Неожиданное рядом

Лариса Щепина
Не даром говорится – не знаешь, где найдёшь, где потеряешь. Подтверждение этой поговорки мне удалось испытать на себе. История, о которой я хочу вам поведать, началась абсолютно неожиданно. Есть у меня подруга. Подруга лучшая, сумасбродная. Сколько её знаю, всё время у неё в голове возникают неординарные мысли. Поэтому пару лет назад её сообщение о том, что она хочет стать раллийным гонщиком, ничуть меня не удивило. Кроме того, я толком не представляла что такое ралли и «с чем его едят». Так вот та самая подруга предложила мне однажды съездить посмотреть с ней на ралли в небольшой городок Пено. «Пено? А где это? И что там делать?» - спросила я без особого энтузиазма. «Как что?» - отвечала она – «Неужели не хочешь селигерскими озерами полюбоваться, а заодно и на ралли глянуть?» На эту удочку она меня и поймала…

Приехали туда поздней ночью, поэтому никаких озёр мы, конечно, не узрели. Утром – быстрый завтрак и… вперёд на трассу. Моему удивлению не было конца, поскольку наш визит определялся как «поездка «овощей». «Овощи» – это те, кто приезжает на ралли, чтобы поглазеть, поболеть за свою команду и откровенно «оттянуться» в кругу лишь слегка знакомых людей. К ралли они никакого отношения не имеют. Ладно, подумала я, на трассу, так на трассу. Хоть краем глаза увижу подноготную столь непривычного процесса – ралли. Сначала мы объехали весь маршрут, «примеряли» трассу, а потом занялись выискиванием места, в котором гонку можно видеть с наиболее эффектного ракурса. Определившись с местом, мы поехали «обозревать озёра». Места там оказались действительно прекрасными: чистота, свежий воздух, вода прозрачная, турбаза со снаряжением для ловли рыбы, а тишина, …даже уши закладывает! Вдруг эту тишину и моё лирическое настроение взорвал нещадный рёв моторов. Это наши «лягушонки в коробчонках» с трассы вернулись. Вот тут и началось неожиданное. Оказывается, все экипажи спортивных ралли приезжают на место за день до соревнований. Всем участникам заранее выдаются маршрутные документы, по которым они могут досконально изучить трассу, составить стенограммы её прохождения и оценить возможные трудности. Что же собой представляет трасса? Это дорога, приближенная к реальным условиям. Задача раллийного пилота состоит в том, чтобы одинаково уютно чувствовать себя и на асфальте, и на гравии, и на снегу, и на льду, и в песке, и в лужах... В соревнованиях участвуют как профессионалы, так и любители. По своему принципу спортивные ралли отличаются от «чайных» незначительно – те же, следующие друг за другом контроли времени, с тем же самым «дорожным налогом» за опоздания и опережения. Разница состоит лишь в «допах», ибо в спортивных ралли только они определяют сильнейших. Здесь тоже иногда применяются слаломы, но основным «допом», ради которого строятся супермашины и тратятся огромные деньги, является скоростной участок. Скоростной участок – это отмеченный в легенде и маршрутном листе стартом и финишем отрезок контроля времени, каждая секунда нахождения на котором является для экипажа штрафным очком. Скорость движения по нему ограничена лишь возможностями экипажа. Естественно, чем быстрее – тем лучше. Помимо мастерства пилота, умения штурмана и их слаженных действий, важнейшую часть успеха составляют технические характеристики автомобиля. Поэтому все раллийные машины подразделены на группы подготовки в зависимости от допускаемых переделок серийного прародителя и на классы, определяемые количеством имеющихся под капотом «лошадей».
Помимо технического контроля в спортивных ралли очень велики требования к безопасности машин и снаряжению гонщиков. Естественно, в каждой машине есть сваренный из стальных балок каркас, кресла-ковши и рации для связи. К снаряжению гонщиков тоже предъявляются повышенные требования: кроме специального комбинезона и шлема, участники гонок должны быть обуты в специальные ботинки. Если жюри обнаружит их отсутствие – экипаж будет дисквалифицирован! Особое внимание на этот факт мне пришлось обратить потому, что один из наших знакомых, заявивших себя на ралли, оставил свои ботинки дома в Москве. Ему пришлось проявить чудеса изобретательности, чтобы эти «омологированные» ботинки ему привезли почти за 400 километров!
Обращает на себя внимание тот факт, что в раллийных заездах, в основном, встречаются мужчины. Конечно, есть и смешанные экипажи, но женщины в них принимают участие лишь в роли штурмана. Возникает вопрос – а почему? Неужели, столь распространённое «а, баба за рулём! Ну, всё понятно!» распространено и в раллийной среде?! Задав несколько вопросов на данную тему, я получила неутешительный ответ: «Мол, какой же нормальный муж отдаст свою любимую машину жене на раздолбание в гонках, да еще, если его рядом не будет»?! Выходит, что данное поверье работает и здесь! А, собственно говоря, почему женщины не могут проявить себя на этом поприще? Давайте попробуем проанализировать сложившуюся ситуацию. Моей подруге тридцать пять. И она горит огромным желанием стать раллийным пилотом. Кроме того, её подруга, уже несколько лет выступающая в ралли штурманом в смешанном экипаже (кстати сказать, выигрывавшая первые места) также жаждет выступать в качестве штурмана в полностью женском экипаже. В социологии существует метод, называемый методом стандартизации по Левинсону, в котором разбираются качества, необходимые мужчине (!) для достижения своих целей. Попробуем сравнить возможности мужчин и женщин. Существует четыре основных задачи, которые мужчина должен решить в своей жизни:
1) Увязать мечты с реальностью. Цель мужчины, как правило, целостна, едина и связана с карьерой. Он реально стыкует мечты со своими возможностями. У женщины всё не так прямолинейно. Мечтаний у неё несколько: получить образование, сделать карьеру, выйти замуж, родить ребенка. И, как правило, женщина разрывается между ними, не всегда может отдать предпочтение той или иной цели, либо пытается все их совместить. Так что уже на первом этапе задача мужчины представляется несколько более простой, нежели женщины.
2) Обрести наставника (учителя, вдохновителя). Мужчине с детских лет оказывается больше содействия, стереотипно считая его лучшим работником, чем женщину. Собственно говоря, а почему? Всё просто: женщина не надежна! Зачем вкладывать в неё усилия и деньги, если через какое-то время она выйдет замуж и родит ребёнка? Далее следует продолжительное отсутствие, и, если-таки она решит вернуться, вновь начинать всё с нуля.
3) Состояться в профессии. Мужчина должен показать себя как специалист к 35 годам, тогда общество его признает как личность. Для женщины же наилучшее время для реализации себя – как раз начиная с этой даты. В этом возрасте женщина не скована стереотипами и более терпима.
4) Обрести семью. Пожалуй, в этой задаче счёт между мужчиной и женщиной 1:1. Как мужчина, так и женщина психологически более ценны, если состоят в браке. Это и понятно: человек, создавший семью, обустроил свой тыл и теперь может заниматься саморазвитием.
После столь несложных сравнений следует вывод, что для женщин после 35-ти наступает самое благоприятное время. Поскольку своё прямое биологическое предназначение они уже выполнили, семью создали, а жизненная цель уже выкристаллизовалась.
Получается, что если создать в ралли чисто женский экипаж, этот экипаж будет изначально выигрышным вариантом. Аналогов ему в ралли пока нет. Чисто женские экипажи существуют только в трофи с ориентированием, и то, выступающие там женские команды соревнуются между собой. В раллийном варианте данному экипажу придётся доказывать своё право на выигрыш наравне с мужскими и смешанными экипажами. Кроме того, мужчины, выступающие в раллийных соревнованиях, как правило, профессиональные спортсмены-автогонщики, или же их деятельность напрямую связана с вождением автомобиля.
И вот оно, вновь неожиданное: почему столь очевидный факт остался неотмеченным спонсорами? Ведь если вложить деньги в этих «среднестатистических» женщин, затраты окупятся с лихвой! Всё гениальное – просто. Спонсоры помогут реализоваться моей подруге с её штурманом, а их слава поможет продвижению их продукта!
Не скучная получилась поездка, не так ли?