Открытый урок 5. Марсианские сульфиды

Евгений Садков
 -Ура,ребята!-громко закричала Снежанна Денисовна.

 Школьники удивленно уставились на свою класснуху. Оно понятно-свежий воздух,весна. Но по годам не катит.

 -Вам,что,-спросил Вовочка,-в очередной раз повысили зарплату?

 -Или не избили,как ту семидесятилетнюю физручку,-обеспокоился Димон.-Вы,в случае чего,нам стуканите. Разберемся реально с теми девятиклассниками.

 -Друзья! Всё это так незначительно по сравнению с открытием в кратере Хотон! И так вложилось в наше путешествие по острову Линкольна. Понимаете?!

 -Не гоните так,Снежанна Денисовна,со своим комсомольским задором. Да,мы вместе с колонистами получили стекло и железо.

 -Вот. Вы помните,для получения металла был использован колчедан. Я хотела подготовить отдельную тему чуть попозже. Но тут такое событие!

 Она игриво бросила снежком в Вовочку. Тот удивленно собрал свои маленькие глазки в кучку. Но не обиделся. И не ответил адекватно. А как примерный ученик, спросил:

 -Сера? Я угадал?!

 -Гениально! Действительно,сера,входящая в состав минералов. И с их помощью наши герои решили получить ещё одно важное соединение-серную кислоту.

 -Мы знаем,знаем! В аккумуляторах!

 -Совершенно верно. И не только. Не случайно её считают кровью химической промышленности. И наши друзья получили при помощи этой кислоты много нужных вещей.

 Тут Снежанна Денисовна задумалась. Готовясь к открытому уроку,она столкнулась с неразрешимой для неё проблемой. В романе автор описывает одно и то же соединение под видом двух. Он говорит о железном и серном колчедане,как о двух разных веществах. Это немного смущало её. И там,и там одна формула-FeS2. Звонить своим остепененным друзьям не решилась. Но проблемка осталась.Или речь идет осернистом железе-Fe3S4?

 С ребятами она решила воспользоваться упрощенной цепочкой:

       FeS2-->FeSo4-->H2SO4.
 
 И способом Нордхаузена,которым добывали кислоту в девятнадцатом веке в Богемии.А еще раньше,в девятом веке её получил персидский ученый Ар-Рази(привет зороастрийцам).

  2FeSO4*7H2O-->Fe2O3 +SO2 +O2
  SO2 +O2 + H2O-->H2SO4

 Короче,несколько уравнений на подтаявшем снеге соединили поколение NEXT с пионерами Жюля Верна.
 
 -Хорошо,мем,-заметил Димон,-мы в теме. Но с какого бока к ней ваш кратер Хотон?

 -Прекрасный вопрос,мой друг! Кратер Хотон,к сожалению,не мой и находится на Марсе. Ученые пришли к выводу,что содержащиеся здесь сульфиды содержат на семь процентов меньше тяжёлого изотопа серы, чем соответствующие сульфаты.

 -И в чём соль?

 -На Марсе,как и на нашей планете, сульфаты превращаются в сульфиды. Но вот бактерии предпочитают использовать для своих нужд легкий изотоп серы-32S, который и оказался в изучаемых образцах! Представьте себе! Биогенные процессы на другой планете. Как это романтично!

 -Надо срочно лететь!

 -Увы,коллеги. Кризис и здесь нас достал!

 -Что же делать?

 -У нас только один способ передвижения нашей мысли!

 -Какой?!

 -Наша книга и мудрый проводник Жюль!

 -Тогда вперед! Веди нас,наш неутомимый фантазер!