Разные свадьбы

Виктор Свиридов
     Недавно меня пригласили на свадьбу. Приглашение получил от родителей невесты. Я даже не понял, почему меня пригласили. Родственные связи – десятая вода на киселе, дружеские отношения –весьма редкие. Так, пару раз помог им в чём-то. Звонки на новый год, и только... Конечно, они позвали меня из лучших побуждений, спасибо. Но из тех же самых лучших соображений я нашёл благовидный предлог отказаться. Зачем и кому я там нужен? И мне там тоже делать нечего.
    Через несколько дней после свадьбы мне опять позвонили родители невесты, долго рассказывали про свадьбу, а заодно попросили об одолжении: сбросить на видеодиск отснятую видеоленту про свадьбу (у них нет соответствующей аппаратуры). Конечно, не отказал, дело несложное. Получился двухчасовой диск, который невольно пришлось просмотреть, и порадоваться, что не пошёл на эту свадьбу. Всё там по правилам, кому-то там было весело, но…
    Отдал диск и тут же забыл и про эту свадьбу, и про невесту с кино-женихом.

    Но вот прочитал рассказ Яны Голдовской (про вторую свадьбу), и отзывы на этот рассказ. Почему-то вспомнил те самые видеокадры недавней свадьбы, более того - стал размышлять на эту, уже давно неактуальную для меня тему.

   ...Свадьба, конечно, мероприятие праздничное. Бывает раз в жизни (ну –два, ну – три, пусть даже четыре или пять… но не двадцать же в конце концов) И т.к. свадьба явление не очень частое, то люди привыкли устраивать это явление как можно пышнее, громче, помпезнее. В конце концов - это их право! Но с другой стороны грустно, когда жених с невестой и их родители становятся заложниками традиций и нравов, которые им, порой, неприятны. Однако новобрачным говорят: «Так надо!»
   Надо собрать всех близких и дальних родственников, соседей, сослуживцев, начальников, и т.д., и т.п. Надо купить одноразовое белое платье по немыслимой цене, нанять массовика-затейника, заказать лимузин с куклами и лентами, снять зал в ресторане, (потратив годовую зарплату родителей) и всё это, чтобы было по стандарту, как у людей. Именно так и было у моих знакомых, судя по их рассказу и видеокадрам.
       
     Только не подумайте, что пытаюсь морализировать. На вкус и цвет –  товарищей нет. (Хотя может и есть?)
   Просто вспомнил несколько свадеб, свидетелем которых когда-то был, и те впечатления, которые от них остались.

           1966 год. Женится мой интинский приятель Саша – студент московского горного института. Свадьбу справляли в студенческом общежитии, очень весело, с песнями, представлениями, розыгрышами… Самые тёплые, светлые воспоминания сохранились о том дне до сих пор. Кстати, эта пара дружно живёт по сей день, и дай Бог им счастья.

         В 1968 году женился другой мой интинский приятель. Годом раньше он окончил МАИ и теперь работал в ракетном НИИ.
В студенчестве мы частенько встречались, нас связывало северное прошлое.
       (По секрету надо добавить, что дед приятеля был крупным начальником в ракетной промышленности).
       И вот я по почте получил официальное типографское приглашение на свадьбу приятеля. Указаны адрес ресторана, число и час начала торжества. К началу я немножко опоздал.
       Долго плутал по коридорам ресторана, заглядывая то в один банкетный зал, то в другой. Вот очередная дверь. Приоткрываю… В огромном сверкающем зале по периметру сдвинуты столы, за которыми сплошь сидят солидные дяди, человек сто. Мне – двадцатипятилетнему – все они показались стариками. Все эти дяди сверкают орденами и даже звёздами Героев Соц.труда. Ни одного молодого знакомого лица… Ну, думаю, опять не туда попал, тут чей-то юбилей, надо смываться. Но мне замахал рукой один из «дядей», и я узнал отца жениха. Потом и самого жениха разглядел рядом.
      Скромно присел на свободное место. А действо уже идёт. Один за другим встают взрослые дяди и, сверкая орденами, произносят тосты за… партию и правительство, за достижения в ракетной области, достигнутые благодаря мудрому руководству, и т.д., и т.п.
    Я осознал, что данную свадьбу превратили в мероприятие, предназначенное для дальнейшего продвижения моего приятеля по служебной лестнице. Мне стало тошно. Я придвинул поближе тарелку с красной икрой, демонстративно налил себе стакан водки. Выпил водки, заел икрой. Отвратное чувство не проходило. Тогда я тихонько покинул зал.
      И это противное чувство, возникшее от какой-то бутафорской неестественности той свадьбы ещё долго не проходило.

     Может кто-то спросит: ну а как ты сам отмечал свой свадебный день?
    Ну, я вообще «не стандарт», и тем более не пример. Моя будущая жена училась в Сыктывкаре. Она на майские дни прилетела в Москву, и мы в обществе двух свидетелей (одним из них был тот самый интинский приятель, студент МАИ, другой тоже интинский друг) пешком пошли в заведение бракосочетания на ул.Щепкина, расписались и вернулись в мой дом на проспекте Мира. Там в тесном кругу мы, т.е. мои папа, мама, я с уже женой, два свидетеля и соседка с сыном, более чем скромно отметили факт бракосочетания. (Папа предлагал поехать в ресторан, но я был против.) Через день молодая жена улетела в Сыктывкар.

     Наверно я был не прав, превратив свадьбу в простую вечеринку. Наверное, людям хочется в такой день чего-то особенного.
    Но моё отвращение к разного рода пышным сборищам, их одиозности и, зачастую, фальшивости – можно назвать патологическим. И ничего с этим не поделаешь. Даже просто сидеть за одним столом с неинтересными (тем более – чужими) мне людьми не могу и не хочу. А большие свадьбы, банкеты, юбилеи, поминки – обязывают выдерживать это.
Так что всё подобное – без меня.