Подготовка к командировке

Игорь Дергоусов
Вопрос с командированием меня в Чеченскую республику был решён на 90 процентов, непонятным пока оставалось, когда она всё-таки состоится, осенью, уже через месяц, либо через три месяца зимой. Что интересно, одни и те же группы сотрудников, обучающихся на полигоне, комплектовались как теми, кто должен был ехать в Чечню осенью, так и теми, кто должен был ехать зимой. Так что оставалось только ждать дальнейших указаний руководства.
В полевой учебный центр УВД я прибыл за неделю до окончания занятий. На занятиях с нами отрабатывали учебные задачи по проверке паспортного режима, по досмотру автотранспорта, по применению специальных средств и средств радиосвязи. На стрельбище поупражнялись стрельбой из автоматов, нам показали, как работает шумовая граната, как пользоваться подствольным гранатомётом. Нас обучали всему тому, что реально могло пригодиться при выполнении боевых задач. Процесс обучения даже "доказал" известную теорию о том, что мир тесен. Во-первых, среди преподавателей оказались два моих давних товарища, а во-вторых, один из них был моим сокурсником по учёбе в Кемеровском высшем военном  командном училище связи. Сокурсником был Юра Крюков, в курсантские годы заместитель командира третьего взвода нашей 41-ой роты, который, зная о том, что я и так достаточно уверенно умею обращаться со средствами связи, любезно предложил мне пропустить своё занятие.
Отчётливо запомнилась сдача мной зачёта, завершающего процесс подготовки в учебном центре. Всё было как на настоящем экзамене: приёмная комиссия, билеты, ограниченное число экзаменуемых сотрудников. Мне достался билет из трёх вопросов, третьим из них, был вопрос о применении средств радиосвязи. Когда я перешёл к ответу на третий вопрос, председатель приёмной комиссии, послушав мой ответ, уточнил, кем я работаю, и, получив ответ, сказал, что не я им должен зачёт по этому вопросу сдавать, а они мне.
За день до сдачи зачёта появился начальник штаба сформированного временного отдела внутренних дел (ВОВД) Михаил Бобров, молодой, и по всему видно, что перспективный. Цель его визита, как я понял, состояла в том, чтобы уточнить штатное расписание и предварительно познакомиться с личным составом. Из беседы с ним я узнал, что на время командировки буду состоять в должности рядового связиста, а также, что ВОВД, к которому был приписан и я, в Чечню отправится осенью, буквально, через месяц. В отделе связи УВД мне уточнили, что таких связиста будет два, вторым будет, майор милиции из Гурьевска Дороганов Сергей. Из нас двоих старшим назначался я.Из нас двоих старшим назначался я. По сути, на время командировки, на меня возлагались обязанности ефрейтора, а на Сергея и вовсе рядового. Невольно вспоминается старый анекдот: "Генерал отчитывает командира полка. Что это у Вас тут проходной двор? Немедленно поставьте сюда шлагбаум или толкового майора!". Впрочем, к подобным метаморфозам нам не привыкать. Во всяком случае, 99% майоров когда-то были рядовыми. Почему не сто? Ведь есть же у нас случаи, когда врач скорой помощи, талантливый исполнитель, поднимается на гребень славы, исполняя блатной репертуар, поднявшись, вспоминает своё настоящее имя, добивается различных вершин в артистической среде. Но ему этого мало, и находясь в запасе, он становится полковником военно-медицинской службы ВМФ. Я понимаю, военкоматовские, они ведь тоже люди, они тоже кушать хотят. Но зачем так воинское звание опускать?
Среди сотрудников пожарной охраны я был далеко не первый, кто направлялся в Чеченскую республику. Периодически в командировку направлялись врачи из специальной части, которые, как и я, имели двойное подчинение (в их случае, это пожарная охрана и медицинский отдел УВД). А с весны 2001 года в селение Ачхой-Мартан Чеченской республики, направлялась и целая пожарная команда, состоящая из семи сотрудников. Этой осенью общая численность убывающих в командировку сотрудников ГПС увеличивалась до девяти человек, помимо меня, направлялся сотрудник пожарной охраны, который в Ачхой-Мартане должен был исполнять обязанности дизелиста–электромеханика. С начальником пожарной команды майором Андреем Болтиновым, мы познакомились на инструктаже у начальника ГПС области. С Андреем мы обменялись контактными телефонами для согласования наших дальнейших действий.
С Сергеем Дорогановым, вторым связистом, я познакомился лично на инструктаже всего личного состава, убывающего в Чеченскую республику в областном УВД. Общий язык с Сергеем мы нашли сразу. Думаю, это было приятно для нас обоих. Много позже, когда мы семьями собрались у Сергея на даче в Гурьевске, я спою песню, посвящённую ему.

Двухъярусная койка,
Тельняшка, автомат.
Тебя не знал, Петрович.
Теперь ты стал мне брат.

Судьба свела в Чечне нас,
Войною породнив.
В Ачхое, в райотделе,
Нам дружбу подарив.

Я вспоминаю часто
тот временный отдел.
В разгрузках связь качали,
А в нас смотрел прицел.

"Восток", "Восток" на связи,
звучал наш позывной.
И сами мы из связи
Петрович – кореш мой.

Давай нальём по стопке
За прожитые дни.
Давай нальём по сотке,
Чтоб не было войны

На инструктаже стало известно, что ВОВД в Ачхой-Мартан отправится двумя партиями. Первая партия, состоящая примерно из сорока человек, в которую входил и я, отправится на четыре дня раньше, с целью приёма имущества у старой смены ВОВД. Узнали и дату - 30 сентября 2001 года.