Семейный прогноз

Александр Иванович Алтунин
Как-то раз я был в гостях у своей старой знакомой - преподавателя физики политехнического института, которая в свое время успешно подготовила меня к поступлению в медицинский институт. Ей было приятно, что я решил понаведовать ее. В ходе разговора о различных житейских моментах я было рассказал ей, что иногда могу дать неплохую (в том смысле, что достаточно достоверную) характеристику человеку по его лицу и даже при отсутствии человека - по его фотографии. Валентину Ивановну это очень заинтересовало и она решила показать мне фотографию девушки своего сына, относительно которой он имел определенные виды.

На фотографии была очень симпатичная и неглупая девушка. И с точки зрения формальной логики она была достаточно подходящей парой для Виктора. Тем более, что она была из интеллигентной семьи.  Но, присмотревшись к ней повнимательнее, я увидел элемент стервозности в ее характере. Причем, не просто небольшой элемент, а достаточно ярко выраженный. А Виктор был спокойным и доброжелательным парнем, которому чужды авантюры и интриги, агрессивность и жестокость, наглость и грубость. Даже при самом минимальном логическом раскладе получалось, что они не подходили друг другу в принципе.
О чем я и сказал Валентине Ивановне. Но она сказала мне, что Виктор очень доволен своей избранницей и никаких нареканий в ее адрес почти никогда не высказывал. И что он очень сильно любит эту девушку и она платит ему той же монетой.

Это был первый наш разговор на подобные темы, поэтому убедиться в потенциальной правоте моих слов непосредственно моя собеседница не имела возможности в прошлом. А поэтому определенный скептицизм был с ее стороны закономерным. И ведь действительно: все объективные данные указывали на благополучный брак, а тут приходит совершенно посторонний человек и выдает  абсолютно противоположный прогноз. Причем при этом совсем немного зная будущего жениха и совсем не зная невесту. В ситуации был определенный логический парадокс.

Конечно, я не имел права навязывать свое мнение Валентине Ивановне. Хотя и чувствовал двусмысленность своего положения. С одной стороны, я понимал, что должен предостеречь Валентину Ивановну и ее сына от нежелательного поступка, который почти обязательно создаст проблемную ситуацию и сделает его несчаст-ливым человеком. А если учесть его серьезность и обостренное чувство долга, то было понятно, что, скорее всего, это потенциальное несчастье будет долгим. Так как он не захочет оставлять своих детей без отца.

А с другой стороны, как я мог ей доказать свою правоту (а значит - ошибочность ее мнения и представления о ситуации), если по возрасту я годился ей в сыновья. А она и ее муж были достаточно умными, интеллигентными, психологически достаточно тонкими людьми. Во многом превосходя меня своей жизненной мудростью и опытом. Сошлись на том, что несколько лет спустя мы опять встретимся и расставим окончательные точки над "и".

Спустя пять или шесть лет я опять был в гостях у Валентины Ивановны. Теперь у них гостил один из их внуков - сын Виктора. Для того, чтобы минимально исказить реальное положение вещей, я решился спросить у мальчика об отношениях его родителей между собой.
- Скажи-ка нам Паша, - обратился я к нему, - твои родители иногда ссорятся друг с другом?
- Не иногда, а очень часто, - ответил он мне.

Ситуация была непростой. Мне не хотелось сыпать соль на раны Валентины Ивановны, но и полностью проигнорировать свой собственный прогноз относительно благополучия брака их сына тоже желания не было. Нужно было искать компромисс. Я высказал косвенно мысль о большой  проблематичности  семейной  жизни  их сына. И Валентина Ивановна с искренней грустью  в голосе согласилась со мной, посетовав на свой скептицизм в прошлые годы относительно моего прогноза.

Так уж получилось, что, не желая в принципе выступать в роли пророка ли прорицателя, я, тем не менее, оказался прав в большей степени, нежели все родственники Виктора и его жены вместе взятые. Хотя я и не собирался претендовать на какую-то исключи-тельную мудрость ни в этом вопросе, ни в каком-то другом. В ряде случаев хорошее знание основных законов психологии личности и общения, дополненное логическим размышлением и некоторым интуитивным озарением, оказывалось более точным, нежели богатый жизненный опыт многих неглупых и неплохих людей.