Моряк не профессия, а убеждение...

Морской Профсоюзный Телеграф
ВНИМАНИЕ: ВЫ МОЖЕТЕ ТАКЖЕ ОЗНАКОМИТЬСЯ И СДРУГИМИ НЕ МЕНЕЕ ИНТЕРЕСНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ ПО ВАШЕМУ ВЫБОРУ, ЕСЛИ ЗАЙДЁТЕ НА САЙТ ГАЗЕТЫ "МОРСКОЙ ПРОФСОЮЗНЫЙ ТЕЛЕГРАФ", КОТОРАЯ ИЗДАЁТСЯ БАЛТИЙСКОЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ РОССИЙСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЮЗА МОРЯКОВ (БТО РПСМ): www.bro.ru   

"МОРЯК НЕ ПРОФЕССИЯ, А УБЕЖДЕНИЕ..."

Поэтов-песенников в нашей стране тьма-тьмущая, но таких, как Александр Городницкий – раз-два, и обчёлся. «Он свой, нашенский», - говорят про своего земляка питерские моряки. Другие же, услышав сочинённые Городницким песни, особенно те, что пронизаны стихией моря и красотой загадочных островов, добавят: «Поэт от Бога». И лишь немногие, покачают головой и промолчат. Но зависть здесь не причём. Всё гораздо банальнее: просто они теряют дар речи, когда попадают под очарование атлантов, держащих небо на каменных руках, или их настигает грусть пустых пристаней.
Как вы уже успели догадаться, наш рассказ посвящён стихам и песням этого, одного из самых известных, «шестидесятника», на творчестве которого выросло не одно поколение советских граждан. А возможно, некоторые и стали моряками, услышав песни об изумрудной траве Бермудских островов, Сенегале, парусах «Крузенштерна», корабельном креномере, который ценней иных приборов, и ножке французского посла.

Александр Городницкий в особом представлении не нуждается: перечисление его званий и регалий займёт, наверное, не одну страницу. Вот лишь некоторые из них: геофизик, профессор, член бюро Секции наук о земле РАЕН, председатель Рабочей группы по геомагнитным и электромагнитным исследованиям океана в Совете по Мировому океану при Президиуме РАН, председатель Рабочей группы по магнитным аномалиям морей и океанов во Всероссийском Совете по геомагнетизму горных пород и палеомагнетизму при Президиуме РАН, член Ученого совета Института океанологии, член Ученого совета Международного университета в Дубне, член геофизического Совета РАЕН, член Рабочей группы по геотермии при Президиуме РАН и т.д.
Однако, прежде всего, Александр Моисеевич Городницкий известен ещё и как поэт, писатель, а также автор и исполнитель замечательных песен, большинство из которых стали поистине народными. Эту нехитрую музыку с простыми, но такими искренними словами, можно услышать  в самых неожиданных местах: в поезде, машине, а также в кают-компаниях пароходов где-нибудь на самом краешке земли. Ведь российских моряков, как и геологов вместе с полярными лётчиками, можно, вне всякого сомнения, отнести к почитателям таланта «шестидесятника». Они понимают его песни с полуслова и ценят его творчество, поскольку не всякий напишет, что «моряк не профессия, а убеждение...». Такое под силу лишь избранным, имеющим непосредственное отношение к морю. Александр Городницкий как раз один из них.
Он провел, как он сам поет, «тридцать пять с половиною лет» в различных океанографических экспедициях, благодаря которым «геофизик, бард, для женщин - Саша» окончательно и бесповоротно связал свою судьбу с морем, посвятив морской стихии и всему тому, что с ней связано, немало прекрасных строк. И как любой приличный курсант, начинающий свое знакомство с морем с парусников, знакомство Александра Моисеевича с морем началось с легендарного «Крузенштерна». Именно тогда, в начале 60-х, в творчестве барда берет свое начало «морская» линия.

Расправлены вымпелы гордо.
Не жди меня скоро, жена,
Опять закипает у борта
Крутого посола волна.
(«Паруса «Крузенштерна», 1963 г.)

Александр Городницкий до сих пор вспоминает эти паруса с трепетом. По признанию автора, чувства, которые он питает к четырёхмачтовому барку, сравнимы, разве что, с первой любовью.  А она, как известно, никогда не забывается. Надо сказать, что от такой любви Городницкий, будучи мальчишкой, просто голову терял. В одном из своих интервью он рассказал следующий случай: «Залез наверх. Заглянул вниз. Судна нет! Внизу какая-то щепка, а вокруг вода. Дальше ничего не помню – знаю о случившемся только со слов старпома, который мне сообщил, что снимали меня втроем: двое матросов страховали, а третий пытался отжать мои пальцы от вантины. Но безуспешно, хотя тот человек, старшина Овчухов, был гигантской физической силы: подковы руками разрывал. Пришлось ему дать мне подзатыльник, чтобы я отключился – только тогда сумели снять...»
Сейчас «шестидесятнику», которому теперь за шестьдесят, грустно, что те незабываемые дни, проведённые на паруснике, уже не вернёшь:

На корме «Крузенштерна», как прежде, встречаю рассвет,
Приготовясь сойти на безлюдную пристань.
Промелькнули, как миг тридцать пять с половиною лет.
Я вернулся на борт. Ненадолго вернулся - туристом.
(Прощание с «Крузенштерном» ,1998 г.)

В 70-х Городницкий в составе океанографических экспедиций выходит в моря на научно-исследовательском судне «Дмитрий Менделеев». Тогда же появляются такие песни, как «Остров Гваделупа», «Пролив Сангар», «Панамский канал», а также, после посещения судном берегов Африки, игривая песенка «Жена французского посла»:

Мне не Тани снятся и не Гали,
Не поля родные, не леса, —
В Сенегале, братцы, в Сенегале
Я такие видел чудеса!
Ох, не слабы, братцы, ох, не слабы
Плеск волны, мерцание весла,
Крокодилы, пальмы, баобабы
И жена французского посла.

Но, смех смехом, а спустя некоторое время Городницкий действительно встретил женщину, о которой с особой теплотой вспоминал на протяжении почти четырех десятков лет. И об этом нам бы хотелось рассказать поподробнее, потому что такие чудесные истории в жизни случаются очень редко, и иначе, как знаком судьбы, их назвать нельзя.
А история берет начало в 1974 году, когда то же самое судно, «Дмитрий Менделеев», зашло в порт Веллингтон в Новой Зеландии, и судьба свела ученого-геофизика Городницкого с девушкой безумной красоты по имени Джуди.

Здесь от одиночества свихнулись параллели,
Меридианы заштормили в паруса!
А в бухте Веллингтона "Дмитрий Менделеев"
Два якоря стравил, конечно, неспроста!

Он геофизик, бард, для женщин - Саша.
Она - писатель, коммунист и потому,
Сказала Джуди барду: воля Ваша,
Но Вы мне нравитесь, не знаю, почему!

И кто знает, как бы сложилась дальнейшая судьба Александра Моисеевича, если бы не всевидящее око политрука, с которым спорить о любви было бесполезно: эта привилегия советским морякам не полагалась. Дисциплина прежде всего! Когда настало время уходить - «ремонт закончен, бухта ждёт других», - Джуди передала замполиту письмо с колечком: она хотела таким образом раскрыть свои чувства советскому Александру. Но, замполит, как нетрудно догадаться, ничего не передал, а девушку наградил … портретом Ленина: якобы подарок от любимого.
Естественно, поэт ничего этого не знал, поскольку от него всё тщательно скрывали. Очевидное открылось только тогда, когда уже было поздно что-либо менять. И, возможно, оно и к лучшему. Если бы Александр Моисеевич окунулся в омут страстей и остался бы на чужбине, тогда мы бы сейчас не слушали его замечательных песен и стихов. Да и Джуди, кстати, жаловаться не на что. У неё тоже сложилось всё хорошо: она стала известной детской писательницей.
Но самое удивительное, пожалуй, состоит в том, что спустя много лет Александр Городницкий всё-таки увиделся со своей Джуди. Знаменательное и трогательное событие в жизни двух людей, которые давным-давно расстались, казалось бы, окончательно и бесповоротно, произошло, когда он оказался в Новой Зеландии и выступил с концертом по приглашению Клуба бардовской песни. С невероятным трудом, чтобы доставить радость любимому автору-исполнителю, русские «новозеландцы» ту самую Джуди не только нашли, но и организовали встречу с ней. На концерте в Окленде рядом с Александром Городницким на сцене стояла та самая Джуди Холоуэй.

«Быстрой водой утекающих лет необратимое время течет.
Тем, для кого миновало полвека, тридцать часов перелета не в счет.
Канули в ночь гималайские склоны, от неподвижности ноги свело,
Новой Зеландии берег зеленый снова плывет под крылом.
Хэллоу, Джуди, хеллоу, Джуди, я вернулся опять!
Хэллоу, Джуди, хеллоу, Джуди, выйди друга встречать…
… Южный ветер щеки студит, а на сердце тепло
Хэллоу, Джуди, хеллоу, Джуди, хеллоу.

Нам остается лишь добавить, что, несмотря на то, что Александр Городницкий давно не живёт в нашем городе - по долгу службы ему пришлось переехать в Москву в 1972 г., - тем не менее, на берега Невы он наведывается не редко. И кстати, очередное выступление состоится совсем скоро: 26 февраля нового года в Театре Эстрады им. Райкина. Причём, судя по названию на афише «Мы вернёмся к тебе, океан…», Александр Моисеевич будет петь морские песни и, наверное, читать стихи про море, острова и «родную» гавань. Какие именно, доподлинно неизвестно, но зато известно, что тот, кто пойдет на концерт знаменитого барда, получит  истинное удовольствие.