Пушкин и мы

Евгений Михайлович Барыкин
         

 Я обратил внимание на странное обстоятельство:
посетители СТИХИ PУ почти не заглядывают на ПРОЗА РУ,
и наоборот. Нижеприведенный текст уже помещён на СТИХИ PУ.
Мне этого показалось мало, и я решил сделать дубль здесь.
Заранее признателен всем, кто откликнется.

Господа!!!
Нескольким нашим собратьям я задал, наверное, неожиданный вопрос. Он
представлялся мне слишком сокровенным, касающимся только того человека,
кому был адресован.
Поначалу я пытался обращаться лично к каждому из тех, чьи стихи привлекли
моё внимание, но компьютер сопротивляется, не желая дважды задавать один
и тот же вопррос. Несколько раз я  умудрялся его "дурить", но потом мы
всё равно поменялись с ним  местами.
И тогда я решил обратиться со своим вопросом к каждому, кто заглянет
на эту страничку.

А вопрос таков:

   КАКАЯ СТРОКА У ПУШКИНА -
           стихотворная или прозаическая -
                ОБРАЩЕНА ИМЕННО К ВАМ?

Только не подумайте, что вопрошающий свихнулся. Лишь дайте ответ:
не было ли у Вас такого ощущения (такой вспышки сознания) при чтении
какого-либо его произведения:
"А вот эта строка написана лично мне!" - ?
Пушкин писал её, и, конечно же, не предполагал, что именно эта строка
будет  адресована только Вам. Но вот так сошлось...
Я не в первый раз задаю задаю этот вопрос, в основном, знакомым,
и с 1999 года.
Случаются неожиданые ответы.

Пример из собственной "практики". В переписке со мной мой коллега
по Стихире Зиннур Хуснутдинов привёл строку из Пушкина:
"Над вымыслом слезами обольюсь..."
В связи с этим мне вспомнилось:

     Как-то, служа первые месяцы в Армии (1972 год), я пошел на сутки
в караул, прихватив с собой том Пушкина - мне привезли его в дивизион
на две недели из гарнизонной библиотеки. Я в какой-то момент понял,
что пора спасаться от мата-перемата, звучащего со всех сторон:
"два слова скажут, полтора из них - мат". Я не ханжа, сам иногда
использую ненормативную лексику, бывает и в стихах. Но тут стало
невмоготу -  примитивный мат, однообразный, замызганный. И я понял:
спасёт только Пушкин. Ну, мне и привезли том Александра Сергеевича.
    И однажды сижу я в караулке - в бодрствующую смену - и (в который раз,
зная наизусть) читаю из "Медного всадника" про своего несчастного тёзку:

Кругом подножия кумира
Безумец бедный обошёл
И взоры дикие навёл
На лик державца полумира.
Стеснилась грудь его. Чело
К решётке хладной прилегло,
Глаза подёрнулись туманом,
По сердцу пламень пробежал,
Вскипела кровь. Он мрачен стал
Пред горделивым истуканом...

- и тут у меня (ничуть не стыдно признаться) из глаз брызнули слезы:
состояние было близкое к молитвенному. Я думал:
     "Пушкин! Гений мой! Спасибо Тебе! Сколько лет прошло - больше 170,
а я - по-ни-маю Тебя, я со-чувст-вую бедному Евгению... Какое счастье,
что я говорю с Тобой на одном языке, что я могу читать и перечитывать
твои строки..."
     Что-то еще "искрило" в мыслях. Вспомнился Михаил Ромм, творец
великих фильмов - "Мечта", "9 дней одного года", "Обыкновенный
фашизм". Он писал, что приведённый отрывок - пример кинематографичности
мышления поэта: Пушкин сначала даёт общий план, потом постепенно
укрупняет изображение...
     Друзья-товарищи с изумлением взирали на меня: 
     - Ты чё, Шурик, долбанулся? Может, дома что?..
     - Всё нормально, парни. Это - Пушкин.
     - Ну, ты точно - долбанутый...
     Я нисколько не обижался. Тем же вечером я читал ребятам
"Пиковую даму". Мои слушатели время от времени передёргивали
плечами - белые ночи (мы служили под Ленинградом)добавляли
бледности и озноба рассказчику и слушателям. Казалось,
в караульное помещение прошаркала сама старая Графиня...
     - Да ну тебя, Шурик, нагнал страху. Хрен я теперь на пост
один пойду...
 
     Всем поклон - Евгений Барыкин.

     -----

     Дополнение - из переписки со своими корреспондентами:

     Евгений, Вы, действительно, задаёте неожиданный вопрос.
Но разве только строчка из Пушкина отражается в сознании, как
написанная для тебя?! На конкретном отрезке нашего пути,
в зависимости от обстоятельств жизни, разные строчки всплывают
в памяти. И не только Пушкина, но и Грибоедова, и Лермонтова,
и Есенина...
     Ирена Вереск.   08.04.2010 21:12   • 

     Вы правы. Но, читая Пушкина, иногда внезапно понимаешь:
вот эта строка!
     Со мной, помимо уже рассказанного, вот что ещё было:
понадобилось прочесть у Пушкина "Историю Пугачёва". В этот
раз меня интересовал конкретный эпизод - чем отличился вожак
бунтарей в Саратове. Интересовался я его пребыванием в этом граде
не просто так: детство и юность я провёл в Саратове (и до сих пор
у меня там - сестра, друзья).
     Углубился в книгу, дохожу до саратовских страниц. Читаю:
     «В это время Пугачёв занял Соколовую гору, господствующую
над Саратовом, поставил батарею и начал по городу стрелять».
     И вот тут я встрепенулся: я вдруг понял, что Пушкин  з н а л 
топографию города изнутри, а стало быть, он посещал эти места -
скорее всего возвращяась из Оренбурга, тем более, что в письме
с дороги к жене он писал, что в обратный путь отправится через
Саратов и Пензу. (Петербургский чиновник Хлестаков, перебравшийся
от Пушкина к Гоголю, ехал, между прочим, в Саратовскую губернию).
     Немаловажный момент: в Саратове наш дом стоит на Соколовой горе.
     Мыслями о том, что Пушкин посещал Саратов, я поделился со своей
знакомой - Любовью Краваль, пушкиноведом; впоследствии она написала
об этом целую главу для своей книги-исследования "Рисунки Пушкина
как графический дневник" (о её работах можно прочитать в Интернете).
     Вот такая история: всего одна строка.


     Евгений Барыкин   
                08.04.2010 21:30 
     _______
    
    (...) Отвечая же на вопрос, да - был такой случай.
     Позволю себе только одно предварительное замечание. Мне
показалось, что многие Ваши собеседники всё же не совсем точно
отвечают на предложенный Вами вопрос. Некоторые пишут, скорее,
о том, что вообще наилучшим образом отвечает их миросозерцанию,
созвучно их душам. Со мною же был случай именно такой, о котором
Вы спрашиваете - когда "обращено непосредственно к тебе".
Как Вы увидите из цитаты, давно дело было и - "Онегин, я тогда
моложе..."
     А цитата такая:

     "Дни мчались; в воздухе нагретом
     Уж разрешалася зима;
     И он не сделался поэтом,
     Не умер, не сошёл с ума."
                "Е.О.", гл. VIII, стр. XXXIX

     Ну-с, об обстоятельствах можно не упоминать, и так, надо полагать,
понятно. "Все возрасты покорны". Но ощущение было забавным. Впрочем,
следует отметить, что в данном случае роль сыграли именно обстоятельства
и настроение.
     А вот чтобы Пушкин обратился "непосредственно ко мне", какой я вообще
есть - нет, затрудняюсь ответить. Наверное, не обращался... (...)
     С наилучшими пожеланиями,

     Аркадий Ключанский   02 00:55.11.2010

     ------
    
     Аркадий,
     я Вам благодарен за Ваш искренний и вдумчивый ответ. Дай Бог Вам
удачи во всех начинаниях и продолжениях.
     Евгений Барыкин      02. 1:46.11.2010       

     -----

     Как-то опрокинулось на меня горе огромное. Некуда было деться
от мыслей неотступных. Так изнемогла. Стала насильно заставлять себя
читать. Взяла Пушкина. И вот сразу же первые строчки меня потрясли:
    
          Не дай мне Бог сойти с ума.
          Нет, легче посох и сума;
          Нет, легче труд...

     Как это точно отражало моё состояние. Есть и ещё одни строчки.
Они прямо про меня написаны. Мой муж мне их всегда цитировал. Но
умолчу. Очень интимно.

     Валя-Лера   03.11.2010 22:22   

-----

     Я глубоко тронут. Спасибо.
     Евгений Барыкин    04.01.53.2010  1:53


=====

Макс ЛОБАНОВ

      РОЗА ПУШКИНУ

Александр Сергеевич Пушкин,
Вот не думал уж, вот не гадал,
Что я розу всерьёз или в шутку
Возложу Вам к гранитным стопам!

Среди ночи морозной и вьюжной
Есть лишь роза, есть Вы, и есть я,
Средь сугробов, средь лавочек кружит
Белой солью нам песнь соловья!

Александр Сергеевич, слушай:
Заливается грозный певец!
Свел нас вместе проказница-случай,
Куралесит судьба-молодец...

На, бери полумертвую розу,
Зацени запах, мертвый поэт!
Я уйду. Средь снегов и морозов
Ты останешься с ней тет-а-тет.

Пусть нашепчет тебе, погибая,
Как прекрасно в теплице цвела,
Как жестоко под корень срезали,
Чтоб зазря красоту отдала!

Я наслушался. Боже избави
Мне назад её горе везти!
Не из глупости, не для забавы
Я с тобою ее оставляю,
Просто дальше нам не по пути.

Знаю, с вьюгой специально ты спелся,
Чтобы розу мою отобрать!
Красотою желаешь согреться,
Теплотою разбитого сердца
Моего, жизнью благоухать!

Вейся, вейся, соловушка-вьюга!
Смейся, смейся, холодный поэт!
Вы не розу, любимого друга
От меня оторвали навек!


© Copyright: Лобанов Макс, 2011
Свидетельство о публикации №111021310945

======

Рецензия на «Роза Пушкину» (Лобанов Макс)

Какой отличный, какой личный диалог
с Поэтом! И перекличка со стихами
"Фонтану Бахчисарайского дворца".

Евгений Михайлович Барыкин 17.02.2011 21:31 • 

----------
 
Знаете, Евгений Михайлович, до сих пор не могу отойти от шока, в который
ввёл меня "Фонтан".
Ведь первое прочтение было после вашего упоминания! Такое чувство, что
через вас П., посмеиваясь надо мной из прошлого, отвечает мне! Мистика!
Лобанов Макс 18.02.2011 23:54

----------

Я назвал его памятник мёртвым и холодным, желающим отнять тепло и любовь,
и в первой строке он отвечает мне: "Фонтан ЛЮБВИ, фонтан ЖИВОЙ!"

Я у себя дарю розу, он две, у меня одна дама, у него две:)) Издевается!
Лобанов Макс 18.02.2011 23:54 

Тема подозрительна похожа! Более того, самое обидное: то, что я хотел
выразить, но не смог, ему так славно удалось в последней строфе!

И всё это (и многое другое, до чего мне не дотянуться) уместилось всего
в пяти строфах! А мне пришлось к своим седьмой, восьмой еще по строчке добавлять:((

Лобанов Макс 18.02.2011 23:55
----------------

Окунул Александр Сергеевич меня в свой фонтан, окунул:))

Лобанов Макс 18.02.2011 23:57

-----------------

Вот сходства: разговор с памятником, розы, дамы, повесть жизни (у П. от фонтана,
у меня от розы), ну и невозможность встретиться с любимыми, конечно. Хотя, у меня
роза и дэвушка настоящие были, а у него выдуманные. Но этот вопрос спорный, и
в художественном произведении все равны: и настоящие, и вымышленные. 5-я строфа:)

Лобанов Макс 19.02.2011 00:08 Заявить о нарушении правил / Удалить

-----------

Макс!
Так Вы   п о з в о л и т е   эту исповедь,
Ваш монолог, поместить на страницу  "Пушкин и мы"?
Мне очень понравились Ваши обгоняющие и
догоняющие друг друга мысли.
И у Вас, на мой взгляд, состоялся диалог
с Поэтом. Дай Бог, чтобы этот диалог
не прерывался - не только с А.С.П, но и
со всей нашей литературой.
Всех благ!
и жду ответа. -

Евгений Михайлович Барыкин 19.02.2011 01:20 

-----

Конечно! Если вам полезны чем-то мои записи, стихотворения,
используйте, Евгений Михайлович, никаких проблем!:)
P.S. Благодарю за подарок!
Лобанов Макс 19.02.2011 18:36 

----

Макс, благодарю! -
Евгений Барыкин  28.02.2011  20:01

====

-----


"...Пусть он думал и любил иначе
и в столетьях мы не повстречались...
Если я от этих строчек плачу,
значит, мне они предназначались."
(Вероника Тушнова)

Нелли Бородянская   26.04.2011 16:39   •

-----

Спасибо, Нелли!
Евгений Барыкин.    26.04.2011  17:00

-----

Рецензия на "Пушкин и мы":

"К Чаадаеву". Пожалуй это произведение всегда находит глубокий
отзвук в моей душе.
Я живу недалеко от Кадаинского рудника, рядом и Горный Зерентуй.
Это места, где декабристы, а затем и Чернышевский были в ссылке.
Это катаржанский край. Хотя при советской власти на территории
моего района не было тюрем. В Горном школа из тюрьмы, где в стенах
вбиты железные кольца для цепей, что соединяли колодки. А ступени
из толстых брёвен выщерблены кандалами. Здесь все пропитано духом
Декабристов. В детстве и юности меня волновало это так сильно,
что я воображал себя узником свободы. Вот пожалуй и все.

Василий Лыков   19.04.2011 09:43   •   

-----

Cпacибo, Вacилий. Вaши впeчaтлeния дeтcтвa зримы и
мaгнитичны, кaк и многоe из того, что Вы пишитe.
Вcex блaг! -

Евгений Михайлович Барыкин   26.04.2011 15:59

-----

     С прискорбием приходится отмечать, что уровень культуры достиг
крайне низкой отметки и продолжает падать. Место Пушкина и Чайковского
занимают низкопробная макулатура и ужасная попса. Общество с таким
уровнем культуры не имеет будущего. А в моей родной Украине состояние
культуры просто катастрофическое.
С уважением,
Олег Маляренко 21.06.2011 16:00 • Заявить о нарушении правил / Удалить


     По весне я сделал фотографию памятника Пушкину в Москве –
так вот памятник исчезает на фоне огромной рекламы какой-то иномарки –
реклама пошло, отвратно, самодовольно расположилась во всю
площадь фасада издательства газеты  "Известия", Пушкин  уже не может
вознестись главою непокорной. Не знаю – сняли ли эту похабень перед
началом московского кинофестиваля? Но я вот что не могу уразуметь:
как господа из "Известий" могли так пренебречь Поэтом? почему коллектив
издательства не воспротивился? Или всем уже совсем всё..?
Извините, меня потянуло не в ту сторону, наверное. Но и нас,
как видите, не оставляют те же болячки,  что и у Вас на Украине.
Одна надежда на то, что  организмы наших стран не полностью
отравлены, и те, кто идёт нам на смену, всё-таки сумеют исправить
наши непростительные ошибки и заблуждения...
Всего Вам доброго...

Евгений Михайлович Барыкин   08.07.2011 12:33   •



Рецензия на «Пушкин и мы» (Евгений Михайлович Барыкин)

Очень понравился сам вопрос, тем более, что как раз сейчас перечитываю
прозу Пушкина - с наслаждением, но и огорчаясь, что страничек так мало...
А ответ на вопрос, конечно же, неоднозначен и зависит от нашего возраста,
состояния души и даже от состояния общества :) Скажем так, сегодня мне
наиболее близки строчки: "Молодые люди говорили обо всём русском с презрением
или равнодушием... Словом, общество было довольно гадко." ("Рославлев")
Спасибо за Ваш вопрос. С уважением
Татьяна Денисова 2   22.04.2010 22:47   •   Заявить о нарушении правил / Удалить

--------------------

Татьяна, милая Татьяна! Надеюсь, Вы не будете против,
если Ваш очень интересный ответ я перенесу на СТИХИ РУ.
Вы совершнно правы. Но есть все-таки строчки (а может быть
и всё произведение целиком), что сопровождают нас всю жизнь.
Я Вам очень признателен.
Кстати, с днём рождения Шекспира!
Всего Вам доброго. -

Евгений Михайлович Барыкин   23.04.2010 12:00

----------------------

Буду только рада, дорогой Онегин, спасибо!
И я Вас поздравляю, хотя, к своему стыду, только от Вас и узнала
о дне рожденья Шекспира...
Вы правы: конечно, всю жизнь... А Вы знаете? стихи Пушкина врачуют
головную боль! испытано. Такое вот неожиданное влияние подлинной,
высокой поэзии - даже в повседневности, "гармонии таинственная власть"...
С приязнью и приветом

Татьяна Денисова 2   23.04.2010 16:23

--------------------

Татьяна,
скажу больше: Вы обратили внимание, что почти все, кто общался с Пушкиным
(даже его враги и недруги), я уж не говорю о друзьях (равно об актёрах,
которые часто читают Пушкина, и уж умолчу о пушкинистах, а то все бросятся
в эту когорту) прожили долго, словно Пушкин отдал им и ОТДАЁТ заряд своей
жизненной энергии.
Из своей практики скажу: когда меня с сердечным приступом везли
в больницу, сопровождавший меня врач вдруг крикнул шоферу: "Останови-ка!"
и стал задавать мне какие-то глупые вопросы: "Как тебя зовут?" - У вас же
написано... "Говори!.. А где работаешь? Ты любишь свою работу" - Вы мне
зубы заговариваете? "Да! Ты отвечай, отвечай!" Я отвечал, и ощущение,
что меня куда-то утягивает стало проходить. "Ну вот - губы порозовели.
Давай-ка я тебе укольчик сделаю..." Еще отпустило. До больницы довёз.
А в больнице положили под капельницу и завезли в пустое подсобное
для медпорсонала помещение. В какой-то момент я вдруг почувствовал,
что меня снова тянет вниз, в какую-то пустоту, где мрак. Никого рядом
не было. Я вспомнил, что надо что-нибудь говорить. И вдруг стал читать,
стараясь чётко выговаривать и осмысливать текст - первое, что пришло
в голову:

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился...

Я читал стихотворение до конца, и чувствовал, что боль отступает, в тело
проникала невесомость. К концу стихотворения боль прекратилась.
Я возблагодарил Господа, Пушкина и - врачей...

Евгений Михайлович Барыкин   24.04.2010 05:20

---------------

Вы встретили, к счастью, настоящего Врача - дай Бог здоровья и Вам и ему!
А Поэт поддержал Вас в минуту испытания, как истинный друг...
Как помогает он всем своим искренним друзьям и почитателям, Вы совершенно правы.
Спасибо Вам за то, что поделились со мной этим удивительным переживанием!
С признательностью и теплом

Татьяна Денисова 2   25.04.2010 01:39   Заявить о нарушении правил / Удалить

------------------------

И Вам благодарность - от всего сердца.
С уважением -

Евгений Михайлович Барыкин   25.04.2010 21:33

Как однако людей сводит и разводит!..
Я сравнил этот разговор и "разговор", предшествовавший ему.