Татьяна Осипцова. На конкурс критики Точка разлома

Татьяна Осипцова
Критическая статья для конкурса «Точка разлома»
http://proza.ru/2010/03/06/1506


Перед нами небольшой рассказ под коротким и неброским названием «Пуговицы».

Прочитав первую страницу уже ясно, о чем пойдет речь: девушка-олигофрен, «придурковатая» дочь алкоголички, потеряла бабушку, единственного человека, который ее любил. Тетка, не желающая кормить  недоумка, но видевшая, как девушка старательно ухаживала за парализованной бабушкой и зная о ее удивительной доброте и аккуратности, пристраивает племянницу работать сиделкой при лежачей старухе.

Далее в жизни Ляли - так зовут «героиню» рассказа - следует череда больных, возле которых она проводит свои дни. Но нас знакомят только с тремя из них, остальные лишь  подразумеваются, потому что  в помутненном сознании героини они не отпечатались. Впрочем, автор не ставит задачей показать внутренний мир ущербного, социально неадаптированного человека, предоставляя читателю  право догадываться самому, о чем думает Ляля и думает ли вообще. Мы знаем лишь о единственной ее привязанности – к доставшейся в наследство от бабушки шкатулке с пуговицами. То ли пуговицы завораживали ее своей красотой (кстати, только для них автор умышленно подобрал массу образных эпитетов), то ли в память о человеке, который один из всех заботился о ней, но Ляля берегла шкатулку и постепенно пополняла свою коллекцию. Пополняла оригинальным образом, потихоньку крадя из очередного дома, в котором выхаживала больного, одну из его пуговиц. Будто ради этой пуговицы она и опекала болящих стариков, будто это и было единственной, не считая еды, наградой за ее труд. Но вот однажды  кажущаяся безобидной кража раскрылась, и человек, нанявший ее, сильно напугал Лялю. Она больше не подходит к телефону и не хочет ухаживать за больными. Создается впечатление, что это из-за пуговиц – ведь красть их не только нехорошо, но и опасно. А если пуговицу нельзя взять – зачем идти в чужой дом? А свои сокровища лучше запрятать поглубже под тряпье в шкаф и стараться не вспоминать о них.

Напуганная Ляля  возможно, умерла бы  с голоду, но соседка пристроила убогую работать на автобазу уборщицей. И потекла жизнь Ляли чередой совершенно одинаковых дней, месяцев, лет… Сколько их прошло? Двадцать или больше? Только в конце рассказа Ляля оказывается там же, откуда была изгнана в начале – в единственном родном доме, в бабушкиной квартире, где она выросла. Но уже не парализованная бабушка лежит в кровати, а ставшая немощной старухой тетка, и это уже она просит Лялю, как просила когда-то ее умирающая мать: "Держи меня, Ляля... Не отпускай..."

После чтения рассказа возникает щемящее чувство вины перед такими, как Ляля.

Хотя, вроде бы не так уж и плохо все у Ляли сложилось. Никто не присвоил ее квартиру, сдав девушку в дом инвалидов - так, соседи по мелочи кое-что вынесли, в счет устройства похорон спившейся матери-алкоголички и будущего присмотра за самой Лялей. Всерьез девушку никто не обижал, не насмехался. Она была сыта там, куда ее нанимали сиделкой,  и труд уборщицы не был для нее непосильным. В финале ее нашел давно ставший взрослым двоюродный брат. Он с семьей уезжает за рубеж, а Ляля будет жить в доме, который считала родным, и вместо теткиного лица ей чудится бабушкино…

Ляля обрела счастье?
За ее долготерпение, милосердие и кротость Господь воздал ей?

 Хоть я и не могу причислить  себя к истинно верующим, скорее, просто к крещенным, но в памяти всплыла заповедь из Нагорной проповеди:
"Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное".
Мне известно, что понятие «нищие духом» толкуется как смирение, нестяжательство, отказ от гордыни, тщеславных мыслей и злых дел во имя Господа. Однако я всегда осознавала это несколько иначе, возможно, под влиянием литературы - от князя Мышкина до Сонечки Татьяны Толстой. Обиженные природой, умственно больные и недоразвитые с точки зрения обычного человека – блаженные. Часто они беззащитны в своей наивности, они воспринимают мир в черно-белом цвете, не способны воспринимать полутона, не понимают полумеры. Добро, польза для них однозначны и непреложны (эпизод, как Ляля вылила водку ветерана Трофимыча, потому что пить ему было запрещено), зло – непонятно, необъяснимо и страшно (эпизод с Сергеем, сыном Трофимыча и пуговицей-тайником).

Рассказ дочитан, он не оставил меня равнодушной. И, вероятно, любого заставит задуматься о судьбе Ляли и ей подобных. Может, вызовет воспоминания о похожих случаях из жизни, сделает чуть-чуть внимательнее к обделенным судьбой, немного милосерднее в целом.  Если так, то это уже немало.

Но чем, какими средствами пользовался автор, как добился сопереживания?

Произведение  написано простым обыденным, скуповатым языком, вы не найдете в нем ни цветистых выражений, ни лихо, по-современному обрубленных фраз. Это всего лишь повествование от лица стороннего, абсолютно непредвзятого наблюдателя. И именно эту отстраненность, кажущееся равнодушие автора к описываемой судьбе, невысказывание им симпатий или антипатий ни к одному из персонажей  я считаю одним из главных достоинств рассказа. Автор предоставляет самому  читателю подумать и сделать оценку. Тетке, отправившей Лялю жить с матерью-алкоголичкой, сыну Трофимыча, напугавшему  бедную девушку до того, что она боялась из дому выйти, работяге Толяну и Лялиному двоюродному брату.

Прочитайте рассказ, задумайтесь над судьбой Ляльки – эта вещь заслуживает того, чтобы быть прочтенной.