Русь. Международная научная конференция тезисы докладов. СПб., 1998. (Кестлер)

Славяне и их соседи. Еврейское население Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Средние века - начало Нового времени Сб. тезисов М., 1993. (Кестлер)

Славяне и скандинавы. М., 1986. (Новосельцев)

Словарь книжников и книжности Древней Руси, XI — первая половина XIV в. Л., 1987. (Новосельцев)

Слово о полку Игореве (Москва, 1800; переиздание: Москва, 1920).

Советская историческая энциклопедия. Болгария Волжско-Камская. Т.2.М., 1962. (Бариев)

Степи Евразии в эпоху средневековья. М., 1981. (Бариев)

Тарих ал-Маусил, талиф Аби Закарй-а Йазид ибн Мухаммад ибн Йиас ибн ал-Касим ал-Азди. Тахкик Али Хабиба. Ал-Кахира, 1387 Х.-1967 м. (Гараева)

Тарих Баб ал-абваб. Относится к группе исторических источников на арабском и персидском языках — местные истории, в основном из прикаспийских областей. Ширванские, арранские и дербентские хроники, составленные в самом начале XII в. на арабском языке. Извлечения из этой летописи уцелели при своеобразных обстоятельствах. В конце XVI в. османские войска оккупировали Закавказье и в числе прочей добычи вывезли оттуда рукописи, в том числе "Тарих Баб ал-абваб". Изложение событий в "Тарих Баб ал-абваб" начинается со второй половины VIII в. и заканчивается 1075 г. В этом источнике много новых данных о русах на Кавказе Х — первой трети XI в. Здесь же есть сведения о хазарах IX—X вв., т. е. времени, когда других известий об их политической активности на Кавказе мало. (Новосельцев)

Тарих Халифа ибн Хаййат ли-л-имам ал-мухаддис Аби Умар Халифа ибн Хаййат Шабаб ал-Усфури. Тахкик Акрам Дийа ал-Умари. Ан-наджаф. 1386 Х. 1967. (Гараева)

Татары Среднего Поволжья и Приуралья. М., 1967. (Бариев)

Труды Волго-Донской археологической экспедиции. Т. 1 // МИА. 1958. Т. 2 // МИА. 1959. Т. 3 // МИА. 1963. № 109. (Артамонов)

Форум в Интернете. Происхождение хазар. Ответы и комментарии.

Форум молдавский. Problema Evreiasca in Romania. Moldova > Hardcore Moldovenesc > Politica

Хазарская миссия святых Кирилла и Мефодия // РБ. 1895. Август. (Астайкин)

Хазарские книги. Иосиф упоминает о каких-то хазарских книгах, но нет оснований считать эти книги ("сфарим") историческими трудами. (Новосельцев)

Хазарские письма. In Yevreiskaya Biblioteka, vii., St. Petersburg, 1879. Хазары в Еврейской энциклопедии. (Розенталь)

Хвадай Намак Данишвара. Табари и Фирдоуси, восходя к одному источнику (по-видимому, «Хвадай Намак Данишвара), дополняют друг друга, и рифмованное повествование иногда оказывается более полным, чем прозаическое. Составители "Хвадай-намак" никаких предшествующих (до VI в.) среднеперсидских сочинений исторического жанра не знали. Подробный и связный рассказ в "Хвадай-намак" начинался, по-видимому, с V в. Но даже для VI в. информация этого источника была еще явно неполной, и к ней, особенно в арабских обработках, надлежит относиться критически. (Новосельцев) (Артамонов)

Хронограф. В XVII веке (как считает большинство историков) легенда о Русе нашла отражение у русских летописцев и авторов популярных тогда «Хронографов»; она начинает текст утраченной «Иоакимовской летописи» (пространные выписки из которой сохранились в трудах В. Н. Татищева) и некоторых других. В этом рассказе Рус — брат князя Словена, также родоначальника и вождя славян; они вместе двинулись из Причерноморья на север. Упоминается также их сестра Илмера, по имени которой якобы называется озеро Ильмень. Рус признается эпическим основателем города Руса. (Википедия)

Хронос. Даты. Хроника хазар в Интернете. 2006 г.

Этногенетические легенды словено-русов. Сюжет из персидского «Собрания историй» начала XII века[1] , что Рус и Хазар были от одной матери и отца, отчасти напоминает[3] сюжет Повести временных лет о посещении апостолом Андреем с учениками — словен в округе будущего Новгорода, где апостол удивлялся парным баням словен. Противопроставление здесь Руса и Славена отличается от этногенетических легенд самих словено-русов, где Рус и Словен выступают скифскими князьями, друзьями или братьями. (Википедия)