Пролог

Игорь Дергоусов
Осень 2000 года. Я работаю начальником ОС и ТС областного управления пожарной охраны. Дождался, наконец, когда количество просветов на моих погонах увеличится, а количество звёздочек, наоборот уменьшится, когда одна большая звезда заменила четыре маленьких. До двадцатилетней выслуги оставалось меньше, чем полгода, и я начинал подумывать о завершении сотрудничества с ведомством МВД. Перспектива добавить звёздочки на погоны была весьма призрачной, а шансов найти достойное место на гражданке с каждым годом становилось всё меньше и меньше. В этом и заключалась причина моих сомнений о целесообразности дальнейшей службы. Однако судьбой всё было решено иначе.
Как-то на проводах очередной команды связистов для командировки в Чеченскую республику, после выпитых традиционных сто грамм, ко мне подошёл с разговором начальник связи областного УВД Юрий Викторович Селюнин. Он посетовал на то, что практически все связисты области побывали в таких командировках от трёх до пяти раз, и с каждым разом всё труднее становится находить людей для выполнения столь нелёгкой миссии. Потом как бы невзначай вспомнил, что связисты пожарной охраны тоже подчиняются областному УВД, в части касающейся службы связи, и поинтересовался, а мне не слабо ли съездить, на что я ответил, что если будет приказ, поеду, как и любой другой. Ну. а так как я был ещё и радиолюбителем, то ещё и условия поставил, мол, если даст с собой трансивер, поеду куда угодно. На моё удивление Юра (мы были знакомы уже давно и вовне официальной обстановки обращались друг к другу по имени), трансивер пообещал. Между тем, мне намекнули настраиваться на командировку в ЧР весной 2001 года.
Наступил февраль 2001 года. Я засобирался в отпуск, после выхода из которого, намеривался писать рапорт об увольнении. Отпуск у меня получался, в общей сложности, довольно солидный по продолжительности, к основному отпуску добавились отпуска за выслугу лет и за службу в Чернобыльской зоне. Дни на дорогу к месту проведения отпуска и обратно, естественно, не учитывались. Так как отпуск я решил провести в своём родном Бердянске, или другими словами, 4500 км от места службы, то на работе меня не видели что-то около двух месяцев. После выхода из отпуска я ощущал себя практически пенсионером, так как выслуга моя к тому периоду позволяла уволиться со службы в любой день.
Пока я отдыхал в тёплых краях (в Бердянске была нулевая температура, а то и небольшой плюс), на службе произошла, можно сказать, революция. Сменилось абсолютно всё верхнее руководство. Сменились начальник Управления и его заместители, даже начальник нашего отдела и тот был новый. О моих настроениях в отношении службы новый начальник отдела уже знал, и после торжественного мероприятия по случаю моего возвращения из отпуска, а дегустировали мы украинские горячительные напитки, которые я прихватил с собой из отпуска в качестве презента, у нас состоялся разговор. По сути, мой начальник предложил мне с увольнением не торопиться, де, мол, руководство поменялось, и решать служебные вопросы должно быть легче, чем при старом. Я позволил себя убедить пока не увольняться.
Пришла весна. Нет, не календарная весна, я в марте из отпуска вышел. Пришла настоящая весна, с теплым солнцем, с таянием снега, с сосульками, с журчащими ручейками, с весёлым пением птиц. Начальник связи из УВД о себе не напоминал, я подумал, что про меня просто забыли. Всё шло своим чередом. Решать служебные вопросы и действительно стало легче, но не на много. Под шумок новшеств даже удалось для радиомастерской приобрести несколько новых измерительных приборов, хоть это и были обычные "цешки" в новом исполнении, но и они радовали глаз. Служба продолжалась.
Я входил в состав парадной "коробки", которая принимала участие во всех торжественных мероприятиях города, с привлечением силовых структур гарнизона. Одним из таких мероприятий были торжественные проводы и встреча отрядов МВД, убывающих в Чеченскую республику, и возвращающихся оттуда. Хотел я или не хотел, а после таких вот проводов и встреч, разговор с Селюниным, вновь и вновь возникал в моей памяти, правда, ненадолго. Трудовые будни заставляли решать сиюминутные задачи, связанные со служебными обязанностями, тем самым, отодвигая мысли о командировке на второй план. Как бы там ни было, а весной я никуда не поехал.
Лето, которое так долго ждёшь, в Сибири пролетает незаметно. Если на Кавказе сентябрь можно отнести, по сибирским меркам, к летнему месяцу, то август в Сибири, по кавказским меркам, можно отнести к осеннему месяцу. Лето - моя любимая пора года. Может быть, моя любовь к лету объясняется тем, что я вырос в относительно тёплом климате на юге Украины. Точно не скажу, но знаю только, что рубашку с коротким рукавом носить мне нравится больше, чем тяжёлый ватный бушлат. С наступлением августа, этого последнего летнего, или первого осеннего месяца, про меня вспомнил и главный связист УВД. Позвонив мне, Селюнин сообщил, что я должен прибыть на учебный полигон УВД, где проводятся занятия с сотрудниками МВД – кандидатами для командирования в Чеченскую республику. Приняв полученную информацию к сведению, я всё же заметил Селюнину, что прибуду на полигон, после команды своего непосредственного руководства.
Август давно перевалил за свою половину и с каждым днём таял всё сильнее, а команды от моего руководства убыть на полевой учебный центр УВД, не поступало. Только с началом сентября, после неприятной аудиенции начальника нашего Управления у начальника УВД, я был откомандирован на занятия. Эта неприятная аудиенция мне через год ещё аукнется предложением написать рапорт об увольнении (рапорт я написал с великим удовольствием, даже в душе благодарил большого шефа за это предложение).