Чужие письма10

Маргарита Фортье
Москва встретила   не очень вежливым утром, показывая тем самым,  что   незваным гостям тут  не рады. Хмурила «брови» серым небом и "прогоняла"   косым дождём  обратно   в вагон

-И чего разъездились туда-сюда, никакого покоя,  одна суета, беспокойство и  беготня,- вторила погоде  проводница, протирая поручни  и откидывая лестницу.

- А что много  народа ездит, бабуль?-   отозвался Саша, выходя в тамбур  и вытаскивая  следом сумку Шурочки.

-Какая тебе бабуля! Внучонок нашелся тоже мне.

- Ой, всё понял,  - Саша поднял руки вверх,  сдаваясь, -  всё понял, уважаемая вагоновожатая.
Шурочка одёрнула Сашу взглядом. Ей совсем не хотелось шутить и слушать шутки других.На душе  по погодному было так же тоскливо.

-Саш,  остепенись. Не до  шуток. Давай выпрыгивай, - пробормотала она наконец,  глотнув свежего воздуха после душного вагона.
Сашу  эта словесная перепалка  с  проводницей  явно забавляла. Но как только  заглянул в лицо  Шурочки  и,   увидев  хмурое выражение,  замолчал на полуслове.

- Как скажешь..систа…- ответил улыбаясь.
Всё остальное время пути  по  вокзалу , метро, до остановки  автобуса,  Саша с восторгом осматривался по сторонам.

- Красиво тут. Как  заграничное кино.. в американских фильмах.
Шурочка улыбнулась. Она не раз была в Москве. Отец возил её к  родственникам  на каникулы и праздники, и  ей приятно было чувствовать себя как рыба в воде   в таком большом городе, показывая  этим    своё превосходство..       

 Остановиться они должны были  у родственников отца,  а точнее у его  родной сестры тёти Гали. Шурочка  перед отъездом   спросила  разрешение  заглянуть к ней  и  погостить  дня  три.

Про Сашу сказала, что это её дальний родственник, который никогда не видел Москвы, но  хотел бы  посмотреть , а заодно определиться с местом учёбы.
Тётя Галя  всегда была рада Шурочке. Доживая одинокую старость,  она не утеряла чувство радоваться гостям.  Вот и сегодня  успела  приготовить  завтрак – драники  со  сметаной, надеть новый  шёлковый халат  и цветастый  передник.   

-Ты только не вздумай сказать, что ты мой брат, ладно?! Тётя Галя она нормальная, но зачем ей такие переживания,- неохотно призналась Шурочка, совсем не к чиму лишние разговоры.

- Да я понимаю, - успокаивая,  ответил Саша, заглядывая ей в глаза и пытаясь  понять, правду  ли она говорит. Не стыдно  ли ей сказать, что он является её братом. 

-Понимаешь, тётя Галя всегда считала меня своей племянницей, даже зная, что я не родная, она считала меня родной дочерью моего приёмного отца. Ведь  совместных детей у моей матери  с отцом  не было.А если  я  всё расскажу ей, она не поймёт, посчитает предательством  памяти  о брата и моего приёмного отца. Вот и вся причина,- Шурочка уловила его взгляд и  постаралась успокоить  сомнения Саши.

Поездка  по Москве дала возможность еще раз Саше забыть   дело, по которому они приехали,  и снова «глотать» глазами  город,  где сбываются все мечты. Именно такой  у него сложился образ  столицы.

 Большие улицы, дорогие  машины,  яркие  и кричащие витрины, с  незнакомым  названием  «бутик». И сам воздух, он был  пропитан  децибелами  московского говора  на «г» и шумом людской толпы несущейся, как поток лавы..с шумом и грохотом.


Тётя Галя оказалась совсем не старушкой,  а  модной московской дамой неопределённого возраста.

Она  с радостью и мокрыми глазами от восторга встретила Шурочку, заключив   в объятия, охая и ахая на  её бледность лица. Сашу тоже приняла за своего, уточняя по какой линии  он приходится родственником.

Шурочка опередила , сказав, что  по линии дедушки. Саше оставалось только согласится и поддакивать всякий раз, когда тётушка вновь  задавала вопросы про  родню.

Двухкомнатная квартира была прибрана и  ухожена, уставлена   всякими мелкими сувенирными  штучками  и салфеточками. На  довольно таки просторной кухне  пахло вкусным завтраком.

Саша  даже опешил - « вот так наверно  должен выглядеть  дом,  в который хочется возвращаться».

Завтрак прошёл в воспоминаниях тёти Гали  и рассказах  Шурочки о маме. Саша  слушал и уплетал драники не стесняясь  макать их руками в сметану  и при этом громко чмокать. Он готов был уплести   целую дюжину за здорово живёшь, сказывалась детдомовская привычка наедаться впрок.   

Чем привёл тётю Галю  в неописуемый восторг, видя, как  тает  на глазах, приготовленная    еда.

Согреваясь в уютной комнате, и тёплой беседе, Шурочка ни на минуту  не выпускала из головы мысль, «как быть?».

Адрес  хосписа лежал в её сумочке. Часы посещения   были определены  без ограничений, но Шурочка всё таки  отложила на вечер   визит к Андрею.

Саша заметил,  что иногда   её взгляд становился зеркальным,   задерживалось отражение, а мысли  где-то далеко. Он без труда понял,  о чем  она думает.

- Ну, что ты,  придумала, как мы заявимся  к нему?- спросил он, когда тётушка  вышла из кухни.

- Нет. Не могу всё связать, не могу представить его реакцию. Всё будем делать на месте.  Приедем, посмотрим, увидим его, тогда и решу.


- Ой, боюсь я. А вдруг он разозлиться на нас от таких новостей, или еще хуже ему станет плохо.

- Будем смотреть Саш. А что ты предлагаешь? Уехать? Вот таки не сказать ему в последние  дни его жизни. Лишить его  всей правды?- попыталась возразить Шурочка скорее себе, чем Саше.

- Да нет, это я так. Просто играет очко, прости,- Саша  в надежде на лучший исход снова  вернул себе самообладание.

К вечеру  сказав тётушке, что им надо  по делам ,  отправились  в  хоспис.
 Подъезжая , Саша и Шура  не разговаривали, только переглядывались и брали друг друга за руку, сжимая   в знак солидарности.

……- Здравствуйте, - Шурочка робко обратилась  к девушке  за столиком.
Она ответила приветствием, не поднимая головы, и заполняя ручкой  что-то в журнале.

- А нам вот повидать Арбузова Андрея. Мы не знаем  в какой он палате.

- Сто пятая,- быстро ответила  девушка,    не отвлекаясь .

- А  к нему  можно сейчас? – снова поинтересовалась  Шурочка.

- Конечно можно, вы, что в первый раз к нему?
 
-Да, в первый. Издалека приехали. Вот  решили навестить, специально ехали к нему.

- Тогда понятно. Вы бахилы одевайте или тапочки свои   и проходите вооон туда налево,  а там увидите,- наконец девушка подняла своё лицо  и  показала рукой, куда следует идти. 
 
Шурочка поспешила к автомату  с бахилами. Надевая  их  на обувь, руки предательски дрожали.

- Ну, что мы скажем, Шур, - Саша заметил волнение  сестры.

- Молчи Саш.  Я сама буду говорить, - у Шуры дрогнул голос.
 Разделяющее  расстояние   до двери  с каждым шагом становилось всё меньше. Вот и дверь палаты сто пять.

Шура  постучала  и, не дожидаясь, ответа открыла её.

Мужчина в коляске, сидевший за столом , что-то писавший на листке,  молча, повернул голову и, улыбаясь,   поздоровался первым.

- Здравствуйте, а Вам кого?

- Мне  Андрея Арбузова,- произнесла Шурочка, не отводя  глаз  с белого листа на столе.

- Я и есть он, Андрей Арбузов. Чем обязан  юная леди?- болезненно улыбаясь,    ответил Андрей.
      

     - Очень хорошо,  - Шурочка всё еще стояла в дверях, не решаясь войти и не зная, как начать. Чувствовала  Сашино дыхание в спину .

-Да Вы проходите, что стоять в дверях. Вот присаживайтесь на свободную койку. Клиент покинул сей мир,- последние  слова  показались  Шурочке не смешными.- Да что Вы так испугались, садитесь, все мы его покинем, кто раньше, кто позже. Я имею в виду все те, кто находится тут, снова уточнил он.

Наконец Шурочка прошла в комнату и села на край кровати. Саша пристроился рядом, не сводя глаз с Андрея.

- Слушаю Вас?- Андрей задал вопрос. - Вы наверно из  пенсионного фонда, опять бумаги подписать?

Шурочка молчала. Она не скрывала  растерянности. Его черты  лица  были  схожи с Сашиными. С  собой она открывала  схожесть   носа и губ.

Он сидел в старом свитере,   с отвисшими на  худых ногах трениками.  Был невероятно истощён и бледен, но   глаза  играли своим, когда- то неотразимым блеском.

- Нет, мы не из фонда. Мы ….мы ……Ваши дочь и сын,- она не стала тянуть  и  изворачиваться, пусть как будет.

- Погодите, Вы наверно ошиблись. Я Арбузов Андрей…

- Да,  мы знаем и мы именно к Вам,- перебила его  Шурочка.

Саша всё это время молчал. Он сам не верил своим ушам и глазам, во  весь абсурд ситуации.

Шурочка быстро назвала фамилию и имя  матери. Пересказывая  их любовь, ссору и её отъезд.

Андрей слушал молча. Иногда хмурил брови и хватался за лоб , потирая его рукой.

- Хорошо! Я понял про Ольгу. Кстати как Вас  зовут?

- Шура..

-Хорошо Шура  в это я могу еще поверить. Допустим. А сын, причём еще один?
 
Тут для Шурочки наступил самый трудный момент  признания.

Она  вытащила письма  и положила на стол  перед Андреем. Мельком  её взгляд упал на листок,  лежащий перед ним  и  первые слова заглавного текста « Здравствуй моя Жемчужинка…

Андрей узнал свои письма и с не скрываемым  удивлением посмотрел на Шурочку.

- Это что?  Откуда  у Вас это?

-На все Ваши письма отвечала….. я,- последнее слово Шурочка выдавила из себя.

- Я Вам сейчас всё расскажу.

Андрей  почти потерял сознание. Он понял, что его надежда, его мечта, его свет   в окошке это  простой розыгрыш недобрых людей.
Которые, читая его письма, попросту  насмехались над ним. Но самое  страшное было, то,  что  она  никогда не читали их, она,  его  Жемчужинка. Она так и не узнала, как он её любил.

Его руки дрожали. Он смотрел на свои письма,  гладил их  рукой, слушая рассказ Шурочки , тихо плакал.

Когда  она рассказывала о Маргарите,  о рождении Саши  и её  гибели, он закрыл лицо руками    застонал.

- Может врача? Вам плохо?

- Не надо врача. Вы убили меня,- он произнёс ледяным голосом. - Ведь это и есть настоящий конец,  чтобы там ни говорили о конце света.- Всё гораздо быстрее – как будто нажали кнопку ускоренной перемотки.

Шурочка  посмотрела на Сашу. Она совсем забыла о нём.

Саша сидел неподвижно  и при последних  словах Андрея  сжал до боли   руки в кулаки.
Андрей перевёл взгляд на Сашу.

-  Я виноват  перед ней.

Потом наступила тишина. Никто не хотел нарушать её и каждый думал о своём.

- Что Вы хотите? - первый нарушил  Андрей.

Шурочка посмотрела на Сашу.

- Ничего…... Мы  хотели  узнать нашего отца,- потерянным голосом  произнесла Шура.

- Я болен  и беспомощен. Помочь не могу ни себе ни Вам. Доживаю последние дни. А теперь буду просто просить  «скорее бы»,  меня здесь уже ничто не держит.

- Вот принесли  Вам  фрукты, да и так по мелочи сладости, соки, - Шурочка решила отвлечь всех присутвующих от тяжёлых мыслей.

Саша  молчал. Потом вдруг   встал,  подошёл к Андрею  присел перед ним,  взял его руку и произнёс

- Можно мы завтра к Вам ещё приедем?
Андрей, не мигая, посмотрел в глаза.  Снова набежала  слеза,быстро перелезла через ресницы нижнего века и упала вниз, как раз на руку Саши..

«Саша, ты умница» -  Шурочка  отвернулась смахнув свою.   
 
- Так.. всё. Реки слёз отменяются . Может тут можно  чаю попить,  мы ведь всё таки  встретились? Отметить надо!- Саша нарушил  затянувшуюся   горькую паузу.

Быстро вскочив, он открыл дверь и у  проходящей мимо медсестры спросил про  кипяточек.

- Так ,…на боксе есть. Я сейчас быстро сбегаю. А вы  давайте конфеты на стол.
Саша  растворился  в дверном проёме после своих слов.

Шурочка осталась наедине с  Андреем.


- Ненавидишь меня?-_ вдруг спросил он.

- Зачем же. Я бы не ехала сюда за сто вёрст.

- А  Ольга? Как она? – неожиданно для себя он произнёс  её имя через столько лет вслух.

- Всё хорошо. Мы жили хорошо. У меня был хороший приёмный отец.
 
- Почему был?

- Он погиб в аварии два года.

-  Вперёд меня значит  успел. Извини. Сочувствую. Тебе было смешно  читать мои письма?

- Я всё объяснила. Я знаю - это наверно со стороны смотрится  чудовищно, но так получилось. Прости..те.

- Одно  хорошо, мне не надо рассказывать свою  жизнь,- он втянул воздух ртом и перестал кусать  губы, чувствуя как приступ  боли отпустил.

- Согласна,- Шурочка повернулась  к окну,  рассматривая появившиеся капли дождя, стекающие по стеклу, похожие на слёзы тех, кто видит нас  сверху..Она посмотрела на небо.

- Как Ольга? Она была счастлива? … Знаю, что  виноват перед ней… Да я везде виноват, куда ни кинь..

- Мама живёт хорошо. У неё всё есть, - Шурочка не стала вдаваться в подробности последних  дней.  Не хотела, чтобы Андрей опять чувствовал свою вину.  Она  всё никак не могла назвать его отцом.

-Ну да, ну да. Рад за неё.
Она  заметила, что лицо  Андрея перекосилось,  и рука  машинально схватилась  за живот.

-Позвать врача? – встревожено спросил она.

- Медсестру позови..

Шурочка выскочила из палаты и  бросилась на поиски  медсестры. Вернулась с  молоденькой  девушкой  в белом  коротком   халате, которая  быстро  наполнила  шприц и  ловко  вколола  укол.

Шура рывком вышла из палаты. Приступ  тошноты подкатил к горлу.

« Где этот Сашка?  Опять наверно трепится с кем- то, хлебом не корми дай ему  языком почесать».

Она начала нервничать. Странное чувство  «лишней»,  было  у неё внутри.

« Ему наверно никто не нужен. Зачем  я тут. Да же не спросил  как я жила».

Саша  показался с дальнего конца коридора,  неся чайник,   аккуратно поддерживая его рукой. Приближаясь,   продолжал заулыбаться:

- Вот и кипяток. У тётки  попросил,  взял ненадолго с чайником.   А ты чего тут пасёшься?   

- Андрею плохо, там ему обезболивающий колят. Не могу это видеть. Стошнило.

-Наверно расстроился  из-за нас,-  почти беззвучно сказал Саша.

- Не забывай где ты.   Тут боль даже в воздухе витает стонами, отголосками  смерти. Последнее пристанище обречённых, - Шура старалась говорить тихо.

- А ты думаешь ему не выбраться?- всё еще надеясь на лучшее,  спросил Саша.

- Ты что  издеваешься? Ты видел его,  разве так выглядят   выздоравливающие  люди.

Если бы  не   болезнь я бы не торопилась  ехать  в Москву. Мне кажется, ему  всё равно есть мы или  нет нас, - Шурочка стояла посередине коридора,  скрестив руки. На душе было пусто и одиноко.  «Может мама опять  была права?!».

Саша, глядя на неё,  загрустил.


- А мне жаль его. Я завтра опять приеду. И вообще  я решил  побыть тут. Буду ездить к  нему.   У меня времени мало остаётся  узнать его,  хочу побыть с ним.

- Значит ты хороший,  а я  плохая?

- Нет, что ты. Не  в этом дело. Ты жила  в другом  мире, а я в другом. Вот и вся разница.

Шурочка не стала отвечать. Она  ждала  бОльшего от встречи. Ждала, что  после всего,  что он читал ,  прижмёт её  к себе, будет спрашивать о жизни, об интересах, работе.

После обезболивающего ему стало чуть  лучше. Они вернулись в палату.

Чаепитие проходило спокойно  и даже весело . Саша старался хохмить,  пересказывая и передразнивая «вагоновожатую». Андрей  улыбался. На  краю стола всё так же лежал листок   начинавшийся строками «Здравствуй моя Жемчужинка…»

 Он не  убрал его. Только отодвинул  в сторону.

Шурочка заметила это.  Заметила, что блеск в его глазах потух  и они стали  прозрачными,  в которых ничего нельзя было разглядеть, ни радости, ни тоски.
Когда время подошло прощаться  и Шура с  Сашей начали  собираться обратно в Москву, Андрей  вдруг  неожиданно  взял  их руки  и пожал, поочерёдно слегка сжимая,  одновременно прикрывая глаза    закусив  губы.

- Спасибо  дети.

Саша  не  смог  сдержать себя и нагнувшись  к его  плечам, обнял  ,  прижавшись щекой  к голове.

- Я приду завтра …я  обязательно приду завтра..Мы… придём..
Шурочка сдержала себя, иначе она  расплакалась бы и «до свидание»  сошло на прощание  навсегда.

- Если я смог оставить таких детей на земле, то я  не зря жил.

- Ну ладно …пап… - Саша  запнулся, он впервые сказал  слово, которое не говорил  никому  и никогда,-  не надо так обречённо, всё же хорошо, - голос слегка дрогнул.

- Так.. всё,  мы уходим, но мы вернёмся, и нечего тут  «сливать»  жидкость,- Шурочка не ожидала от себя таких  отрезвляющих слов, она поняла, что  рвать вены друг другу  это  не хорошо для Андрея. У него и так был трудный день, а впереди еще трудная ночь.

…Дорога домой  была без единого звука. Они  молчали, как воды набрали  в рот. Каждый думал  о своём.

«Сашка -  мальчишка совсем, а какой замечательный, добрый »- Шурочка посмотрела на него решительным твёрдым взглядом, признавая  его  превосходство  во многих  проявлениях человеческих качеств.

Она  привыкла к нему и казалось,  знала его  давно, не чувствуя разницы в  возрасте.

-  Давай завтра поедем пораньше, Шур?- он нарушил  молчанку первый .

-Давай,- согласилась Шурочка, даже не уточняя куда.

Тётушка, встретив  их   в дверях,  долго  расспрашивала Сашу,   понравилась  ли ему  Москва, какое учебное  заведение он выбрал.

Саша   не знал, что ответить.  Отбалтывался шутками, но  они получались  у него не совсем  смешными и тетушка, сославшись на  головную боль, удалилась спать.

Ужин  был накрыт  накрахмаленной  вафельной салфеткой. Поужинав не разогревая,  за  считанные минуты и  повалившись на свои спальные места, перевели  дух.

- Как он тебе?- Саше не спалось, и он опять  продолжил  свой разговор.

- Жаль его. А так , если честно, я расстроена. Я ждала большего. Хотя сама не знаю, чего я ждала. Вот с тобой как-то всё по- другому. Ты мне сразу стал  родным. 

- Он не знает нас. Ему трудно....  А мне он понравился. Шутить еще пытается, - Саша,  лёжа на раскладушке,  смотрел  в потолок, наблюдая  игру теней.

- У него сын и дочь еще есть.  А может и больше. Он   любил женщин. Любил  жизнь.  У него трудности с детьми, с теми,  кого вырастил. А на нас ему  наверно…  «всё равно».

- Шур, ты хотела сказать наплевать?  Ты уедешь? 

- Не знаю. Он забыл мою мать. Не знал меня.  А значит и не любил и не полюбит. Я  ему параллельна. Это Маргаритой он жил последнее время. Ты её сын,  он любил её, значит и любит тебя.  Я видела, как он  смотрел  на тебя. Наверно искал её черты  и свои. Ты их плод.

- Ты что ревнуешь?..

- Наверно я успела полюбить его   и  в ответ хотела того же, ну  хотя бы чуточку тепла.

- А я рад, жаль его, побуду с ним.

- Спать  давай..

… Андрей,  оставшись один на один,  не мог никак прийти  в себя.  Вроде всё как всегда, вроде  всё  на месте, а мысли,  голова  никак не сообразит, что это было. Отзвуки прошлого явились  к нему перед смертным  часом или  судьба так насмехается…
«Дети, да ещё двое! И не  поверить  нельзя. Всё правдоподобно точно. Может по свету еще  десяток  их ходит. Только те, кого нашла судьба  решительнее всех?  Пашке  расскажу, не поверит.  А что я скажу дочери. … Сашка добрый парнишка. На меня похож.. .» - он так и не заснул  до  утра.

… Следующий день Саша и Шура  приехали  пораньше. Саша настоял.
Его тянуло к отцу.

Андрей с самого утра  успел привести  себя в порядок. Побриться.  Побрызгался  дешёвым одеколоном. Сменил рубашку. Попросил медсестру ножницами слегка  подровнять  волосы.

После обхода  уловил себя на мысли, что ждёт их.

«  А вдруг  не приедут. Я ведь вчера так и не спросил, как они жили. С Шурой не поговорил. Посмотрели  на меня -  что  за червь. Эгоист ».

Ещё издали  он увидел силуэт  Саши с пакетом, а рядом  стройную  фигурку Шурочки, шагающих рядом.  Сердце   учащённо забилось. Немая благодарность накатила откуда- то сверху и толкнула  кровь  к виску. Он развернулся на коляске к двери  и приготовился их встречать.
 
 
(продолжение...