Музыка восхождения к Богу

Марина Еремина
Духовная музыка в современном мире – понятие довольно редкое. Далеко не каждый человек, влекомый целым вихрем суеты и глянца, задумывается о вечном, о высоком.
И гораздо более трудной задачей для человека думающего будет найти источник мысли, Духа и Истины в искусственном мире гламура.
В чистый четверг, накануне Светлого праздника Пасхи всем тем, кто Ищет, была предоставлена уникальная возможность встретиться с Великим. Великой темой, великой трагедией, которая известная всему миру, почитаема христианами, уважаема и теми, кто не является последователями Иисуса Христа. История восхождения к Богу, Того, кто беззаветно верил и любил человека, со всеми его слабостями, страстями и предательствами. Человек слаб, он немощен, он боится боли, избегает трудностей, любит удовольствия и душевный сон. Как можно любить такого человека? Как простить его и верить в его духовное возрождение, его бессмертную душу? Забывая себя, умирать за этого человека?
На эти вопросы ответила Великая История Христа. Он любит, Он жертвует Собой, Он верит в лучшее, спасает наши души.
5 апреля в Зале Органной и камерной музыки имени Алисы Федоровны Дебольской звучал бессмертный квартет Гайдна «Семь последних слов Христа на кресте». Струнный вариант этого произведения стал самым популярным в нашей стране и мире. С душой и трепетом музыканты Сочинской филармонии подошли к мировому шедевру. Для нового состава известного коллектива струнного квартета им.С.В.Рахманинова это произведение – бесспорно явилось неким этапом, весомым шагом к совершенствованию своего мастерства. Молодые музыканты Владимир Дроган и Алексей Петровский (1-ая и 2-я скрипки) выложились полностью, показав высокий уровень исполнительского мастерства, обнажили свои души, показали лучшие чувства. Заслуженный артист России Владимир Шохов (виолончель) и Лауреат Международного и Всероссийского конкурсов Сергей Цедрик (альт) уже исполнявшие это произведение ранее в прежнем составе квартета, не только безупречно исполняли свои партии, но и вели концерт своей уверенностью, щедростью звука и эмоциональной насыщенностью. Даже наблюдать за музыкантами во время исполнения было одно удовольствие. Настолько прочувствованы были звуки музыки, одухотворены лица, сильные, верящие, искренние в своей вере. Необыкновенно важно в этом концерте было Слово. И это Слово было торжественно, печально и в тоже время, просто необходимо. Семь слов Христа есть семь фраз, произнесенных Им во время распятия. Каждая фраза есть новый Смысл, невероятная тайна, прямое и четкое обращение к нам, людям. Первое Слово: «Господи, прости им, ибо не ведают, что творят". Музыка подхватила слова и вот уже кажется, что мы сами чувствуем и видим происходящую казнь на Голгофе. Переживаем и чувствуем боль Того, Кто поверил в человеческую природу, и видит наперед дальнейшее раскаяние людей, которые сейчас бьют и издеваются над Ним.
Обращение к разбойнику, который поверил в Него, сам находясь на кресте, пронеслось как надежда на конец мучений на земле и переход в более совершенный мир: «Сегодня же будешь со Мною в раю». Струны воззвали высоким и гордым звуком будущего торжества Духа.
Геннадий Шляхов, ведущий концерта, известный тележурналист, произнес и третье слово Христа, сопроводив его библейскими подробностями: «Третье слово, которое донесли до нас евангелисты, это слова Иисуса Христа, обращенные к Его матери и к Его любимому ученику - апостолу и евангелисту Иоанну Богослову. При кресте Иисуса стояла Матерь Его, и увидев Ее, Господь сказал: "Жено, се сын Твой". А Иоанну сказал: "Се Матерь твоя". И этими словами Господь не только вручил Матерь Свою на попечение Своего любимого ученика, и не только вручил Своего ученика попечению Своей Пречистой Матери, но и вручил всех нас любви Пресвятой Богородицы». Здесь зазвучало не только Божественное, но и чисто человеческое начало, струны донесли до слушателей трепет, нежность к матери, нечто сугубо человеческое, личное, жалость к оставшейся неутешной женщине, нечто очень близкое и понятное каждому из нас. Это лирическая часть, пронизанная чувствами Сына.
И вот квинтэссенция человеческого в Христе, зов к Всевышнему с мольбой-укором, мольбой отчаяния, которая повторяется с тех самых пор в жизни каждого человека: «Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил?» И пусть Христос сказал это в горчайшую минуту отчаяния, Он знал, что Бог преподнес для него именно такую казнь и такую судьбу, отдал Лучшего из Сынов для спасения остальных. Пронзительные слова как ножом разрезают грудь. Минута слабости, минута отчаяния, минута скорби.
«Жажду» - говорит Христос, и мы содрогаемся от звуков мученичества, почти что физически ощущаем холод открывающихся врат в Царствие Небесное…
И вот, «Свершилось». Спасение через смерть, очищение смертью, восход.
Последние слова, которые Господь произнес на кресте, были обращены к Его Небесному Отцу: "Отче, в руки Твои предаю Дух Мой". Слово-освобождение, слово-вера, слово-предвкушение Главной Встречи.
Струнный квартет Гайдна подошел к завершению – громоподобной части, в который мы слышали отголоски сильного землетрясения, которое последовало за уходом Мировой Души из пределов земных.
По роду службы наблюдая за концертами Сочинской филармонии, я могу признать, что этот концерт был лучшим за долгое время существования квартета. Это новая высота, которую достигли артисты, новая высота, на которую они подняли нас, их благодарную публику.