2. Перевал Кара-Тюрек

Инна Бухмастова
фото: перевал Кара -Тюрек. Кучерлинские озера.

http://www.proza.ru/2010/03/16/888 Часть 1. На конях до Тюнгура. Кучерла.

22.07.2008 г. ТРЕТИЙ ДЕНЬ ЭКСПЕДИЦИИ.

Встала в 5.40.Холодно, сыро.Физическое состояние бодрое, сделала зарядку.Выезжаем в 9.00. Каждое утор лошадей долго запрягают проводники, а каждый вечер обратная процедура.  Отъезжаем в сторону посмотреть  петроглифы, потом начинаем  путь.Солнечный теплый день.  И сразу такой крутой подъем, какого я еще не видела.Тропа идет по самому краю пропасти. Мое тело на лошади кренится вбок, подальше от обрыва.Как будто это поможет. Лошадь кое- как карабкается вверх. На всех лошадях кроме людей  еще тяжелый груз поклажи. Мою лошадь сильно не нагружают, она слабая. Изо всех сил стараюсь ни о чем не думать. Валера, посмотрев на мое лицо, сказал : - Вы что, боитесь? - Нет, нет, не боюсь! А мы лезли и лезли вверх по этому невообразимому подъему.Я призывала бодхисаттв  и молила их о помощи. Бодхисаттвы - это возвышенные любящие могущественные существа, которые посвящают свои бесконечные жизни помощи всему живому. Это все, на что у меня тогда хватало фантазии. Но вот мы выехали на поляну. Десять минут отдых.

 Ошеломительным подъемом начался перевал Кара - Тюрек. Что в переводе означает ЧЕРНОЕ СЕРДЦЕ. Об этом я узнала гораздо позже.  Кара - Тюрек, Кара- Тюрек, это слово для меня звучит небесной музыкой.

Сколько может вместить один день? Если в этот день вы переходите  Кара -Тюрек, то это почти пол - жизни.  На лошадях перевал  пересекают за день, с утра и до позднего вечера, в жестком режиме с минимальными остановками. А пешком идти три дня. Слова, фотографии - это жалкие беспомощные попытки отразить то, что не поддается описанию.Где -то там, на этом перевале, я оставила частицу своего сердца. Кара - Тюрек - это моя очень большая любовь. Любовь очень непростая.  Но как описать  это ? Отдельные картинки -это как выхваченные молекулы из объекта. Но как описать, какой он огромный! Какой он  нечеловечески прекрасный! Какой он разный.  Какой он трудный. Опасный. Великий. Как описать эти высоты? Эту энергетику?  Черное Сердце.

Кара - Тюрек - это такое многообразие дорог... Как само многообразие Вселенной. Какие только могут быть виды  дорог, все они здесь. Это нескончаемый горный перевал. Калейдоскоп меняющихся пейзажей. Разные, разные, разные... Бесконечные перепады. Весь день на лошадях спуски - подъемы, спуски - подъемы. Где- то по прямой. Этому перевалу нет конца. Кара - Тюрек находится рядом с Белухой, высочайшей вершиной Сибири.Священной вершиной коренных местных народов. И он купается, омывается сильнейшими энергиями Белухи. И имеет такое невыразимое притяжение!

Полтора года я не могла начать писать об этой экспедиции. Полтора года я вынашивала это. Слишком сильные места. Слишком много пережито. Страх и трусость. Сильные и слабые.Риск. Жизнь и смерть. Люди и лошади. Люди и горы.И все это глазами аутсайдера. Последнего в экспедиции.

Кара - Тюрек, Кучерла, Аккем. Это магические слова. Это как пароль. Когда встречаешь человека, который БЫЛ ТАМ, он сразу становится роднее. Как добрый старый знакомый.  И энергии тех мест мгновенно воспроизводятся между вами  . И вот вы уже как будто там! И хлынули  белые потоки Белухи!

Последние дни декабря. Мой последний вечер в Хургаде. Завтра утром улетаю.В огромном зале ресторана  я ужинала в самом дальнем углу. Спиной к залу( За едой предпочитаю одиночество. Надеялась, никто не потревожит). Но рядом сел человек. Слово за слово, оказалось, были на Аккеме  и Кара - Тюреке одновременно. И  тут же всколыхнулась, затрепетала, ожила Белуха, дотянулась  до предновогоднего Египта. Белуха, Кара - Тюрек  объединяют людей. Но достаточно отступлений.

Отдохнув на поляне, едем дальше.  Сложный участок пути. ( А где здесь не сложные...) Лес, грязная жижа, узкая тропа. Сложность в том, что ноги и другие части  застревают в ветках. А лошадь скачет вперед. Надо очень осторожно ехать. Здесь случилось второе проишествие с моей лошадью. И я не могу об этом умолчать. Моя лошадь стала падать с обрыва. Обрыв был в зарослях кустарника, видимость была полностью закрыта. Что там, какая высота, не знаю. Просто мы  с лошадью стали куда-то падать. Я закричала. Рядом был проводник Алексей. Он схватил мою лошадь за веревку и удержал ее. И показывает мне : стремя соскочило с ноги и зацепилось за сук.  Неужели этот сук нас удержал? Проишествие не произвело уже на меня никакого впечатления. Продолжили путь. Но на ближайшей остановке Алексей   стал рассказывать Валере по - алтайски про этот  случай. Я это поняла.  Показывал на меня, жестикулировал.Разговор между ними шел очень эмоциональный.   Валера посмотрел на меня так... Как будто меня ангелы достали из преисподней. Один красноречивый взгляд...  И все понятно.Я не стала ни о чем спрашивать.  Третий день в экспедиции, кое- чему уже научилась. Случилось и случилось, поехали дальше. Этот Алексей уже второй раз меня спасает.

Проезжаем участок сгоревшего от молнии леса. Черные обугленные стволы.  А потом лес закончился.  Снова начался  резкий  подьем.Приходилось смотреть только на тропу, направляя лошадь. Только перед собой. А потом удалось поднять голову и оглядеться. А вокруг... Это было внезапное изумление. Мы уже набрали приличную высоту. Вокруг такие вершины! Такие высоты!  Неприступные склоны гор, покрытые  насыщенной  зеленой травой, ярко- синее небо. Солнце.  Горные  цветы, похожие на подснежники. Ярко- синие  колокольчики с желтой серединой,желтые кувшинки и много всяких других.   Хотелось остановиться, оглядеться. Запомнить. Ошалеть от увиденного.  Но увы. Группа движется вперед . Где - то здесь замерили высоту, 2440 метров.

Нам сказочно повезло с погодой. Весь день нас сопровождали солнце и тепло . На перевале Кара - Тюрек погода - это все.

Выдался спокойный участок пути. За мной едет Женя. Ведем диалог.  Женя говорит : - У тебя сзади на шляпе сидит большая бабочка. Сидит и не улетает.  Но это очень недолго мы могли  так ехать и болтать о том, о сем. Перевалили через очередной хребет.  Вдалеке увидели Кучерлинские озера.  Как будто горы держат в ладонях эти озера.  Там берет начало  река Кучерла, и она видна.  А пейзажи меняются и меняются.

Встречаем группы туристов. Есть конные, больше пеших. Но дороги такие, что можно и заблудиться. Я слышала рассказы и от местных алтайцев, и от туристов, что люди теряются здесь, и неделями блуждают. 



Продолжение следует























 <a href=http://www.adult-cms.com/>adult tube scripts</a>