Письмо племяннику 1

Александр Гурьянов
Привет, мой крестный сын!

Так уж выходит, что километры разделяют нас, а кроме них, к сожалению, разделяет нас время. Время постоянно норовит испариться, подобно эфиру, его мы стараемся наполнить кажущимися сперва важными моментами, но на поверку оказывается, что истраченное и сожженое время не оставило в руках ничего, кроме пепла разочарования.

Боюсь, мой первый пассаж оказывается слишком пессимистическим, потому начну заново:

Привет, Владик!

Последний раз, когда я был у вас дома, я успел немного насладиться "домашним видео", в котором ты выступал в составе хора. Знаешь, такие крупицы, как это видео - они в будущем будут нести тебе тонны позитивной энергии! В какие-то моменты тебе, возможно, ты сам не будешь нравиться (большинство из нас проходят такую стадию), но потом ты все поймешь.

Я смотрел это видео и в душе безмерно восхвалял твою маму, мою сестру, которая сделала столь мудрый выбор, направив тебя учиться в музыкальную школу! Как бы трудно тебе порой ни было, совмещая "гражданскую" и музыкальную школу, стараясь и там и там получить достойные результаты, все равно, каждый раз, занимаясь музыкой, каждый раз, открывая рот для пения, ты становишься богаче!

Вообще, мое твердое убеждение, что жизнь целостно можно постигать многими путями, например, через математику, или глубокое изучение языка, литературы, но, наверное, самое быстрое и качественное постижение гармонии дарует музыка, а в особенности - пение, потому что для пения необходима гармония звучания как внутри, так и снаружи.

Знаешь, я часто размышляю над письмом тебе, очередным, по счету - вторым, с дистанцией едва ли не в год от первого, часто в моей голове возникают какие-то назидательные мысли, но мне кажется, что человек очень плохо усваивает чужие ошибки, потому, наверное, есть такая меткая фраза, что история учит только одному, что она ничему не учит!

Каждый человек, давая советы, старается, чтобы ты не повторил его ошибок, но ведь ты живешь другой жизнью! То, что человек считает ошибкой, для тебя может оказаться победой, а потому - любой совет взвешивай на своих внутренних весах совести, хорош ли он.

Многому меня научила в человеческом плане моя физ-мат школа, но основной, и едва ли не первый урок, полученный мной в школе, был на уроке математики, в восьмом классе, когда учительница, Елена Кирьяновна, сказала нам не верить ей на слово. Что бы она ни говорила - не верить, потому что если это не доказано, то это всего лишь личное мнение, не более того.

Тебя могут убеждать, давить авторитетами, но всегда старайся помнить, что необснованное может быть ложным. Наверное, тогда лично я научился спорить с собой, потому что понял, что и мои мысли могут быть оспорены. Понятия "хорошо" и "плохо", "добро" и "зло" - все это рассыпается на бесчисленное количество уточняющих вопросов, понятий и так далее. Такие споры с собой помогают развить риторику, наверное, иногда, крайне редко, они приводят к результату, но часто они приводят лишь к пониманию, что многое из того, что говорится, может быть справедливо оспорено. А ответы, лично для себя, я, как правило, определяю "по совести", как она мне скажет, потому что "добро" - сугубо индивидуальная штука, определяющаяся тем, что ты слушал, тем, что ты когда-то делал, людьми, с которыми ты общался, книгами, что прочитал... Для каждого правда своя. Это моя аксиома, то есть утверждение, которое я не доказываю, а принимаю так, как есть. Каждый человек считает себя правым. Даже, если он делает откровенную гадость, то он может просто недостаточно образован, недостаточно воспитан и так далее, чтобы понять, что поступает неверно. Разумеется, это не может оправдывать таких людей, но должно показать тебе, что нет людей, которые считают себя плохими, неадекватными, недостойными, глупыми. Разве что, какие-то клинические случаи.

Так вот, это все было вступление!
На самом деле, я хочу поддержать тебя - радуйся музыке, находи в ней гармонию, потому что гармония - единственный способ отделить плохое от хорошего. Наверное, когда-нибудь у тебя возникнет усталость от занятий музыкой, возможно, у тебя будет период отвращения к ней, потому что все, чем мы занимаемся долго в юном возрасте, в какой-то период может раздражать нас. Скажу лишь, что если случится с тобой такое - не вини ни себя, за то, что тратил время на музыку, ни маму, за то, что настояла на твоих занятиях - все пройдет, пройдет и волна неприязни, которая сменится спокойным наслаждением имеющимися навыками.

Еще хочу сказать, что несколько сожалею о том времени, когда торопился стать взрослее, когда с завистью через решетку детского сада смотрел на школьников с ранцами, как с завистью думал о вольных и веселых студентах, как торопил время, чтобы стать независимым и взрослым. Одно я понял в этой вечной погоне - не стоит торопиться стать кем-то, стоит наслаждаться тем, кто ты есть и находить в себе, какой ты есть, хорошее, делая его лучше, ослабляя плохое, что ты найдешь в себе. Каждый миг жизни, в идеале, хотелось бы наполнить радостью и счастьем, но в бесконечной погоне за своим же хвостом, едва ли этого достигнешь!

Как-то для себя, по-моему, классе в восьмом, я открыл радость чтения русских народных, а затем и всяких других народных сказок. В то время, как программа литературы навязывала одно, я с радостью приходил домой и читал довольно примитивные сказки. Но дело в том, что каждая сказка содержит тот же смысл, урок, который в более "взрослой" литературе обрастает дополнительными деталями, но для изучения культуры, многогранности языка, способов выражения - сказки стали для меня замечательной вехой, которая случилась уже после того, как я прочел более "серьезные" книги, например, Дон Кихот Сервантеса. Так что, читай то, что тебе нравится! Разумеется, в разное время твои предпочтения будут меняться, некоторые книги взрослеют вместе с тобой - тебе еще предстоит открыть этот удивительный факт! Однако, мне кажется, что, имея столь качественную закалку, как хорошая музыка, тебе будет проще отделять "зерна" от "плевел"!

На этом я завершу первую часть письма тебе, дорогой мой друг и племянник!