Проводы покойника

Олег Гонозов
Даже при беглом знакомстве с русской жанровой живописью можно назвать не один  десяток полотен, запечатлевших обрядовые действия русского народа. Среди них «Неравный брак» Василия Пукирева, «Перед венцом» Фирса Журавлева, «Проводы покойника» Василия Перова.

При этом мы говорим об обрядовых действиях, потому как слово «ритуал» в отечественных словарях конца XIX – начала XX веков подразумевало в основном церковную обрядность.
С детства запомнившийся образ беспросветного человеческого горя мы видим в работе Василия Перова «Проводы покойника». Зима, понурая лошадка, в санях согбенная крестьянка и двое  детей возле грубо сколоченного гроба - это не просто похороны, это смирение с неизбежностью. О многом говорят широко раскрытые глаза девочки, которая держится за гроб, словно в последний раз обнимает отца. Работы Василия Перова всегда отличала глубина содержания и сила  эмоционального воздействия. Среди них в заявленном контексте хочется назвать «Проповедь в селе», «Старики-родители на могиле сына», «Сельский крестный ход на Пасхе».
Красочные сцены народных гуляний можно видеть на полотнах Бориса Кустодиева «Крещение», «Масленица», «Гуляние на Троицу». Народный быт в его пестрых контрастах сакрального и мирского предстает с полотен Алексея Корзухина «Поминки на деревенском кладбище», «Перед исповедью», «В монастырской гостинице».
Имя Фирса Журавлева не имело такой громкой известности, но его работы «Перед венцом», за которую художник получил звание академика, и «Купеческие поминки» стали  не просто констатацией жизненных явлений, а глубоким  проникновением в переходные моменты человеческой жизни.  Картину Василия Пукирева «Неравный брак», благодаря узнаваемому зрителями сюжету, ясности психологических характеристик и виртуозности живописи ждал грандиозный успех и бурная полемика в прессе.
Целую галерею пышных «боярских свадеб» оставил после себя Константин Маковский. Блестяще передавая обстановку, тщательно прописывая костюмы и наряды персонажей, детали бытового окружения в своих работах «Под венец», «Свадебный пир в боярской семье XVII столетия», «Поцелуйный обряд» художник доставляет зрителю удовольствие и с этнографической точки зрения. Неудивительно, что многие из вышеперечисленных полотен до сих пор широко используются в качестве иллюстративного материала в популярных изданиях по истории культуры русского народа.
После Октябрьской революции в стране появилась установка на создание новых коммунистических ритуалов, противостоящих религиозным. «Как религиозные ритуалы делали зримым существование единой сакральной общины – христианской церкви, - полагает исследователь советских ритуалов Владимир Глебкин, - так и коммунистические ритуалы должны были подтвердить наличие нового сакрального образования – государства, строящего коммунизм».
Миллионами копий была растиражирована работа Алексея Пахомова «Торжественное обещание», иллюстрирующая советский ритуал приема в пионеры. Перед  лицом своих товарищей девочка торжественно обещает горячо любить свою Родину, жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия. Пионервожатая повязывает ей красный галстук, и школьница поднимает руку в пионерском салюте.
В 1949 году украинский художник Сергей Григорьев написал одно из своих самых известных полотен «Прием в комсомол», в котором с этнографической скрупулезностью воссоздал не только достоверность обстановки, но и весь духовный накал происходящего, поднимающегося до символического звучания. В центре композиции девочка-подросток в строгой школьной форме, руки взволнованно скрещены за спиной, доверчивый взгляд обращен к членам президиума. Девочка, совсем еще ребенок, вступает в новую жизнь, обретает старших товарищей, от которых ее пока отделяет покрытый красной материей стол. Особую торжественность происходящему придают красное знамя и бюст Сталина в  углу полотна.
Однако, после смерти вождя всех народов на волне решений ХХ съезда КПСС, развенчавшего культ личности Сталина, с почтовых карточек с репродукцией Григорьева «Прием в комсомол», выпущенных издательством «Советский художник, бюст Сталина благополучно исчез [см. подробнее "В комсомол под взглядом Сталина" http://www.proza.ru/2009/08/04/464]. 
Шедевры социалистического реализма, пропагандирующие новые советские ритуалы, тиражировались миллионными копиями, их можно было увидеть в рабочих цехах и фабричных общежитиях, в школах и детских садах, в учебниках и отрывных календарях.
После смены политического строя в России наблюдалась не только трансформация традиционных обрядов и насаждение новых ритуалов, но и их широкомасштабная пропаганда средствами  изобразительного искусства. Социалистический реализм стал тем особым художественным методом, базирующимся на осмыслении жизненной действительности, которая долгие годы понималась как динамично изменяющаяся в своем революционном развитии.