Былина о Литве и русском человеке

Валерий Иванов-Виленский
Родилась однажды в Неманском крае, в настоящей литовской семье прекрасная дева. Её нарекли именем Виргиния, что по латыни и означает Дева. Отец был специалист по земледелию, а мама учила детей уму разуму, преподавала в школах. И были у Девы брат и сестра.
Потом, сведущая в снадобьях сестра лечила людей. Брат стал одним из литовских народных героев, обретя и мировую славу, и олимпийские лавры, побеждая с сотоварищами соперников в справедливой борьбе за честь, силу и умение, словно древние герои под Жальгирисом (Грюнвальдом).
Однажды, где-то на Жмуди, когда Дева уже стала юной белокурой красавицей, к ней подошёл художник и сказал - я хочу запечатлеть твой портрет.
И она согласилась...
И предстал перед взором созерцающих прекрасный профиль молодого женского лица, смотрящего куда-то вперёд, на бренную землю. Голова несколько склонена, и длинные распущенные волосы волнами, словно поток, спадают на плечи, как у Марии, склонившейся над убиенным Христом на барельефе Пиеты Рафаэля. Назвал художник девичий портрет «Lietuva» - Летува (Литва).
И понёс «Nemunas» её славу по миру, и множество репродукций этого образа увидели люди повсюду.
И нравился им этот образ... 

Прошли годы полные житейских забот, радостей и невзгод. Добрая нежная красавица родила своему первому местному мужу (ибо прозвище у него было Место - Veta), двух детей: девочку и мальчика. Но вынуждена была уйти от неверного мужа.
И пришла она к русскому человеку в стольный град, и русский - взял её. И родила она с ним прекрасного умного сильного мальчика, которого нарекли Адрианом, в честь старшего его брата Святослава, сына русского человека, забранного недоброй волей иной женщины ещё мальчиком в далекие славянские земли между Адриатическим и Чёрным морем. 
А спустя три месяца от рождения Адриана, когда градом и миром начал править меченый посланец разрушителя и повелителя мух, небесный гнев опустился на Землю, и извергло жерло рукотворного вулкана невидимый, но поражающий всё живое лучистый яд.
Много бед после этого произошло на Земле. Однако литовская дева и русский человек жили, склонившись над колыбелькой младенца, растя и воспитывая детей, не замечая надвигающейся над ними тучи.
Недолго длилось их счастье.
Злая воля начала изменять мир вокруг них. Пришли ущербные, но властные люди с претензиями на абсолютную власть, мысли которых были поражены какой-то навязчивой идеей об их языческой исключительности, а поэтому об их преимуществе на блага, созданные руками разноязычного рабочего люда, на средства всех народов.
И Летува тяжело заболела. И страшная раковая болезнь поразила её организм.
Накануне, когда ущербные, но властные люди с претензиями, собрались утвердить себя в качестве «богоизбранных», умерла Летува на руках у своего страдающего русского человека, оплакиваемая им, детьми и родными...
И стояли поздним тёмным осенним вечером у белого гроба Летувы, отдавая дань её памяти, демонстрируя уважение и сочувствие родным и близким, 11 гордых, мощных молодцев со своим славным великаном во главе, побеждавшие всех в равной и честной борьбе, словно витязи под Грюнвальдом.
На её могиле, расположенной около Немана, между реками Нерис (Вилия) и Нявежис (не доезжая Красного двора - Raudondvarisa), был поставлен камень из красного гранита, сколотый по профилю карты «Lietuva», на котором изображен её портрет – нежной Девы, склонившейся и смотрящей куда-то вперёд, на бренную землю...

Много ещё русскому человеку с сыном от Летувы пришлось пережить невзгод, гонений и поражений. Но это была уже другая и, по-своему, драматическая история...